Можно ли использовать динамическую стропу для буксировки
Содержание статьи
Буксировочный трос. Динамический или стандартный
Опытный водитель, который не раз сталкивался с буксировкой автомобиля, мог наблюдать, как стандартные буксировочные тросы с заявленной разрывной нагрузкой 3 тонны, рвутся как ниточка при буксировке стандартных легковушек, чей вес обычно 1,5 тонны.
Пострадавшим от некачественных продуктов бывалый автомобилист, придя в магазин, будет очень внимательно относится к выбору столь важного аксессуара и не станет на нем экономить. Правда, иногда подобное дело заходит слишком далеко, и по незнанию вместо буксировочного троса можно купить “динамически” или “рывковый” трос. Такие изделия имеют более высокую разрывную нагрузку и всем своим видом внушают больше доверия, чем “китайские” тросы.
Применим ли “рывковый” трос для буксировки автомобиля и не причинит ли он больше вреда чем пользы?
“Динамический” трос изготавливается из специальных эластичных материалов, благодаря чему, у его появляется способность растягиваться и возвращаться в состояние покоя подобно резине. При растяжении такого троса в нем накапливается потенциальная энергия, которая при достижении критического уровня заставляет трос сжиматься, в результате чего возникает “рывковая” сила. Обладающий такими свойствами, трос незаменим, если автомобиль застрял в грязи или снегу, Именно по этой причине любители “покатушек на внедорожниках” пользуются “динамическими стропами”. Как мы выяснили, трос такого типа незаменим, при вытаскивании “застрявшего” автомобиля, но можно ли с помощью его производить буксировку?
Теоретически такая буксировка возможна, но “динамические” тросы, как правило, имеют большую длину 6-9 метров и более, что неудобно при буксировке на мягкой сцепке. К тому же, не стоит забывать, что трос имеет свойство растягиваться до размеров в 2-3 раза превышающих собственную длину и, таким образом, дистанция буксировки будет, то увеличиваться до немыслимых размеров, то, наоборот, уменьшаться.
В исключительных случаях, когда под рукой не оказалось обычного троса, “динамическую” стропу можно использовать для буксировки, но тогда ее желательно сложить в 2-3 раза, так вы уменьшите дистанцию буксировки и трос не будет сильно растягиваться.
Второй момент, который не позволяет использовать “рывковый” трос для буксировки это то, что он изготавливается из мягких эластичных материалов, а при буксировке трос часто провисает и трется об асфальт. При подобной эксплуатации ваш дорогостоящий “рывковый” трос быстро испортится и станет непригодным и даже опасным для использования.
Так мы разобрались, что при выборе буксировочного троса не стоит доводить ситуацию до “фанатизма” и покупать самое дорогое изделие, так как несмотря на свою схожесть с буксировочными тросами “рывковые” имеют другое предназначение. К тому же, за стоимость “динамической стропы” можно купить несколько хороших буксировочных тросов.
Как же распознать годный трос?
Для начала обратите внимание на материал из которого сделан трос, это может быть:
капрон;
нейлон;
полиэтилен;
сталь.
Капроновые и полиэтиленовые тросы относятся к изделиям самого низкого качества, и редко соответствуют заявленным на упаковке нагрузкам. Нейлоновые и стальные изделия, напротив, очень прочные и способны обеспечить надежную буксировку. При этом, обратите внимание, на то, что стальной буксировочный трос занимает больше места в багажнике. При отсутствии на нем защитного покрытия может повреждать ЛКП автомобиля во время буксировки, к тому же стальные тросы подвержены коррозии.
Самое главное, сталь очень жесткая и практически не растягивается при рывковой нагрузке, которая неизбежно возникает во время буксировки, даже по ровной дороге. Поэтому на кузова, находящихся в сцепке автомобилей будут действовать дополнительные нагрузки, а движение будет не таким плавным. Нейлоновый трос, наоборот, более эластичен и занимает минимум места, но его запас прочности может быть несколько меньше.
Поэтому, выбирая трос для буксировки, оцените все за и против. На наш взгляд, более оптимальным будет использование именно нейлонового троса, а чтобы не приходилось сомневаться в запасе прочности, берите изделие разрывная нагрузка которого минимум в 3 раза больше массы вашего автомобиля.
