Можно ли использовать диктофон при разговоре с чиновником

В каких случаях можно записывать речь сотрудников государственных, муниципальных и других организаций?

В комментариях к статьям этого канала по темам правомерности звукозаписи разговора с сотрудниками полиции, медицинских учреждений и других организаций происходит активное обсуждение разных ситуаций.

В основном спорят о том, можно записывать или нельзя записывать разговор, если сотрудник при исполнении служебных обязанностей и фиксируются ли при этом личные данные сотрудника?

Эта публикация является развёрнутым комментарием по отдельным обсуждениям статей читателями канала.

Определим сразу, чтобы не допускать спекулятивных высказываний, случаи, когда гражданин может записывать разговор с представителями государственных и муниципальных органов:

  • если в информационных процессах организации предусмотрена процедура предоставления информации гражданину в виде аудиозаписи или процедура звукозаписи разговоров разрешена законодательно (например, открытые судебные процессы);
  • если происходит правонарушение и гражданин осуществляет звукозапись в целях обеспечения доказательств для защиты своих прав;
  • если гражданин получил согласие от представителя организации на звукозапись его речи (советы, рекомендации, заключения).

Важно понимать, что при скрытой звукозаписи разговора у записывающей стороны должны быть основания для совершения таких действий. Эти основания нужно будет изложить в суде при необходимости представления звукозаписи.

Существует утверждение, что на государственной службе у сотрудников не может быть личной информации — это утверждение ошибочно.

Учитывая современные цифровые технологии, личная информация присутствует у человека в любых проявлениях его жизнедеятельности. И не всегда можно проводить избыточное фиксирование этих сведений.

Пример 1.

Гражданин обратился к сотруднику полиции с вопросом о защите своих прав в какой-нибудь сложной ситуации и сотрудник полиции дал устные разъяснения о необходимых действиях гражданина.

Гражданин не запомнил последовательность действий и, достав смартфон, попросил повторить ещё раз. Сотрудник полиции указал на информационный стенд и сказал, что там есть инструкция с таким-то названием (читайте, фотографируйте, учите наизусть), а повторять он ничего не станет.

Комментарий примера 1: Гражданину предоставлена полная информация в рамках обязанностей сотрудников правоохранительных органов по информированию граждан о совершении необходимых действий для осуществления защиты их прав.

Пример 2.

На врачебном приёме пациент получил подробную инструкцию по дополнительному укреплению защитных сил своего организма в период восстановления после болезни и не запомнив все рекомендации достал диктофон, чтобы записать речь лечащего врача.

Врач сказал, что сейчас выдаст письменные рекомендации и ничего записывать на диктофон не нужно. Пациент возразил, что ему удобнее слушать диктофонную запись, а читать текст трудно.

Врач сказал, что пациент может попросить своих родственников прочитать ему рекомендации, а текст будет напечатан разборчиво на компьютерном принтере. Диктовать пациенту он ничего не станет.

Комментарий примера 2: Если в правилах медицинского учреждения не установлен способ получения пациентом информации о своём здоровье в виде аудиозаписи, то врач не обязан ничего диктовать и может представить информацию в любой утверждённой законом и трудовыми обязанностями форме.

Что в вышеуказанных двух примерах могут защищать сотрудники организаций?

В принципе сотрудники социальных государственных служб, медицинских учреждений и правоохранительных органов могут по своему усмотрению позволять записывать свои рекомендации, инструкции, разъяснения и никаких ситуаций, требующих обсуждений в рамках этой публикации не возникнет.

Но также эти сотрудники могут возразить против фиксации своего голосового образца, который может содержать биометрические данные (зависит от технических параметров звукозаписи), если у них нет прямой обязанности давать гражданам интервью «под аудиозапись».

Представитель организации имеет право отказаться от предоставления сведений способом не регламентированным законодательством, внутренними документами организации и не подходящим по его личному убеждению.

Поэтому, если не происходит правонарушения с участием сотрудника государственных или муниципальных органов, то гражданин не имеет право осуществлять скрытую или открытую звукозапись разговора с этим сотрудником без его согласия или разрешения организации.

