Можно ли использовать чужие фото на ютуб

Содержание статьи

Как использовать чужой контент в своём видео и не «загреметь»?

Использование чужого контента в своих роликах – очень распространённая практика среди видеоблогеров. Заимствование может производиться для разных целей:

— комментарий;

— критика;

— нарезка лучших моментов;

— совмещение с другими фрагментами для преобразования в новый, оригинальный контент.

В большинстве случаев такое заимствование происходит безболезненно для автора контента, особенно если у канала небольшая аудитория. Но иногда приходится задуматься: А так вообще можно?

Недавно этот вопрос поставил под угрозу закрытия канал известного видеоблогера Евгения Баженова, a.k.a. BadСomedian, на платформе YouTube. Баженов стал одним из самых популярных блогеров в российском сегменте платформы благодаря своим беспощадным «обзорам на трэш, отечественный или зарубежный», в которых он высмеивает и обрушивается на фильмы, их создателей, актёров и Минкульт. Несмотря на разрушительную критику, огромную аудиторию канала (самые популярные обзоры набирали свыше 10 млн просмотров) и долгое время его существования (больше 8 лет), Баженову удавалось избегать прямых столкновений с правообладателями в суде на предмет правомерности использования чужого контента в своих обзорах. Все предыдущие конфликты заканчивались договорённостями сторон, жалобами через YouTube и, в крайних случаях, удалениями отдельных обзоров. Но тут кинокомпания Kinodanz, чей фильм «За гранью реальности» около года назад стал объектом очередного разноса Баженова, не выдержала и подала против него иск за нарушение авторских прав, о чём BadСomedian рассказал на своём канале:

На фоне широкого резонанса дела и шквала критики в адрес Kinodanz стороны заключили мировое соглашение, поэтому мы не узнаем мнения суда о том, кто был прав. С одной стороны, это хорошо, т.к. позволяет каждому остаться при своём мнении и продолжать работать, как раньше. Но плохо это тем, что у сообщества видеоблогеров так и не появилось чёткого понимания, в каких случаях их заимствование контента является правомерным, а в каких – нет. Именно этот вопрос мы проанализируем в этой статье.

ДОБРОСОВЕСТНОЕ (СВОБОДНОЕ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Начнём с базовых понятий. Видеоконтент является охраняемым объектом авторского права – одной из областей права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает оригинальные авторские произведения, выраженные в материальной форме. Таким образом, объектами авторского права являются книги, картины, песни, фильмы, но не абстрактные идеи или изобретения. Авторские права возникают у автора автоматически в момент создания произведения.

По общему правилу запрещается использовать объекты чужого авторского права без разрешения правообладателя. Но есть важное исключение, которое в:

— российском праве называется «свободное использование»

— в американском, на основе которого разработаны правила YouTube, – «fair use» («добросовестное использование»).

Именно это исключение позволяет использовать чужой контент для таких целей, как пародия, комментарий и критика.

Само собой, исключение имеет границы, за пределами которых использование перестаёт считаться добросовестным. Нельзя, например, полностью воспроизвести чей-то фильм, затем записать свои два слова и утверждать, что это добросовестное использование в целях комментария. В иске к BadComedian студия Kinodanz приводила как раз аргумент о том, что Баженов превысил объем допустимого цитирования фильма, т.е. заимствовал больше контента, чем требовалось для выражения своей критики.

1.Пользователи YouTube в России обязаны соблюдать как правила YouTube, так и российское законодательство о свободном использовании.

2.В противном случае может сложиться ситуация, в которой сам YouTube не посчитает ваш ролик нарушающим авторские права, но создателю в России будет предъявлен иск и требование об удалении ролика.

3.Если суд вынесет решение в пользу истца, YouTube будет обязан удалить ваш ролик.

ПРАВИЛА YOUTUBE

В части регулирования добросовестного использования YouTube следует принципам американского законодательства. Изначально в США эти принципы были выработаны судебной практикой, а в дальнейшем были закреплены и в законодательстве об авторском праве.