А вот нужен ли в вашем арсенале “динамический” трос — решать вам:
он будет незаменим в случае частых поездок на природу;
абсолютно бесполезен при эксплуатации машины в городе.
А вытащить авто из снежного сугроба без труда можно и 10-ти тонным нейлоновым тросом, который в разы дешевле “динамического”.
Источник
Что такое динамическая стропа и чем она предпочтительна для бездорожья. — «Вне дорог» на DRIVE2
Чем же столь хороша эта волшебная веревка и почему при извлечении застрявшей машины на бездорожье так важно чтобы трос тянулся? Тому есть несколько причин. Основная из них в том, что на слабых несущих грунтах и скользкой поверхности, машина-тягач имеет очень низкое сцепление с поверхностью и потому не имеет возможности вытащить застрявшую обычным тросом, ибо как только тот натянется дернувший внедорожник, набравший некие обороты и развивший при этом определенный крутящий момент, из-за резкой остановки провернет колеса тем самым потеряет ход и не только не сможет вытащить засевшего собрата, но вполне возможно застрянет сам. Поскольку при небольшом рывке застрявшую машину вытащить не удалось, приходится разогнаться посильнее и рвать уже от души. Если машина застряла не серьезно – забуксовала в луже, то вытащить ее таким рывком скорее всего удастся, а вот если она «улеглась» мостами на межколейку, то никакого результата такой рывок не даст, разве что в машине-спасателе все незакрепленное барахло прилетит в лобовое стекло, при особой «удаче» туда же приземлится и лицо непристегнутого водителя, а если повезет окончательно, то в задний борт еще и стукнется сам трос с оторванной от второй машины бускировочной проушиной. Потому что ударные нагрузки для штатных буксировочных проушин губительны. Приваренные отрываются по шву, на прикрученных срезает болты. Единственное в чем такому тросу нет равных, так это в обеспечении большого количества разнообразных приключений на ровном месте, и если вы отправились на бездорожье именно за ними, то в данном конкретном случае возможно заморачиваться с покупкой динамической стропы не стоит. Когда задача состоит в том, чтобы безопасно и без лишнего «кровопролития» извлечь застрявший автомобиль, то использовать нужно именно «динамику».
Полный размер
По глубокому снегу лучше передвигаться в сцепке – «цугом», первая машина пробивает целину, вторая трамбует и страхует первую. И для этой задачи динамическая стропа годится как нельзя лучше.
Так в чем же таком глобальном она превосходит обычный трос? Главная особенность динамического троса в его эластичном плетении, оно выполнении таким образом, что под нагрузкой длинна стропы существенно изменяется, трос растягивается. Не так как резинка от нижнего белья, но весьма существенно.
В процессе натяжения трос набирает энергию, по мере натяжения стропы энергии становится все больше и на момент максимального растяжения застрявший автомобиль уже достаточно нагружен стропой, чтобы резкой нагрузки хватило для того чтобы он начал движение. Случается и так, что буксирующая машина уже остановилась, выбрав все растяжение троса или забуксовав, а застрявшая только начала движение и, используя высвобождающуюся энергию стропы, выехала на твердое. При этом эластика троса сводит к минимуму рывковые нагрузки, что благоприятно сказывается на сроке жизни буксировочных проушин и элементов рамы и кузова, и как следствие, на нервной системе владельца.
Но не все так гладко как хотелось бы. Динамическая стропа более опасна в использовании, и снова из-за своей способности к растяжению. Если в процессе натяжения троса петля соскочит с крюка или не выдержит буксировочная проушина, то всю накопленную энергию трос потратит на то, чтобы на огромной скорости пролететь по воздуху и приземлится в районе бампера второй машины. А чаще непосредственно в него. Поэтому при работе с динамической стропой нужно неукоснительно соблюдать технику безопасности, а именно не находится вблизи от натянутого троса и не входить в сектор его возможного вылета после обрыва.
Полный размер
Если предстоит участок бездорожья, где велика вероятность застрять, стропу лучше прикрепить заранее. Так вы сэкономите время и силы.
