Можно ли использовать диктофон при разговоре с директором школы

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

смартфон

Нам понадобятся:

— Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ);
— Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) «О государственной тайне» (далее – ФЗ «О государственной тайне»);
— Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);
— Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2016 N 35-КГ16-18 (далее – Определение ВС РФ).

А теперь правовое обоснование

Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения. Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Все почему-то делают упор на положения ст.ст. 23, 24 Конституции РФ, согласно которым частная жизнь человека неприкосновенна, и данные о частной жизни данного человека нельзя использовать без его согласия. 
В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права? Одноклассники (одногруппники) нарушают мое право на сбор информации любым, не запрещенным законом способом, или я нарушаю их права, т.к. буду фиксировать «кусочек» их жизни?»

Можно долго спорить, кто прав в данной ситуации, но Определение Верховного Суда РФ поставило точку в этом споре. Для наглядности привожу выдержку из него: «…По мнению апелляционной инстанции, запись разговора между истицей и ответчицей была сделана первой без уведомления о фиксации разговора, а потому такая информация получена помимо воли Шишкиной (Белан) Е.С., что недопустимо в силу вышеприведенной нормы закона. При этом не было учтено, что запись телефонного разговора была произведена одним из лиц, участвовавших в этом разговоре, и касалась обстоятельств, связанных с договорными отношениями между сторонами. В связи с этим запрет на фиксацию такой информации на указанный случай не распространяется…».

Более того пп.6 п.2 ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Т.е. перечень данной статьи не является закрытым и может быть расширен по решению образовательной организации.

Если ученик внаглую ведет видеосъемку на телефон или иным образом мешает вести учебное занятие, то он нарушает свои обязанности, предусмотренные ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ», и тут педагог имеет полное право сделать замечание, провести профилактические беседы, вызвать родителей в школу и т.д.

Но для описанных выше действий нужен факт нарушения дисциплины. А какое нарушение дисциплины может быть, если телефон лежит в кармане, ведет аудиофиксацию, но ученик при этом выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.д.). Единственную реальную причину беспокойства педагогов тем, что их уроки записывают без их ведома, вижу в том, что они используют время урока не по назначению. Рассказывают о даче, своих детях, и любых других вещах, которые никак не относятся к заявленной теме урока. Да, бывают ситуации, когда ученики утомлены, и их надо немного разгрузить диалогами на отвлеченные темы, но есть педагоги, которые явно злоупотребляют посторонними темами. Или другая ситуация, когда педагог позволяет себе во время учебного занятия много лишнего (кричит на детей, всячески унижает, использует матерные слова и т.д.).

Читайте также:  Можно ли использовать дымовую шашку в погребе в доме

В любом случае, если вы ведете учебное занятие добросовестно и действительно вкладываете новые знания в светлые головы детей, то вам вообще без разницы, кто записывает ваши занятия. Да и записывать будут только тех, кого интересно слушать (или есть за что наказать).

Есть опасность того, что слова педагога могут быть вырваны из контекста. В качестве примера приведу вымышленную ситуацию: 
Знаменитый учёный в интервью: «Все мои суждения бессмысленны, если они вырваны из контекста».
На следующий день в газете:
» Великий учёный признался: «Все мои суждения бессмысленны». 
Надеюсь, смысл понятен.

Таким образом, чтобы не опасаться, что ваши слова на учебных занятиях будут вырваны из контекста и неверно интерпретированы, то ведите аудиофиксацию САМИ. Тогда вы всегда себя сможете защитить и получить моральное удовлетворение от наказания того человека, который пытался вас опорочить.

Тут есть еще один положительный момент: прослушивая сами себя, можете поработать над слабыми моментами урока и т.д.

Подводя итог ликбезу, выводим следующие критерии легальности, скрытых форм фиксации:

— Предупреждать о фиксации своей жизни человек не обязан;
— Фиксация должна быть направлена на сбор информации О СВОЕЙ ЛИЧНОЙ жизни;
— Фиксация должна происходить для личного использования (повторение с помощью аудиозаписи темы уроков и т.д.);
— Нельзя каким -либо способом фиксировать информацию, ограниченную законом (государственная, служебная и иные тайны).

В качестве бонуса:

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Но это больше относится к ситуации, когда вы в частной беседе рассказываете другу (подруге) очень важный секрет, сто тысяч раз просите его (её) никому не говорить, а он (она), чтобы вам отомстить, публикует запись в сети. Прослушивать запись дома для себя он (она) имеет право, а вот публиковать без веских причин – нет. Это можно применить в ситуации, когда происходит фиксация диалогов на перемене.