ДЛЯ АНАЛИЗА ДОБРОСОВЕСТНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ ЧЕТЫРЕ ФАКТОРА:

1.Цель и характер использования, включая ответ на вопрос о том, содержит ли такое использование коммерческий характер или служит некоммерческим образовательным целям

2.Сущность произведения, охраняемого авторским правом

3.Объём и существенность использованной части по отношению ко всему произведению, защищаемому авторским правом

4.Влияние использования на потенциальный спрос или стоимость произведения, защищаемого авторским правом

Эти факторы всегда рассматриваются в совокупности, и ни один из них сам по себе не является решающим. Ниже мы разберём каждый из факторов и приведём примеры их применения.

ФАКТОР 1: ЦЕЛЬ И ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Если использование чужого контента:

1.Способствует творческому обогащению общества

2.Носит преобразующий характер

3.Не подменяет собой оригинал исключительно для получения личной выгоды, то вероятность признания такого использования добросовестным вырастает.

ДЛЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ СТОИТ ПРИВЕСТИ ДВА ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРА:

I.ПРИМЕР С БАРБИ

Фотограф Том Форсайт использовал кукол Барби в собственном фотопроекте с целью высмеять современные представления о стандартах красоты и подвергнуть критике ценность, которую представляет Барби.

Производитель кукол подал к Форсайту иск о нарушении авторских прав, но суд в США пришел к выводу о том, что работа фотографа эффективно пародирует саму Барби, не подменяет собой оригинал и несет пользу всему обществу.

Читайте также:  Можно ли использовать монтажную пену как клей

Использование также было признано добросовестным в биографичном фильме о жизни американской порноактрисы Линды Лавлэйс, в котором были воссозданы три сцены из порноролика с ее участием. Суд мотивировал решение тем, что эти сцены были воссозданы без наготы в непорнографическом фильме, то есть создатели произвели значительную переработку оригинала, преследовали информационную цель, а сам биографичный фильм не мог конкурировать с оригинальными роликами и вряд ли мог повлиять на доход владельцев авторских прав на оригинальные порноролики.

II.ПРИМЕР СО «ЩЕНКАМИ»

В другом деле фотограф Джефф Кунз заимствовал фотографии Арта Роджерза «Щенки» для своей скульптуры и строил свою защиту, апеллируя к тому, что скульптура носит пародийный характер.

Но Кунз проиграл, поскольку его работа пародировала не конкретно фотографии Роджерза, а общество в целом. Суд посчитал, что сатира на нравы общества не имеет отношения к пародии на конкретное произведение, а потому преобразования первичного произведения во что-то новое не произошло.

ФАКТОР 2: СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОХРАНЯЕМОГО АВТОРСКИМ ПРАВОМ

Право предоставляет больший простор для заимствования фактов, поскольку их распространение приносит пользу обществу. Поэтому заимствование из биографий будет с большей вероятностью признано добросовестным, чем из вымышленных произведений. В целом этот фактор является наименее значимым из четырёх для установления добросовестности использования чужих произведений.

ФАКТОР 3: ОБЪЁМ И СУЩЕСТВЕННОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЧАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ, ЗАЩИЩАЕМОМУ АВТОРСКИМ ПРАВОМ

Необходимо уделять огромное внимание тому, какой объем произведения вы заимствуете. Классическим примером недобросовестного использования является основополагающее дело 1841 года Folsom vs. Marsh, в котором ответчик скопировал 353 страницы из 12-томной биографии Джорджа Вашингтона в целях создания собственной работы. Суд посчитал, что целью такого заимствования являлась не справедливая критика, а замена и использование первоначальной работы. Тем самым, даже заимствование из биографий не предотвращает само по себе риск предъявления иска, если заимствование осуществляется в очень значительном объёме.

