Можно ли использовать бутан вместо пропана
Содержание статьи
Пропан или бутан – отличие двух газов
Опубликовано: 31.12.2016 14:58
Пропан и бутан используются как основные компоненты сжиженного углеводородного газа, использующегося в системах автономной газификации объектов. Как и пропан, бутан может использоваться в качестве топлива самостоятельно, однако разница в физических свойствах газов существенна, что накладывает ограничения на их самостоятельную эксплуатацию.
Пропан благодаря хорошей теплотворной способности, имеет широкое применение в быту и промышленности — от автомобильного топлива и источника питания для газовых плит и систем отопления до процесса резки металлов и сварки металлических конструкций. Бутан широко используется в качестве топлива для зажигалок, в качестве реагента в холодильных установках.
Существенную разницу составляет коэффициент объемного расширения газов — у пропана он в 1,5 раза выше (0,003 против 0,002 на 1 градус по Цельсию). Пропан гораздо более «упругий» газ — упругость его паров достигает 1,5МПа, в то время, как бутан при той же температуре сжимается на 283кПа. Практическую ценность эта разница имеет при выборе баллона — для хранения чистого жидкого пропана нужна более прочная емкость, чем для бутана.
Однако наиболее продуктивно газы используются в смеси. Так, ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления» запрещает самостоятельное использование бутана или пропана в системах газификации, а также устанавливает ограничения на то, как бутан или пропан (в процентном соотношении) могут быть использованы в смеси.
Бутан имеет химическую формулу С4Н10, пропан — С3Н8. Оба газа относятся к классу алканов (углеводородов, ряд которых описывается формулой СnН2n+2). Различия в составе бутана и пропана почти не сказываются на отличиях в их физических свойствах. Оба газа имеют схожий молекулярный вес и теплотворную способность. Однако бутан кипит (имеет температуру кипения) всего в -0,5оС, в то время как пропан гораздо более устойчив к отрицательных температурам. Температура кипения пропана — -43оС.
То есть, бутан не может эксплуатироваться топлива при отрицательных температурах. В газовый котел доставляется не жидкий бутан, а вещество в газообразной форме (в то время, как наш газ при температуре окружающего воздуха ниже нуля находится в состоянии жидкости).
В свою очередь, пропан также имеет существенный недостаток. Использование в качестве топлива чистого пропана опасно при высоких температурах. При нагревании происходит существенное расширение пропана, газ начинает давить на стенки баллона или газгольдера, что, в конечном итоге, приводит к появлению трещин на внутренней поверхности сосуда и к взрыву.
В отличие от пропана, газ С4Н10 более устойчив к высоким температурам. Поэтому ГОСТ 20448-90 устанавливает параметры пропан-бутановой смеси (сжиженного углеводородного газа) в процентном соотношении содержания обоих газов. Для пропана и бутана установлены минимальная и максимальная процентная величина соответственно. Так, в зимнее время пропан для северных регионов страны должен присутствовать в смеси в количестве не менее 75% от общего объема обоих газов. А содержание бутана в смеси не должно превышать 60%.
Источник
udarnik_truda
По статистике только 40% испанских домов обеспечены трубопроводным натуральным газом (gas natural), в основном север, там где зимой есть потребность в отоплении, потому что подключаться к газовой сети только для приготовления пищи и получения горячей воды невыгодно, а вся остальная Испания живёт на баллонном газе.
Газ в баллонах в Испании предлагается двух сортов: бутан (butano) и пропан (propano). Причем цена на эти два газа немного разная, пропан стоит дешевле бутана. Давайте разберёмся, чем они отличаются и можно ли съэкономить, если использовать вместо бутана пропан?
Бутан на момент написания поста стоил 12,80 евро, а пропан 11,25 евро за стандартный средиземноморский 26-литровый баллон. Сами баллоны совершенно одинаковые, единственное отличие: на бутановом баллоне просто написано «Butano», а на пропановом нарисовано черное кольцо, в котором написано «Propano», кроме маркировки больше никаких отличий нет. Но при этом бутана в баллоне налито 12,5 кг, а пропана только 11 кг. Получается, что один килограмм газа стоит 12,80 / 12,5 = 1,024 евро для бутана и 11,25 / 11 = 1,022 евро для пропана. Горят оба газа тоже практически одинаково: теплота сгорания бутана 45,8 МДж/кг, а пропана 48 МДж/кг. Стоимость килограмма газа и количество тепла от его сжигания в любом случае будут одинаковы и съэкономить ничего не получится. При этом бутана в баллоне несколько больше, что позволяет менять баллоны реже, отчего в Испании по умолчанию обычно используется бутан.
Почему бутана удается засунуть в баллон больше, чем пропана?
Температура кипения бутана -0,5C, а температура кипения пропана -42C, поэтому места под паровую подушку в баллоне можно оставлять меньше, и заливать баллон с бутаном почти под вентиль, да еще бутан плотнее пропана, плотность жидкого бутана 580 кг/куб.м, а жидкого пропана 510 кг/куб.м.
А зачем вообще продают пропан, если по умолчанию везде используется бутан?