Как подобрать стропу подходящую вашему внедорожнику.
Поскольку основной характеристикой стропы является ее способность к растяжению, то главным и единственным аспектом, который стоит рассматривать при выборе станет масса вашего автомобиля. Вес, указанный на стропе, является максимальной нагрузкой, а не рекомендованной массой автомобиля и это стоит помнить. Оптимальный вариант, когда возможности стропы в 3-4 раза превосходят массу вашего внедорожника. Посему динамическая стропа 9 тонн отлично подойдет для средних внедорожников, а двенадцати тонная для тяжелых. Если же вы перестрахуетесь и купите стропу, рассчитанную на больший вес нежели имеет автомобиль, то массы автомобиля попросту не хватит для того чтобы стропа растянулась. По той же причине в паре легкий и тяжелый внедорожник нужно использовать стропу, рассчитанную на вес более легкого в сцепке, при этом кто кого дергает никакого значения не имеет.
Что до оптимальной длинны стропы, то она примерно 8 метров. Более короткие не имеют достаточной длины, для того чтобы набрать потребное количество энергии, а более длинные не удобны на бездорожье, где дороги редко бывают прямыми, а дергать машину прямиком на дерево или кочку не хочется. Да и в случае с прямой дорогой, не всегда есть возможность отъехать на расстояние достаточное для натяжения двенадцатиметрового троса. Именно поэтому большинство динамических строп имеющихся в продаже, длинной аккурат 8 метров.
Полный размер
Между использованиями стропу лучше хранить свернутой. Так она занимает меньше места и ее проще размотать в случае необходимости.
Если эта стропа столь хороша, тогда зачем вообще нужен другой трос? А затем чтобы буксировать неисправный автомобиль по дорогам с покрытием. Дело в том, что эластичность «динамики» из достоинства на бездорожье превращается в недостаток на асфальте. Ее очень трудно держать в натяг между машинами — чуть переборщил с нажатием на педаль тормоза, трос натянулся, набрав энергию, машины ускорилась и стропа легла на дорогу, или того хуже попала под колесо, а это смерть для нежного плетения. Оно рвется, и трос превращается в набор разрозненных взлохмаченных нитей. На таком участке стропа теряет способность к растяжению и, если повреждение распространяется на всю ширину, появляется вероятность разрыва троса в долгосрочной перспективе.
Полный размер
Проушины из кожзама смотрятся красиво, но после нескольких использований покрываются трещинами. В прочем, дальнейшей работе это не мешает.
На бездорожье «динамику» так же подстерегают опасности. Самое главное, что нужно знать – стропа боится влаги. Пропитавшись водой, она теряет часть своей эластичности. А самое страшное для нее это промокнуть и промерзнуть, такое часто случается поздней осенью и ранней весной, когда не замерзшая или растаявшая вода в лужах и бродах сочетается с низкими температурами. Промерзшая динамическая стропа теряет способность к растяжению и ее гораздо проще порвать в таком состоянии.
Источник
Динамическая стропа, буксировочный трос и как рвут машины (Видео) — Mitsubishi Pajero, 3.2 л., 2005 года на DRIVE2
Пару дней назад опубликовал пост о том, как выдергивал автомобиль брата из кювета Хонду Пилот.
Меня тогда порадовала фраза тракториста «это чё за х…ня?», который увидел первый раз в жизни динамическую стропу, что вызвало бурный смех среди народа скопившихся на месте. Понятное дело, что тракторист привык в обиходе использовать стальной трос и динамическая стропа для него нечто вроде веревочки, которая порвется при первом же рывке. Также потом порадовало его недоумение, как таким тросом выдернули из крутого оврага 2-х тонную машину.
Я постоянно с собой вожу 3 троса:
1.Трос для стяжки груза на экспедиционнике.
Использую похожий
Трос для стяжки груза не всегда использую по назначению, но в машине он лежит всегда. Нет, автомобили я им не дергаю, но, к примеру, натянуть его между деревьев, чтобы сделать дополнительный навес самое оно. Иногда им пользуюсь для обвязки вместе бревен, чтобы дотащить их в лагерь для разведения костра.