Примечательный пример, в котором суд признал использование добросовестным в связи с небольшим объёмом заимствования, – биографичный фильм о жизни Мухаммеда Али, в котором использовалась 41 секунда из фильма о его боксерском поединке.

Но даже заимствование малого объема может быть признано недобросовестным. Например, есть кейс, в котором телевизионная программа скопировала 1 минуту 15 секунд из 72-минутного фильма о Чарли Чаплине и использовала его в репортаже о смерти Чаплина. Суд счел, что взятые части составляли «сердце» фильма, его существо, а потому такое использование не может быть признано добросовестным, даже несмотря на малый объём заимствования.

ФАКТОР 4: ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС ИЛИ СТОИМОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ЗАЩИЩАЕМОГО АВТОРСКИМ ПРАВОМ

Если в результате заимствований коммерческая ценность первоначальной работы понижается, возможность ее распространения на рынке или продажи падают, ухудшается возможность обладателя прав на первоначальную работу извлекать с ее помощью доход, то всё это является серьёзным индикатором того, что заимствование будет признано недобросовестным. Но возможен и сценарий, в котором пародия сводит к нулю рыночную стоимость первоначальной работы, но при этом выполнена с добросовестным использованием: критика или пародия могут быть настолько хороши, что общество перестанет воспринимать оригинал всерьёз.

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

1.Помимо правил YouTube, российские видеоблогеры, желающие заимствовать чей-то контент, обязаны соблюдать и российское законодательство о добросовестном использовании.

2.Особую значимость здесь имеют положения статьи 1274 Гражданского кодекса, предусматривающей свободное использование произведений в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Закон не устанавливает чётких критериев добросовестности, но определённые ориентиры можно найти в судебной практике. Например:

При использовании объекта чужого авторского права следует задаваться вопросом: повысилась ли ценность оригинала в результате вашего взаимодействия с ним, привнесён ли новый смысл?

Основные категории добросовестности по российскому праву – это:

— комментарии;

— критика;

— пародии;

При создании пародии оригинальное произведение должно быть в центренового, а не быть его фоном или вспомогательным средством, и оригинал должен легко узнаваться из содержания пародии.

При этом нужно быть осторожным, чтобы новый контент не порочилчесть и достоинство автора оригинала.

Стоит добавить, что закон позволяет цитировать любые произведения науки, искусства и литературы, в частности, фотографии и видео, а не только текст. Долгое время правообладатели фотографий, например, известный блогер Илья Варламов, судились со средствами массовой информации, использующими их фотографии. Суд по интеллектуальным правам поддерживал правообладателей, говоря о том, что цитирование фотографий невозможно. Ситуация изменилась после рассмотрения Верховным судом РФ дела по иску Варламова против ООО «Архи.ру», в котором Верховный суд РФ встал на сторону пользователей, осуществляющих заимствование в целях цитирования.

Но в целом российская судебная практика так же, как американская, оперирует требованиями к объему производимых заимствований, к влиянию нового объекта на коммерческую ценность оригинала и к цели создания произведения, поэтому исполнения требований YouTube по этим критериям будет достаточно для того, чтобы обезопасить себя от претензий авторов заимствованных произведений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ YOUTUBE

Итак, если вы собираетесь использовать чужой контент, схема ниже поможет вам оценить добросовестность такого использования.

О ДИСКЛЕЙМЕРЕ

Хоть дисклеймер (правовая оговорка) сам по себе не снимает ответственность за нарушение чужих авторских прав, его наличие может помочь избежать дополнительной ответственности за умышленное недобросовестное использование чужого произведения. Дисклеймер может быть выражен по-разному, и мы предлагаем следующую формулировку, на которую предоставляем свободную лицензию для вашего использования:

Читайте также:  Просроченная штукатурка короед можно ли использовать

Любое заимствование содержимого без согласия его автора осуществляется в соответствии с правилами YouTube и законодательством РФ о добросовестном (свободном) использовании.

ПРИМЕНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ К BADCOMEDIAN

А теперь, применяя вышеизложенные принципы, позволим себе немного порассуждать о вероятном исходе иска к BadComedian, если бы дело дошло до суда:

  • Объём заимствования. Обзор на фильм «За гранью реальности» длится 31 минуту, в то время как сам фильм идет 1 час 42 минуты. Таким образом, BadComedian заимствовал не более 30% фильма, но нельзя сказать, что такой объём незначителен.
  • Цель заимствования. Ролики Баженова очень влиятельны и способствуют активному обсуждению обозреваемых фильмов в обществе, что говорит о ценности обзоров как произведений кинокритики. BadComedian переосмысливает фильм и влияет на отношение своей аудитории к фильму, его создателям и Министерству Культуры РФ как главному спонсору. В то же время, пользователи YouTube оставляют блогеру пожертвования, на которые он живёт и создаёт новые ролики. Поэтому цель заимствования здесь не является решающим фактором в анализе добросовестности.
  • Влияние на коммерческую ценность оригинала. На первый взгляд, кажется, что обзоры BadComedian не могут повлиять на рыночный потенциал фильма иначе как отрицательно. Даже несмотря на то, что обзоры выходят на канале уже после окончания проката фильма в кинотеатрах, они всё равно влияют на возможность распространения фильма в цифровом формате, ухудшают репутацию создателей и снижают их потенциальные будущие доходы. Но довольно распространено явление, применимое к фильму «За гранью реальности», когда обзор Баженова делает фильм более популярным, т.к. до обзора о нём практически никто не знает. Даже люди, посмотревшие обзор, иногда покупают фильм только для того, чтобы посмеяться над ним. Это приносит создателям фильма доход, которого не было бы без обзора BadComedian.

Таким образом, ни один из факторов не играет ключевую роль в пользу ни одной из сторон, но суд, скорее всего, пришел бы к выводу о добросовестности использования. Отсутствие чрезмерного заимствования, подлинный критический характер обзора, его переосмысление и нейтральный эффект на коммерческую ценность исходного произведения склоняют к выводу о том, что BadComedian выполнил требования YouTube и законодательства РФ о добросовестном (свободном) использовании.

Статью подготовили Евгений Краснов и Егор Ларичкин, юристы фирмы Buzko Legal.

Источник

Пройдите обучение в нашей Школе YouTube:

Школа YouTube «Make Brand»

Рекомендуем изучить наши методички:

«Методичка по оформлению YouTube-канала»

«Методичка по названиям видео»

«Методичка по значкам видео»

Поделитесь:

— этим постом с коллегами по YouTube

— своим мнением в комментариях

Сохраните этот пост:

— в закладках

Подписывайтесь на:

Make Brand ВК

Make Brand в Telegram

У нас много интересного и полезного по развитию каналов на YouTube!

Источник

Как не нарушить закон, используя картинки из интернета

У любой картинки есть автор. Иногда автор оставляет за собой права на картинку, но чаще передает их другому правообладателю. Когда вы используете картинку не так, как договорились с правообладателем, вы нарушаете авторское право. Такое нарушение в России карается по статье 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Наказание по статье — штраф до 1 млн рублей или тюремный срок до 2 лет.

Рассмотрим сперва спорные ситуации, где правообладатель неясен, а после расскажем о лицензиях на картинки и объясним, зачем это нужно.

Определяем авторские права на фанатские произведения, аватарки и скриншоты

Допустим, вы сделали скриншот игры для информационной статьи. Или нарисовали картинку с персонажем игры. Или ваша аватарка в социальной сети. Вас фотографировал другой человек. Кому вообще принадлежат такие изображения, и как можно их использовать?