Источник — проект «Юрист для учителя»

Источник

Мобильник и диктофон в школе: на что имеют право учителя, ученики, родители

Гаджет в каждом кармане. За последние несколько десятков лет информационные технологии стали частью нашей реальности и это надо принимать во внимание.

Уже с начальных классов школьники пользуются устройствами, с помощью которых записывают аудио и видео, но при этом не имеют никакого представления об этической стороне вопроса.

Более того, среди педагогов и родителей много непонимания правовых норм, регулирующих использование гаджетов и диктофонов в стенах школы. Сегодня я рассмотрю проблему мобильников с юридической и этической точки зрения.

Фото: https://pixabay.com/

Сразу отвечу на спорный вопрос про запись на диктофон – да, ребенок имеет право приносить в школу диктофон или мобильник, и вести запись урока.

Это право закреплено сразу двумя законами:

● Конституция РФ, статья 29, п.4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; исключение – сведения, являющиеся государственной тайной, образовательный процесс таковыми, понятное дело, не является;

● Федеральный закон об образовании, статья 29 «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации» – закон обеспечивает полную открытость учебного процесса, по этой причине запись уроков не может быть запрещена ни уставом школы, ни региональной властью.

Противоречия и разночтения вызывает статья 152.2 Гражданского кодекса РФ «Охрана частной жизни человека», которая говорит о том, что запрещается кого-либо записывать на диктофон и снимать на видео без его согласия.

Но! Часто педагоги апеллируя этой статьей, забывают про продолжение – нарушением не является сбор и использование информации в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Образовательный процесс – это несомненно область общественного и государственного интереса.

Так что делать учителям? Как защитить свои права?

  • Не забывать о 43 статье Федерального закона «Об образовании в РФ» – если смартфон школьника мешает учебному процессу, нарушает дисциплину, значит обучающийся нарушает обязанности, предписываемые законом. В этом случае педагог может принять дисциплинарные меры в соответствии с внутренним распорядком школы – провести беседу с родителями, подключить завуча по соц. работе. Но не при каких обстоятельствах учитель не может отбирать у ученика устройство, будь то телефон или диктофон.
  • Учителя забывают, что они также имеют полное право вести собственную запись урока. Это будет единственно правильным решением, когда педагог опасается провокационных ситуаций со стороны школьников, выставление учителя в невыгодном свете, выдергивание из контекста записанных фраз и отрезков видео. Далеко не всегда поведение учителя является причиной враждебности ученика. Часто ребенок приносит в школу личные эмоциональные проблемы и проецирует их на педагогов.
Читайте также:  Можно ли использовать прокладку поддона повторно

Учитель может отчасти взять на себя ответственность по формированию культуры пользования гаджетами. Дети сегодня начинают взаимодействовать с гаджетами еще прежде чем, научатся говорить, но никто их не учит нормам этики и культуры, связанным с информационными технологиями. Нужно объяснять когда и в каких ситуациях уместно использование записывающих устройств и смартфонов, что такое уважение чести и достоинства, что означает охрана частной жизни, почему бывает не приятно, когда тебя скрыто записывают, даже если ты не делаешь ничего плохого. Почему важно предупреждать, если собираешься сделать запись и обязательно демонстрировать информационную культуру своим поведением, избегать «двойных стандартов», когда учитель сам пользуется на уроке телефоном, но запрещает ученикам.

Фото: https://pixabay.com/

Напоследок, лайфхак для учителей: если перед началом занятия предупредить учеников, что вы планируете вести запись урока, то:

● во-первых, это отобьет желание у проблемных учеников создавать провокации и конфликтные ситуации;

● во-вторых, своим примером покажите правильное поведение с точки зрения этики;

● в третьих, прослушивание собственной записи поможет проанализировать и отрефлексировать профессиональные задачи, которые не удалось решить на уроке.

Отмечу, что демонизация гаджетов не всегда оправдана. Было немало случаев, когда аудио и видео запись помогали школьникам прекратить нарушение их прав, унизительные и психотравмирующие ситуации.

Кроме того, смартфоны, планшеты и диктофоны можно привлечь «на светлую сторону», использовать для учебных целей, формируя тем самым у детей информационную культуру.

Подписывайтесь на мой канал, если статья вам помогла разобраться в вопросе.

Сталкивались с проблемными и спорными ситуациями из-за гаджетов и диктофонов? Предлагаю обсудить в комментариях.

Источник

Правомерность скрытой и обычной записи разговора на диктофон

В законодательстве усиливается контроль над процессами использования звуко- и видео- записывающих устройств. В этой статье будут рассмотрены вопросы законности осуществления записи разговора на диктофон.