2.Буксировочный трос.
Использую как по прямому назначению для буксировки авто, так и для буксировки связанных вместе бревен.
3.Динамическая стропа (рывковый трос)
По прямому назначению, для чего-то другого пока не было необходимости, так как есть пункт 1 и 2.
Рассыпаться в советах, какой трос, какую динамическую стропу, какого производителя выбрать и купить не буду. Тут дело хозяйское. В Интернете много всяких тестов, вот к примеру:
Решил сделать подборку роликов как можно делать, а как не стоит.
Пару хороших примеров, когда рвут машины буксировочными тросами. А теперь представьте картину. Слетела в кювет красивая девушка и вы как истинный джентельмен спешите ей на помощь, чтобы вызволить из капкана и вместо помощи рвете ее машину ))))) Вот досада, да?
Смотрите примеры как это бывает:
ВНИМАНИЕ! В некоторых роликах присутствует нецензурная брань.
Вот как бывает, если вы используете слабенький трос, пытаясь выдернуть автомобиль. Такой трос предназначен исключительно для буксировки автомобиля, но не выдергивать его.
Выдергивая автомобиль из грязи или снега лучше использовать шаклы, хорошо их прикрутив. Крюки конечно тоже можно использовать, но должна быть уверенность, что при рывке он не разогнется.
Вот так бывает, когда разгибается буксирный крюк, и отстреливает в лучшем случае в бампер или стекло, а не чью-то голову.
А вот так бывает, когда вы используете слабые шаклы
Вот хороший пример, когда к шаклу приделали крюк и в момент рывка он разогнулся.
Желая помочь на дороге или выдергивая чей-то автомобиль, не забываем и про технику безопасности. Убедитесь, что рядом никто не стоит в момент рывка после команды «дергай!».
Вот хороший пример как бывает и оператору очень повезло, что не хватило длины стропы. Это еще один пример, когда разгибается крюк. Смотреть с момента 2:10
Почему я вожу с собой и буксировочный трос, и динамическую стропу? Кто-то предпочитает ограничиться только динамической стропой и использует ее как буксир. Вопрос в том, что, чем длиннее динамическая стропа, тем лучше. Почему? Потому, что от короткой стропы толку мало, она не имеет такой динамики, какую имеет длинная стропа, а длинный трос для буксира тоже не нужен.
Помню, как в экспедиции меня тащили на стропе через Саратов. Первая машина уже проезжает перекресток, а я только выезжаю со светофора. Узкие улочки, быстрый светофор и летящий через стропу нетерпеливый байкер в крутых райбанах в недоумении что произошло. )))
Можно сложить стропу в несколько раз, но тогда не было возможности в одну, и туже проушину пропустить стропу дважды. Даже если проушина вашего автомобиля может позволить пропустить стропу дважды, то не факт, что это можно сделать на автомобиле который вы собрались буксировать.
Динамическая стропа в багажнике это конечно хорошо, но нужно еще уметь правильно ей пользоваться. И опять же не стоит делать так:
Даже если выдержит стропа, то не факт что выдержит шакл. Даже если выдержит шакл, то не факт что выдержит проушина. Посему дергать надо с умом. Разложил стропу на всю длину, зацепил оба авто, откатился назад на метр, полтора и дернул. Зачем испытывать на прочность несколько звеньев одной цепи? Лучше на 3 раза больше дернуть. С дури, можно что угодно порвать, сломать или вырвать.
Все выше написанное сугубо мое личное мнение, а также написано исходя из личного опыта. Свое мнение я никому не навязываю и не считаю его единственным и правильным. Каждый сам праве решать, как ему хочется, удобно и правильно.
P.S. — А еще опасайтесь п…дельных советчиков, благодаря которым было порвано половина машин в этих роликах )))
Бонус!
Советчики насоветовали :)))
Источник
Динамические и буксирные стропы Динамические и буксирные стропы
Теория
Динамическая стропа, чаще всего, представляет собой эластичную ленту с усиленными петлями на концах и внешне может быть похожа на буксирную.