Скриншоты и фанатское творчество признаны самостоятельными произведениями, использующими часть чужой интеллектуальной собственности. В подобных случаях использование чужой собственности признается цитированием. За цитирование наказаний не

Мы цитируем Евгения Баженова, который цитирует фильм «Мантикора» в целях критики. Посмотреть обзор на YouTube

Но допустимые размеры цитат и количество цитирований не урегулированы законом, поэтому по каждому подобному судебному делу проводят экспертизу, в ходе которой и решают, нарушило ли произведение закон или нет. То же самое касается книг, фильмов, сериалов и прочей интеллектуальной собственности.

А вот авторские изображения — интеллектуальная собственность автора, если он не передал вам права. С чужими скриншотами то же самое — их использование зависит от того, как вы договоритесь с автором.

Мы написали подробное руководство по скриншотам. Если вы используете скриншоты в работе, почитайте, как сделать их крутыми и наглядными.

Что такое лицензия на картинку и зачем она нужна

Правообладатель устанавливает на картинку лицензию — специальное разрешение на разрешенные правообладателем действия. Для установки достаточно рядом с картинкой или прямо на ней написать, по какой лицензии распространяется изображение. Чтобы не писать в договорах кучу раз одно и то же, выработали шаблоны лицензий.

Этих шаблонов много, поэтому мы выделим их в отдельные группы:

  • Лицензии на продаваемых картинках.
  • Лицензии на картинки в бесплатном доступе.

Лицензии на продаваемых картинках

На некоторых фотостоках не придерживаются существующих лицензий, а пишут свои условия, и указывают их на сайте. У Depositphotos, например, две лицензии: обычная и расширенная. Если на фотостоках не прописывают собственные лицензии, картинки продают по следующим лицензиям:

Rights-managed (RM). Лицензия с управляемыми правами — на такие картинки можно заключить разные контракты с разными покупателями. Картинку по RM можно купить для одноразового использования, а можно купить со всеми правами на нее. Условия такой лицензии безграничны.

Читайте также:  Можно ли использовать йод для увеличения груди

Rights-ready. Лицензия, при которой картинку покупают для использования в конкретном проекте с конкретной целью. Вот купили вы фотографию картины для тематического сайта. В лицензии прописано «для информирования читателей». Значит, вы можете использовать ее в статье об этой картине. А если вы решите на этом же сайте картину продать, то либо фотографируйте ее сами, либо платите авторам дополнительные отчисления.

Royalty-Free (RF). Лицензия без ограничений на использование. За такую картинку вы платите один раз, а потом используете в любых целях. Но есть и свои ограничения — например, тиражное. Если картинка с тиражным ограничением в 5000 поступит в печать, то за 5001-ую печатную копию придется платить дополнительные отчисления владельцу авторских прав.

Extended Royalty-Free. Расширенная роялти-фри лицензия. Стоит дороже в 5–10 раз обычной, зато нет ограничений. Картинку с расширенной роялти-фри лицензией вы можете печатать хоть 1000 раз, хоть 100 000.

Editorial license. Картинки с этой лицензией можно использовать только в образовательных и информационных целях. Вы можете проиллюстрировать информационную статью или новость, но не можете использовать изображение для промостраницы.

Вот так выглядит окно покупки на Депозитфото

Лицензии на картинки в бесплатном доступе

Здесь мы рассмотрим три вида: лицензии Creative Commons, лицензия Public Domain и лицензия CC0.

Картинки с лицензией Creative Commons распространяют в бесплатных фотобанках. Их можно использовать, но есть нюансы. У Creative Commons есть «подвиды» лицензий. Для каждой картинки пишут специальную аббревиатуру из сокращений. Каждый подвид обозначается двумя буквами. Всего этих подвидов пять.
Даем расшифровку, чтобы вы могли взглянуть и определить, подойдет ли вам картинка с такой лицензией:

