Можно ли использовать диалог в изложении

16 советов, как написать изложение по русскому языку без ошибок

Изложение — одна из самых сложных и нелюбимых форм контрольных работ на уроках русского языка. Однако, если знаешь особые приёмы, можно справиться с самостоятельной без особых проблем. Подготовили для тебя 16 советов, как написать изложение по русскому языку на высокий балл.

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы проверить твою «идеальную» память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Общие советы о том, как писать изложение, мы рассказывали тут.

Наверняка ты не раз слышал от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста. Вызовись пересказать текст. Так он плотнее уложится в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши его пункты в черновике. Это твои будущие абзацы. Запиши каждый из подзаголовков с приличным интервалом, чтобы во время второго чтения в промежутках можно было пометить ключевые фразы.

4) Не старайся записать всё за учителем. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Запиши в пункты плана имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь время подробно записать текст на черновик. Несколько раз перечитай его. Вдруг вспомнишь факты, которые ты, возможно, пропустил.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника. В его варианте могут быть моменты, которые ты упустил.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Ты ведь не хочешь получить за свою работу отметку типа 3/10. Будет обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки. Из-за них могут снизить отметку.

Приёмы для написания изложения

В изложении допустимо использовать приёмы замены, слияния и исключения. Например, oтдeльныe cлoвa зaмeняютcя общими. K пpимepy, «школьники и школьницы» нa «yчeники», «мaть» и «oтeц» нa «родители». Если при слиянии двух предложения в одно смысл не меняется, то можно смело прибегнуть к этому приёму. Например, предложения «Маша пришла в школу рано» и «Но по каким-то причинам опоздала на первый урок» объединяются в одно: «Маша пришла в школу рано, но на первый урок всё равно опоздала». К иcключeнию можно прибегнуть, когда есть длинные ряды oднopoдныx члeнoв и пoвтopoв. Пpeдлoжeниe «Любoй oтвeтcтвeнный и гpaмoтный paбoтник дoлжeн в пoлнoй меpe выполнять cвoи дoлжнocтные oбязaннocти» лeгко coкpaщaeтcя дo тaкoй фразы: «Любoй paбoтник дoлжeн выполнять cвoи oбязaннocти».

Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Свои творческие способности лучше приберечь для сочинения. Не нужно в текст добавлять обороты, фразы и слова, которых точно не было в оригинальном содержании. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Если сомневаешься в написании или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, иначе текст может измениться до неузнаваемости.

Тщательно проверяй тест

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Также постарайся не торопиться при написании изложения по русскому языку. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную у тебя уже в журнале.

Читайте также:  Можно ли использовать пропиленовые трубы для газа

***

Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. @adukar.by

Можно ли использовать диалог в изложении

Источник

Методические рекомендации к написанию изложения

Автор: edu2

Методическая копилка — Русский язык

Методические рекомендации к написанию изложения

Изложение — это вид творческой работы студентов, в которой они должны пересказать прочитанный им текст подробно или сжато, с изменением или без изменения лица рассказчика.

Как проводится изложение

Преподаватель дважды медленно зачитывает текст. Ученикам предстоит передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности, иногда требуется озаглавить получившуюся работу.

Требования к изложению

Ученику предстоит выполнить следующие операции:

Передать содержание отрывка, по возможности близко к тексту, сохраняя его стилистические особенности;

Грамотно написать текст изложения, проверить работу.

Очень важно помнить: изложение предполагает, что пишущий должен не рассказать о том, что было прочитано, а передать содержание как можно близко к тексту, не нарушая принадлежности этого текста к тому или иному стилю (художественному, публицистическому или научному).

Технология написания изложения

Во время чтения текста необходимо сделать как можно больше рабочих записей (имена собственные, даты, прямая речь и диалог, цифры и прочее в этом роде).

Во время чтения выявить тему и основную мысль. После этого надо составить план, другими словами, разбить текст на микротексты и определить их микротемы.

Написать текст на черновике. Основным этапом работы над изложением является редактирование на черновике его первого варианта. Ученики должны проследить, насколько соблюдена логика изложения, не встречаются ли частые повторы одних и тех же слов, не нарушены ли нормы сочетаемости слов, правильно ли использованы грамматические формы.

Проверка орфографии и пунктуации — важная часть работы.

Ход проведения творческой работы

Первое прочтение текста и его восприятие на слух;

Небольшая пауза (пять минут), когда ученики должны сосредоточиться на услышанном, сделать наброски в виде записи ключевых слов, основной мысли, цепочки слов, фактов;

Написание черновика включает план, который может быть выполнен в полном или сокращённом виде;

Редактирование чернового варианта, когда ученики отмечают трудные для себя случаи, чтобы проверить написание слов в работые;

Выполнение работы набело,

Самопроверка текста

С помощью изложения проверяются коммуникативные знания и умения, орфографическая и пунктуационная грамотность;

Основные критерии оценки изложения

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи — умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Читайте также:  Можно ли использовать детскую присыпку вместо пудры

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы — лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) — и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая — за содержание работы и речь, вторая — за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

Содержание изложения оценивается:

соответствие работы теме;

по полноте изложения;

правильность изложения фактического материала;

по логике излагаемых мыслей.