Остаётся вопрос об ответственности гражданина за незаконную звукозапись разговоров с представителями организаций, но эта ответственность определяется индивидуально в каждом конкретном случае с учётом всех обстоятельств.

Совет юриста: Учитесь своевременно получать юридические документы с результатами своих взаимодействий с представителями организаций, вместо «нелегальной» звукозаписи, которая может быть оспорена в суде. Звукозапись разговора не является юридическим документом, она оценивается судом и, возможно, экспертизой. Звукозапись является дополнительным источником сведений к регламентированным юридическим документам.

Эта публикация является разъяснением информационной и юридической культуры.

Дополнительные материалы по теме этой статьи:

1 февраля 2020 года.

автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.

Участвуйте в обсуждении, пройдите опрос об интересных темах будущих публикаций (ссылка опроса в описании канала, также в описании указаны правила комментирования публикаций).

Источник

Имею ли я право записать общение с чиновником на диктофон?

2012-03-14T23:20:17+04:00, 00:02

Вы можете производить не только диктофонную запись, но и видео, поскольку чиновник при исполнении своих обязанностей. Запись следует вести на плёночном носителе, в открытую и лучше предупредить чиновника о записи, потому что скрытую запись могут вести только при оперативно разыскной работе, а так же все чиновники, кому не лень , поскольку для них закон не писан.

Для суда важно, что бы запись не подвергалась монтажу. В плёночном варианте при монтаже либо идёт склейка, либо делается копия с нужным сюжетом. Наличие монтажа в этом случае эксперт легко установит.
При цифровой записи произвести экспертизу на наличие монтажа будет невозможно.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 12:19

Здравствуйте, Лиса! Подскажите, пожалуйста, какие нормы права запрещают производить скрытую аудиозапись разговора с чиновником если разговор не касается его личной жизни? Спасибо.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 14:41

Запрета на аудио запись, видео съёмку как срытую так и открытую нет вообще, если указанное действие не нарушает права человека и не планируется использовать запись в качестве доказательной базы. Иначе, у гражданина не будет возможности использовать сделанную скрытую запись.
Только в одном случае скрытая запись будет иметь обоснованность, когда она велась в целях самообороны (право на самооборону определённое Конституций РФ)

2012-03-14T23:20:17+04:00, 12:46

Лиса, здравствуйте, при разговоре с чиновником, я вёл скрытую запись своего диалога с ним. Когда это выяснилось чиновник обвинил меня в том, что я делал это без его разрешения. Насколько правомочны его обвинения и насколько законны вывешенные в помещении объявления о запрете вести фото, видео, аудио запись? Есть ли какой либо Закон о применении средств записи в РФ? Спасибо!

2012-03-14T23:20:17+04:00, 13:26

Я уже ответила, что не суть в том законна ли скрытая запись, а в том, как будет использована такая запись.

Его разрешения на это не требуется.

Такого закона нет. А если бы был, то представьте себе свои действия, когда Вы фотографируете или ведёте видеосъёмку семейного торжества с участием родственников и знакомых, а, ведь, незнание закона не освобождает от ответственности. В общем, невозможно законами регулировать все общественные отношения.
Однако, если Вы желаете иметь законную запись (скрытую) то для получения её потребуется соблюдать законный порядок. Такой порядок устанавливается Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, согласно которому запрещено проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то указанным Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Из чего следует, что, если у Вас нет полномочий на срытую видеозапись, то такая запись будет нелегитимной.