  • CC (Creative Commons). Присутствует в аббревиатуре всегда. Если у правообладателя нет условий для использования картинки, то в лицензии указываются только эти две буквы.
  • NC (non-commercial). Картинку можно использовать в некоммерческих целях. Идеальная ситуация — сайт, паблик или страница в социальных сетях без монетизации. Если вы будете использовать изображения для рекламы компании, услуги или продукта, вы нарушите права. В теории, если вы монетизируете сайт за счет своих услуг, но при этом картинка не используется для продажи услуги или продукта, суд вас оправдает. На практике все будет решать судебная экспертиза.
  • BY (attribution). Картинку можно использовать, только если укажете имя и фамилию автора, а после приложите ссылку на сайт-источник. Если имя автора нигде не указано — хватит ссылки. Не указываете автора — нарушаете лицензию.
  • ND (no derivative works). Картинку с этой лицензией нельзя изменять, но можно использовать в любых целях. Вы можете сделать из цветной картинки черно-белую, но выкладывать ее в интернет нельзя, даже в закрытый доступ. Распространяете измененное изображение — нарушаете лицензию.
  • SA (share-alike). Если вы изменяете картинку, вы обязаны распространять ее с той же лицензией, что у оригинала. Распространяете по другой лицензии — нарушаете лицензию.

И все бы хорошо, но есть проблема с нашим законодательством. По идее, лицензии Creative Commons действительны во всем мире. Но в России ее нормы не прописаны, поэтому неизвестно, как пойдет дело, если в нем фигурирует лицензия CC или ее нарушения.

Картинки с маркой Public Domain — изображения, переданные в общественное достояние. Их можно использовать в любых целях, но вы обязаны указывать автора. В публичный доступ изображения переходят спустя 70 лет после смерти автора, но иногда авторы отказываются от авторских прав сами.

CC0 — одна из лицензий Creative Commons. Мы выделили ее в отдельный пункт, потому что по этой лицензии автор отказывается от авторских прав и дает разрешение на неограниченное использование изображения. Это не равно марке Public Domain — если автор захочет, он может поставить на картинку другую лицензию.
Но это не повод бояться суда и штрафов. Правообладатель не может поменять лицензию, а потом подать на вас в суд — по закону он обязан направить досудебную претензию. Если вы уберете изображение, когда получите претензию, то закон не нарушите.

Где покупать изображения

  • Shutterstock — 100 млн изображений для СМИ и бизнеса
  • Depositphotos — тут изображений поменьше и их можно использовать не так широко, как картинки с Shutterstock, зато и стоят они меньше
  • Photogenica — российский фотобанк с ценами от 33 рублей за подписку. Распространяет изображения только по лицензии Royalty-Free
  • Lori — российский фотобанк с 21 млн изображений

Где искать бесплатные картинки

Тут три варианта:

  • Найти в Гугле с применением дополнительных настроек
  • Взять из социальной сети, если договоритесь с автором
  • Взять с бесплатных фотостоков

Переговоры с авторами картинок — это тема для отдельной статьи, здесь мы ее рассматривать не будем. Зато пройдемся по Гугл-поиску и составим список фотостоков.

Поиск картинок в Гугле

Чтобы найти картинки с нужными лицензиями, зайдите на images.google.ru. После следуйте инструкции.

Заходим на Гугл-картинки → вбиваем поисковый запрос → нажимаем «Настройки» → переходим в раздел расширенных настроек → внизу страницы ищем раздел «Права на использование» → выбираем нужный вариант → готово!

Если не хотите заходить на гугл-картинки по прямой ссылке, можете перейти на картинки из обычного поиска — там тоже есть настройки.

Бесплатные фотостоки

Памятка

Чтобы не нарушить закон, нужно:

  • Использовать платные и бесплатные фотостоки.
  • Использовать изображения с них по предоставленной лицензии.
  • Искать картинки через расширенный поиск Гугл или делать самостоятельно.

Источник: статья на Content.Guru → «Как не нарушить закон, используя картинки из интернета»

Больше полезных материалов → ru.content.guru

Источник