При оценке речевого оформления учитывается:

Нарушение лексических, морфологических и синтаксических норм;

Стилистические ошибки, нарушающие стилистическое единство текста.

Оценка за изложение зависит от соблюдения нормативов речевого оформления, а также орфографической и пунктуационной грамотности.

Критерии оценки изложения

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Примечание:

Оценка за содержание может быть снижена, если работа, написанная грамотно, бедна в лексическом отношении.

При оценке сочинения учитывается самостоятельность и оригинальность работы. С учётом этого качества отметка за содержание повышается на один балл.

Методические рекомендации к написанию сочинения по картине

Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей.

Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.

Любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?

Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»

Памятка

1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? какова тема? (Что изображено?)

2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?

3. Какие краски использует художник?

4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.

5. Составь план описания картины.

Читайте также:  Можно ли использовать ионизатор в присутствии людей

6. Подбери подходящий эпиграф.

7. Напиши сочинение.

8. Проверь себя, дай проверить взрослому.

Фразы-помощники:

Словарь:

«художник изобразил…»

художник — живописец — мастер кисти — автор

«детали сюжета позволяют понять…»

картина — полотно — репродукция

«колорит картины…»

изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал

«краски создают ощущение…»

тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление

«создается настроение…»

Памятка

Как составить текст-повествование

  1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста)?
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)?
  5. О чем ты расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?
  6. Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
  7. Озаглавь текст и напиши его. Проверь работу.

Памятка

Как составить текст-описание

  1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте?
  1. Выдели признаки предмета.
  2. Озаглавь текст и напиши его.
  1. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.
  1. Проверь работу.

Памятка

Как составить текст-рассуждение

  1. Тезис, краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
  2. Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т. п.
  3. Вывод.
  4. Озаглавь текст и напиши его.
  5. Проверь работу.

Памятка

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Правильно ли понята тема?

Соответствует ли сочинение теме?

Какова главная мысль сочинения?

Подчинены ли ей все части работы?

Соблюдаются ли правила построения сочинения?

Не нарушена ли пропорциональность частей?

Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

Доказательна ли главная часть сочинения?

Использован ли в сочине­нии конкретный литературный материал?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом? Соответствует ли стиль и язык сочинения мыслям, чувствам и на­строениям, которые вызывает тема, привлекаемый для ее раскрытия фак­тический материал?

Насколько самостоятельно, творчески написана работа?

Выбор темы — вполне ли понятна формулировка, вытекающие из нее задачи и пути решения этой задачи; достаточно ли вы знаете текст произ­ведения, не писали ли вы сочинение на подобную тему?

Сочинение — текст, письменное выражение своих мыслей, сообра­жений, впечатлений — требует умения владеть русским языком. Сочине­ние требует от пишущего не только знания и глубокого понимания анали­зируемого (или анализируемых) произведения, понимания предмета изло­жения, логичности изложения материала, самостоятельности мышления, но и образности, выразительности и точности языка, русского литературного языка.

Учитесь рисовать словами (по образному выражению А. М. Горь­кого). Обе стороны сочинения — содержательная и речевая — в неразрыв­ной связи. Поэтому необходимы продуманность каждого слова, четкость изложения, сознательный отбор языковых средств.

Пишите естественно. «Что хорошо само по себе, то не требует ничего, кроме простоты, а чем слог проще, тем он больше нравится и поражает читателей» (Тургенев).

Избегайте бездоказательных утверждений, языковой небрежности, при­близительности, неточности употребления слова.

Устраняйте лишнее, не­нужные повторы, если они не усиливают мысли, ненужные слова, нело­гичность, речевые штампы.

Помните, что усиливают высказанную мысль восклицания, риторические вопросы. Язык безошибочно и точно отражает все процессы, происходящие в обществе.

В последние годы наблюдается общее снижение стилистической грамотности. Поэтому, работая над сочи­нением, соблюдайте языковые нормы, помните, что язык, в нашем случае русский язык, является отражением и неотъемлемой частью национальной культуры каждого народа.

Языковую норму принято определять как совокупность принятых регулярных реализаций возможностей системы языка. Типичные, часто встречающиеся в сочинениях речевые ошибки по связи с соответствующими нормами членятся на пять разновидностей: 1) орфографические; 2) пунктуационные; 3грамматические; 4)словарные; 5)стилистические. Орфографические ошибки возникают в связи с несоблюдением норм орфографии. Грамматические ошибки представляют собой случаи несоблю­дения грамматических норм, не получивших отражения в орфографии. Словарные ошибки возникают в связи с использованием слов, значе­ние которых не усвоено.

За пределами выделенных разновидностей речевых ошибок остается ряд других явлений. Это, во-первых, ошибки, возникающие в связи с несоблюдением эстетических норм: неблагозвучие. Во второй разряд входят ошибки логического характера: непоследовательность, противоречие, без­доказательность. К неречевым ошибкам относятся также ошибки факти­ческие. В школьном сочинении отмечают ошибки орфографические, пунктуа­ционные; все остальные относят в разряд грамматических.

Источник