Такие требования на 99% не имеют законных оснований. Потребуйте у чиновника нормативный акт, в котором содержится запрет на фото, видео, аудио запись.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 18:33

Думаю, запись диалога с чиновником вполне законна. Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 третий абзац гласит, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости. Далее закон об информации ст. 7 даёт понятие общедоступной информации. А в ст. 9 оговаривается, что любое ограничение информации устанавливается только федеральным законом. По поводу скрытости записи, если устройство изначально не предназначена для скрытой записи, не закамуфлировано под друге предметы и т. д. то сложно говорить о скрытости записи.
Запись разговора лучше производить диктофонами гном, но они дорогие. Как правило для записи используют олимпусы.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 19:29

Любая запись будет скрытной, если она не легализована. А на скрытную запись, как раз, есть ограничения от федерального закона.
Предположим, диктофон лежит на столе, но о том, что запись ведётся (диктофон включен) никто не извещён, значит, запись будет вестись скрытно.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 13:57

Разумеется, имеете! Надо или нет — это Вы решайте сами. Но такой обязанности у Вас нет. И такая запись может быть доказательством.

2012-03-14T23:20:17+04:00, 14:03


Нет нормы, запрещающей гражданину записывать свои разговоры скрытно от собеседника.

По цифровым записям прекрасно проводят фоноскопические экспертизы, в том числе и на наличие-отстутствие монтажа.

Источник

Производство и использование аудиозаписи в отношении граждан и должностных лиц — КС Цитадель

В наш век современных технологий, пожалуй, нет человека, у которого бы не было мобильного телефона и соответственно диктофона. Разберем, когда аудиозапись разговора является необходимостью, а когда внедрение в частную жизнь

Статьей 23 основного российского закона Конституцией РФ гарантировано, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

А Уголовным кодексом РФ ст. 137 предусмотрена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Наказание достаточно серьезное.

Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Однако, случаются ситуации, когда единственным способом доказать то или иное обстоятельство возможно только путем аудиозаписи разговора, выполненной, в том числе, без ведома собеседника.

Верховный суд РФ определением от 6 декабря 2016 года по делу № 35-КГ16-18 разрешил использовать в качестве доказательства аудиозапись, сделанную без согласия участника разговора. При этом ВС РФ указал, что представление аудиозаписи в качестве доказательства возможно, только при условии, что содержащаяся в ней информация относится к деловым отношениям, а не к частной жизни.

Читайте также:  Можно ли использовать кедровое масло после срока годности

Так путем аудиозаписи в судебном порядке возможно подтвердить следующие факты: факт наличия/отсутствия долга; угрозы физической расправой, убийства; факт вымогательства; факт оскорблений и т.п.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия допускается только в целях установления обстоятельств, в рамках деловых взаимоотношений;
  • в случае сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия возможно привлечение к уголовной ответственности

Следовательно, при намерении произвести аудиозапись беседы, затрагивающей темы частного характера, необходимо поставить об этом в известность собеседника, т.е. предупредить его. Данное предупреждение должно присутствовать в произведенной записи разговора.

Следует отметить, что после предупреждения и отсутствия выраженного словесного согласия собеседника, запись разговора производится без ограничений. Почему спросите вы? Ответ прост: ваш собеседник предупрежден о производстве аудиофиксации разговора и в этом случае, либо беседа не состоится, т.к. собеседник откажется беседовать с вами, либо беседа продолжится, но уже с молчаливого согласия собеседника, потому как он зная, что ведется запись разговора продолжает беседу.

Не требуется получения разрешения для производства аудиозаписи и в судах судебной системы Российской Федерации, потому как любой гражданин, в том числе представитель СМИ может присутствовать в открытом судебном заседании. Граждане, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ). Таким образом соблюдается один из принципов судопроизводства – принцип гласности.

Что же касается аудиозаписи беседы с должностными лицами государственных и муниципальных органов, то в данном случае предупреждение о намерении вести аудиозапись не требуется.

Опять же, почему?

Во-первых, на сегодняшний день не существует закона, запрещающего вести аудио или видео запись разговора с должностным лицом или чиновником. Наоборот с глобализацией Интернета и развитием всякого рода онлайн аудио/видео сервисов большинство государственных и муниципальных учреждений таким образом устанавливают обратную связь с гражданами, что предполагает ведение с помощью технических средств аудио и видеофиксации переговоров.

Во-вторых, становясь должностным лицом, это лицо становится публичным и должно быть готово к тому что любое его действие (бездействие), слова или речи будут под пристальным вниманием граждан, которые вправе фиксировать встречи с такими лицами как на диктофон, так и на видеокамеру без ограничений.