Скрытая звукозапись разговора и запись без уведомления собеседника

Под скрытой звукозаписью подразумевается применение звукозаписывающих устройств тайным (негласным) способом.

Во-первых, нужно пояснить, что все звукозаписывающие устройства, находящиеся в свободной продаже, не предназначены для ведения скрытой звукозаписи — это значит, что гражданин, осуществляющий скрытую запись разговора обычным диктофоном нарушает правила эксплуатации технического устройства.

Во-вторых, во время записи разговора без предупреждения собеседника могут быть нарушены нормы:

  • статьи 23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны;
  • статьи 24 Конституции РФ о недопущении сбора, хранения, использования, и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • статьи 6 федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года о запрете обработки персональных данных лица без его согласия;
  • статьи 9 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года об ограничении доступа к информации.

Использовать звукозаписывающее устройство для негласного (скрытого) получения информации вне целей законного осуществления оперативно-розыскных мероприятий и других законных действий правоохранительных органов запрещено статьёй 138.1 Уголовного Кодекса РФ о запрещении незаконного оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, статьёй 5 федерального закона №144-ФЗ от 12.08.1995 года о соблюдении прав и свобод человека, и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и статьей 6 этого закона об оперативно-розыскных мероприятиях.

Из вышеприведённых норм и требований следует, что осуществление звукозаписи разговора без уведомления всех её участников запрещено, если разговор содержит сведения, являющиеся личной или семейной тайной, любой информацией отнесённой в видам тайн, персональными данными. Исключительной ситуацией может быть фиксирование правонарушения в целях защиты своих прав с последующей обработкой информации только в целях правозащиты.

Принятие звукозаписей разговора в качестве источника доказательств в суде

Судья может принять в качестве источника доказательств правомерно сделанную звукозапись разговора сторон, участвующих в судебном процессе.

На первом этапе оценки всех источников доказательств суд выясняет правомерность получения всех сведений и выносит решение о допустимости рассмотрения этих приложений в качестве источников доказательств в судебном процессе.

Важно понимать, что отдельные решения судебных органов о принятии к рассмотрению звукозаписей, осуществлённых без уведомления всех участвующих в записанном разговоре сторон, являются отдельными случаями, не дающими право гражданам осуществлять любые записи разговоров без уведомления собеседников.

При подтверждении права приобщить звукозапись к списку источников доказательств в судебном процессе часто ссылаются на статьи 55 и 77 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Эти статьи действительно устанавливают допустимость рассмотрения правомерно осуществлённой звукозаписи в качестве источника доказательств в судебном процессе, но ни в одной из вышеприведённых статей не сказано, что можно производить запись любого разговора без уведомления собеседника.

Читайте также:  Можно ли использовать репейное масло при перхоти

Проверьте эти статьи сами:

ГПК РФ Статья 55. Доказательства

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

ГПК РФ Статья 77. Аудио- и видеозаписи

Лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.

В законодательстве нет норм, разрешающих осуществлять звукозапись любых разговоров без уведомления об осуществлении звукозаписи участвующих в разговоре сторон.

Поэтому судебные органы рассматривают допустимость принятия звукозаписи в качестве доказательств индивидуально в каждом случае представления их суду.

Дополнительный материал по теме этой статьи: «Правомерность аудиозаписи телефонных разговоров«.

30 апреля 2019 года (редакция текста 19 февраля 2021 года).

Автор: Демешин Сергей Владимирович (юрист).

Участвуйте в обсуждении , соблюдайте правила комментирования публикаций, указанные на главной странице этого канала.

Источник

Может ли родитель при беседе с учителем вести аудио фиксацию без предупреждения учителя? — вопрос №18079963 © 9111.ru — 2021 г.

Если запись разговора с учителем ведется на обычный диктофон или мобильник, которые вы можете купить в свободном доступе в любом магазине связи, то вы можете вести запись на эти устройства без предупреждения учителя

Ответственность может быть только если Вы незаконным способом приобрели специальное техническое устройство ст 138.1 УК РФ (специальное подслушивающее устройство) и это устройство используете при записи.

Если же вы используете обычный диктофон или диктофон на своем мобильнике за ведение подобной записи вам ничего не грозит и вам не нужно ставить в известность учителя и получать от него согласие на запись

На этот счет нет закона, обязывающего вас получать разрешение

УК РФ Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

2. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя.

(примечания введены Федеральным законом от 02.08.2019 N 308-ФЗ)

Источник