Основное отличие динамической стропы в ее способности плавно растягиваться под нагрузкой, после чего возвращаться в исходное положение под действием накопленной при растяжении энергии.
Растягивание стропы снижает нагрузку на узлы автомобилей, плавно увеличивая тяговое усилие, а ее способность сжиматься — немного повышает эффективность рывка, поддерживая тягу тогда, когда тягач уже остановился или застрявший автомобиль начал движение.
Принято считать, что основным предназначением динамики является вызволение застрявшего автомобиля. Это вполне справедливо, однако динамика, с таким же успехом, может использоваться и для буксировки транспортного средства, и когда нет под рукой ничего более подходящего, в качестве корозащитной шлеи или удлинителя для троса лебедки.
Причина ограниченного использования динамики кроется в требованиях к ее структурной целостности — трение провисшей стропы об асфальт при буксировке или о кору дерева при использовании лебедки, может повредить волокна. Поврежденные волокна способны стать причиной разрыва стропы при рывке, а это не только необходимость приобретать новую, но и серьезная опасность для людей и автомобилей.
При замене динамикой корозащитки или удлинителя приходится мирится с ее растяжением под нагрузкой, но это всего лишь некоторые временные и «электрические» затраты, поскольку лебедке приходится выбирать это растяжение каждый раз при провисании троса.
Динамические стропы, как и буксирные, отличаются по максимально допустимой нагрузке. Единой формулы расчета оптимального выбора стропы нет, так как при этом стоит учитывать не только собственный вес автомобиля, но и его загрузку, и условия, в которых он может оказаться, будь то глубокий снег или размокшее поле.
Наши рекомендации по выбору оптимально допустимой нагрузки довольно просты и позволят иметь в снаряжении стропу с достаточным запасом прочности для большинства ситуаций, в которых вы можете оказаться:
Вес автомобиля около 2 тонн — стропа с нагрузкой до 8 тонн. Вес автомобиля около 3 тонн — стропа с нагрузкой от 9 до 11 тонн. Вес автомобиля свыше 3 тонн — стропа с нагрузкой от 11 тонн и выше. |
Стоит быть внимательным при выборе динамической стропы — высокий и стабильный спрос провоцирует появление неизвестных фирм, предлагающих «качественный» товар по низкой цене.
Условия и характер использования динамики требуют высокого качества изготовления и используемых материалов, а от надежности снаряжения зависит многое, в том числе и ваша безопасность.
Наиболее известными производителями динамических строп на сегодняшний день, представленными на российском рынке, являются фирмы: Ironman, ARB, ProComp.
Буксирная стропа не обладает свойственной динамической эластичностью и стоит значительно дешевле. Часто, низкокачественные стропы, позиционируемые производителем как динамические, имеют аналогичную слабовыраженную эластичность или ее полное отсутствие, но такие стропы могут вполне заменить буксирные, оставляя вопрос доверия к ним за покупателем.
Динамическая стропа: практика
Прежде всего надо усвоить, что возможности динамической стропы широки, но не безграничны.
Для успешной эвакуации застрявшего автомобиля стоит осмотреть его со всех сторон и убедиться, что под днищем, мостами и колесами не находятся бревна, толстые сучья и другой мусор, способные помешать вызволению застрявшего или повредить его узлы.
При обнаружении мусора способного помешать, от него стоит избавиться, а если эвакуации мешает земляная кочка под колесами, бампером или мостами, то стоит чуть-чуть поработать лопатой на свежем воздухе, что пойдет только на пользу.
Тягач должен иметь возможность относительно свободно передвигаться в направлении рывка, при этом обеспечивая запас стропы в 2-3 метра для разгона.
Если все условия выполнены, приступаем к закреплению динамической стропы на буксирных проушинах автомобиля с помощью шаклов. Правильным считается расположение шакла закругленной частью от автомобиля, чтобы избежать попадания волокон стропы в места соприкосновения скобы и пальца шакла.
Затянув палец шакла не забудьте ослабить затяжку на 1/4 оборота, это спасет резьбу от закусывания, а вас от проблем с его выкручиванием из скобы. Проверено.