В-третьих, должностное лицо — это не частное лицо. Вряд ли вы будете беседовать с чиновником или инспектором ГИБДД о его личной жизни. Имеется принципиальная разница между частной жизнью человека и публичностью должностного лица. Все заявления, обращения, претензии к государственным или муниципальным служащим как правило связаны с осуществлением последними своих полномочий, поэтому могут быть записаны, в том числе и скрытно, поскольку не содержат сведений о частной жизни собеседника – должностного лица.

В заключении подытожу, что даже если Вы абсолютно добропорядочный и законопослушный гражданин, никто не застрахован от действий недобросовестных лиц, наделенных полномочиями. Ведь как говориться: «Бережённого Бог бережет». Поэтому советуем Вам активно пользоваться благами цивилизации и по возможности фиксировать любые спорные ситуации, путем аудио или видео записи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

О пользе аудиозаписей при общении с чиновниками — Офтоп на vc.ru

Вести запись общения с чиновником — вещь для любого человека полезная, а для юриста по спорам с государственными органами — обязательная. Российские чиновники привыкли общаться с гражданами свысока, хамить, требовать необязательные документы и так далее. Граждане же привыкли терпеть такое отношение и, редко кто делает какие-то практические шаги для того, чтобы поставить борзого чинушу на место.

Подчеркну, что с развитием электронных технологий и поэтапным внедрением обязательной аудиозаписи в госструктурах чиновники стали повежливее, однако иногда встречаются индивидуумы, мотивы поведения которых мне совершенно непонятны.

Недавно я столкнулся с интересным случаем хамства и непрофессионализма со стороны сотрудника Пенсионного фонда России.

Итак, дело происходило в клиентской службе одного из районов Москвы. Моя доверительница подала в ПФР заявление о распоряжении средствами материнского капитала через сайт ПФР, и после этого предприняла попытку самостоятельно подать документы к заявлению, однако её обхамила сотрудница фонда, надменным голосом потребовав предоставить ряд документов. Поскольку моя доверительница — человек мягкий и не привыкший к хамской манере общения, подключился я и начал разбираться.

Лирическое отступление: процедуру подачи заявления через сайт фонда кроме как тупой назвать нельзя. Заполняем форму на сайте (несложно), получаем запись с номером и датой подачи заявления. А дальше никаких инструкций, ни до заполнения, ни после. А всего-то лишь надо в течение 7 дней прийти в отделение ПФР и подать документы — всё это я узнал спустя 4 дня, полдня просидев на телефоне, пытаясь дозвониться в ПФР. Всё для вас, граждане.

Читайте также:  Можно ли использовать газовую пушку на природном газе

Ожидаемый итог: по заявлению получили отказ, потому что пришли на день позже.

18.07.2018 мы пошли в отделение фонда вместе и попали на прием к той же самой хамоватой сотруднице, главному специалисту — эксперту Исаевой Веронике Салеховне.

Надменность и агрессия проявились уже с первых минут — интонация общения была из разряда «Вас много, а я одна» и «Я лучше знаю» — повышенная и агрессивная. С нас потребовали подтверждение регистрации договора, которая сейчас происходит в электронном виде, а заявитель по итогу получает набор файлов. Мы готовы были предоставить эти файлы, но для ПФР процедура обмена электронными документами с заявителями не предусмотрена — печатай, дорогой заявитель, абракадабру из технических файлов. Более того, Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» прямо предусматривает обязанность фонда запросить выписку из ЕГРН, где будет видна государственная регистрация договора.

Несмотря на наличие регламентированной процедуры, г-жа Исаева привыкла работать, как удобно ей.

О содержании данного постановления чиновница не знает, поскольку в свой адрес я слышал фразы: «На каком основании мы (ПФР – моё прим.)будем её запрашивать? Мы ничего не запрашиваем! Распечатайте мне файл»! и т.д.

Таких чиновников я называю «Чиновник русский, типичный, тупой», поскольку используют стандартные приемы устрашения человека:

  • повышение голоса;
  • аргумент к совести («Не устраивайте здесь балаган, тут государственное учреждение»);
  • попытка удаления из помещения («Выйдите отсюда»);
  • угрозы («Мне что, охрану позвать»?);
  • аргумент к толпе («Все так делают, а вы не хотите»);
  • намеренное замедление работы;
  • прочие запреты (нельзя разговаривать, звонить по телефону, дышать, жить и так далее без разрешения их светлости).

Что и произошло. Поняв, что подчиняться её бредовым требованиям я не намерен, пошли только что описанные приёмчики.

Из жалобы Нестеренко Д.Е. на Исаеву В.С.:

«После окончания спора о порядке представления документов Исаева В.С. намеренно начала работать с документами медленнее, попутно в хамской манере попытавшись запретить мне разговаривать с доверителем фразой «Не мешайте мне работать».

На прилагаемой аудиозаписи хорошо слышно, что во время работы с документами в кабинете № 105 работает радиоприёмник, Исаева В.С. по ходу работы постоянно отвлекается и отвечает на вопросы своей соседки по парте и иных приходящих сотрудников. В кабинете, где происходит приём граждан и играет музыка, создаётся определённый шумовой фон, но работать Исаевой В.С. помешала только одна моя фраза, сказанная в адрес доверителя.

Также подчеркну, что длительность аудиозаписи составляет около 1 часа 10 минут, большая часть из которой состоит как раз из шумового фона.

Вместе с тем, в силу Административного регламента (пункт 49) время взаимодействия сотрудника ПФР с заявителем не должно превышать 15 минут. Исаева В.С. принимала документы в 5 раз дольше установленного времени, намеренно, в отместку за несогласие с её незаконными требованиями.

И еще:

Из жалобы Нестеренко Д.Е. на Исаеву В.С.:

Исаева В.С. допустила нарушения этики и служебного поведения, в частности:

не дослушивала, перебивала;неоднократно повышала голос;допускала хамские высказывания в мой адрес;неправомерно требовала выйти из кабинета;запрещала быть представителем своего доверителя, требовала доверенность и решение суда и признании её недееспособной;угрожала вызвать охрану;запрещала разговаривать (см. предыдущий пункт).

Считаю данные действия недопустимыми ни человеческой, ни с профессиональной точки зрения.

Не буду цитировать Кодекс этики и служебного поведения работника ПФР, просто послушайте, как ведёт себя сотрудник при исполнении, и всё станет понятно.

Неправомерное требование документов свидетельствует о незнании Исаевой В.С положений Постановления № 862, а также Административного регламента.

Нарушение этических норм и норм служебного поведения свидетельствует о низком уровне воспитания Исаевой В.С. и недостаточном контроле за ней со стороны руководства ПФР № 8.

Да, Исаева требовала от меня доверенность на представление интересов при рядом сидящем доверителе! Когда я обратил внимание, что в данном случае достаточно устного указания, чиновница действительно потребовала дать ей решение суда о признании доверителя недееспособным, потому что, по её мнению, представителем можно быть только у недееспособного лица!

Абзац…

Документы мы всё равно подали под ехидную ухмылку Исаевой, мол, откажут, хе-хе.

Жалобу на мадам Веронику я написал на следующий же день, приложив к ней полную аудиозапись разговора. О результатах сообщу обязательно.

Самое важное в этой и любой другой истории общения с чиновниками — иметь доказательства их незаконного и неэтичного поведения.

Аксиома № 1. Без аудио и видеозаписи у вас нет доказательств.

Аксиома № 2. Всегда используйте аудио и/или видео при общении с чиновниками.

Если Вас всё устроит, то на основании такой записи сможете написать благодарность. А если нет — жалобу.

Чиновники считают, что вправе ставить себя выше граждан, — я считаю иначе.

Порядок вокруг нас начинается с нас — оспаривая каждое неправомерное действие, мы улучшаем пространство вокруг себя и делаем мир лучше.

Источник