Если длины стропы не хватает, а ближе подъехать нет возможности, можно срастить две стропы с помощью тех же шаклов.
Для первого рывка не стоит максимально разгоняться и дергать со всей силы. Достаточно небольшого усилия для оценки ситуации, чтобы понять, двигается ли застрявший автомобиль и достаточно ли сцепления тягача с грунтом для рывка.
Второй и последующие рывки осуществляются с увеличенной тягой, не забывая отмечать, двигается ли застрявший автомобиль или нет.
Если разумной тяги и разгона не хватает для того, чтобы сдвинуть застрявшего с места, не надо бесконтрольно увеличивать разгон и силу рывка. Помните, что порвать можно любую стропу и любую проушину, если захотеть, а без них, вызволить застрявший автомобиль станет еще более сложной задачей.
Не получается вытащить автомобиль с нескольких рывков — пересматриваем тактику и достаем вспомогательные средства: лопаты и сенд-траки (если имеются). Обкапываем застрявшего, подставляем под колеса траки и пробуем снова, и так до победного конца или до ночевки в поле (в лесу, в кустах, в сугробе — по желанию), чтобы утром пробовать снова или бежать за трактором.
![]() |
Буксировать автомобиль с помощью динамической стропы комфортнее, чем с буксирной — эластичность смягчает удары при натяжении, однако именно сильное провисание может стать причиной трения об асфальт и серьезного повреждения стропы. Это основное условие, о котором надо помнить при буксировке.
Если не уверены в своих силах, лучше использовать буксирную стропу, повреждение которой не так опасно, а разрыв не так губителен для бюджета, или использовать сплетенные веревки или трос, скорее всего, имеющиеся в багажнике на всякий случай.
Использование динамической стропы в качестве корозащитной и удлинителя троса лебедки мы рассмотрим в статье о правильном и эффективном использовании лебедки, но основным правилом, как и в других случаях, является обеспечение сохранности самой стропы и недопущение повреждения ее волокон.
Буксирная стропа: практика
Основное отличие в использовании буксирной стропы от динамической – избегать сильных рывков, которые оказывают негативное влияние на узлы автомобиля и легко могут привести к разрыву.
Когда-то, за неимением другого варианта, мы пытались вытащить провалившийся в колею Land Rover Discovery 3, с помощью буксирной стропы рассчитанной на вес в 11 тонн. Стропа была от известного производителя и стоила достаточно дорого, но это не помешало ей порваться на третьем рывке и хорошо, что вместе с ней мы не лишились и буксирных проушин.
![]() |
Буксирная стропа не предназначена для резких нагрузок!
Буксирная стропа вполне эффективно может использоваться для удлинения динамической стропы, в качестве корозащитной шлеи или удлинителя троса лебедки. Естественно при условии ее достаточной допустимой нагрузки и физической целостности. Разрыв буксирной стропы, служащей удлинителем для динамики, вызовет ту же опасность, что и разрыв динамической стропы.
Безопасность
При использовании любых строп и тросов необходимо обеспечить «зону безопасности», исключив нахождение в ней людей в момент выполнения каких-либо действий. Разрушение шакла, например, при использовании динамической стропы, станет причиной ее сжатия и «полета» в любую из сторон.
Как и устав в армии, эти элементарные правила не один раз подтверждались на опыте причинением травм не только неопытным, но и прожженным джиперам, забывшим об инстинкте самосохранения.
Следите за состоянием буксирных проушин, шаклов и строп. Любые повреждения могут сказаться не только на выполнении поставленных задач, но и на безопасности людей, которая является приоритетной в любом деле.
После использования строп очищайте их или мойте и тщательно просушивайте. Для изготовления строп используются полимеры, но лишняя влага, грязь, грибок и прочие прелести им тоже не идут на пользу.
Хранить стропы следует в защищенном от прямых солнечных лучей, хорошо проветриваемом месте, вдали от вещей способных их повредить. Это относится и к перевозке строп в багажнике исключающей их контакт с болтающимися лопатами, топорами и прочим снаряжением. Для полного спокойствия стоит позаботиться о хорошей и прочной сумке, в которой будут находиться только стропы.
Источник