Пропан, в силу более низкой температуры кипения и лучшей испаряемости, используется там, где нужно обеспечить большой расход газа, например, в кафе или ресторанах, либо в холодных районах Испании, например, в горах.
Взаимозаменяемость газов.
Для бытового потребления, по большому счету, можно просто не заморачиваясь менять бутан на пропан, но тут небольшое отличие всё же есть. Дело в том, что хотя, если считать в килограммах, теплота сгорания у бутана и пропана одинакова, то при расчетах в кубометрах газообразного газа разница имеется: 1 куб.м газообразного бутана при сжигании дает 125 МДж/куб.м, а 1 куб.м пропана дает 95 МДж/куб.м, поэтому, чтоб не потерять в мощности газового прибора, при переходе с бутана на пропан нужно применять другой баллонный редуктор. Для бутана нужно использовать редуктор с выходным давление 28-30 mbar, а для пропана 37 mbar. И вообще, покупая редуктор (regulador para bombona de gas) будьте внимательны, если при установке бутанового редуктора на пропан ваш газовый прибор будет просто чуть-чуть хуже гореть, то при установке пропанового редуктора на бутан возможен опасный перегрев газового прибора. Покупая редуктор обязательно смотрите, на какое выходное давление он рассчитан и покупайте правильный редуктор, сообразно типу вашего прибора и используемого газа.
График зависимости давления насыщенных паров пропана и бутана от температуры.
Также полезно знать, что в Испании любят переводить газ в киловатты: 1 баллон бутана = 159 kWh.
Для Малаги, Бенальмадены и Торремолиноса заказать доставку газа можно тут: https://www.pedirgas.com или https://www.inagas2001.es/pedidos/pedirgas.asp.
Оригинал статьи тут: https://udarnik-truda.ru/workshop/propan-butan/propan-butan.htm
Добавить журнал в друзья
Источник
Зачем смешивают пропан и бутан – свойства сжиженных углеводородных газов
Основным компонентом автономной системы газоснабжения является пропан-бутановая смесь. При этом многие не понимают, зачем смешивают пропан и бутан, ведь каждый газ может использоваться как самостоятельное топливо. Тем не менее, в некоторых регионах России данные углеводороды нельзя применять в чистом виде для газификации объектов, что связано с их физико-химическими свойствами и климатическим фактором.
Свойства СУГ
Чтобы понять, зачем смешивают пропан с бутаном, необходимо знать особенности каждого компонента, в том числе их взаимодействие с внешней средой. С точки зрения молекулярного строения они относятся к углеводородным соединениям, которые можно хранить в жидком состоянии, что значительно упрощает транспортировку и эксплуатацию.
Одним из условий образования жидкого газа является высокое давление, поэтому его хранят в специальных резервуарах под давлением 16 бар. Второе условие для перехода углеводородных газов из одного состояния в другое — внешняя температура воздуха. Пропан закипает при -43°С, тогда как преобразование из жидкого в газообразное состояние у бутана происходит при -0,5°С, что является основным отличием данных углеводородов.
Таблица с некоторыми другими свойствами данных газов
Дополнительную информацию о свойствах сжиженного углеводородного газа можно прочитать в статье: пропан-бутан для газгольдера — свойства и особенности применения.
Зачем смешивают пропан и бутан в автономной системе газоснабжения
Учитывая физико-химические характеристики насыщенных углеводородов, их применение во многом зависит от климатических условий. Сжиженный бутан в чистом виде не будет работать при отрицательных температурах. Тогда как применение чистого пропана противопоказано в условиях жаркого климата, поскольку высокая температура вызывает чрезмерное повышение давления в газовом резервуаре.
Так как для каждого региона нецелесообразно производить отдельную марку газа, с целью унификации ГОСТом предусмотрена смесь с определенным содержанием двух компонентов в рамках установленных норм. Согласно ГОСТ 20448-90 максимальное содержание бутана в данной смеси не должно превышать 60%, при этом для северных регионов и в зимнее время года доля пропана должно быть не меньше 75%.
Процентное соотношение газов в разное время года
Кстати, больше статей нашего блога о газификации — в этом разделе.
Технологический фактор
Помимо климатического фактора, существует технологическое обоснование того, зачем смешивают пропан и бутан. На нефтеперерабатывающих предприятиях в процессе переработки попутных газов пропан и бутан производятся в разных количествах. Поэтому для оптимизации сырьевой политики данные углеводороды смешивают между собой в определенной пропорции. При этом, независимо от технологии изготовления сжиженного углеводородного газа, процентное содержание двух составляющих должно находиться в рамках, установленных ГОСТом.
Ценовая политика при заправке СУГ
Стоимость пропана-бутана зависит от содержания в нем первого (более дорогого) компонента. Поэтому неудивительно, что «зимняя» смесь для заправки автономной системы газоснабжения будет дороже «летней». Однако, если какая-либо компания предлагает заправку по цене, значительно уступающей среднерыночной, тогда ее представителю необходимо задать следующие вопросы:
- Почему стоимость СУГ такая низкая?
- Какое соотношение пропана-бутана?
- Как этот состав будет работать зимой?
- Есть ли в наличии соответствующая техническая документация?
- Можно ли обратиться в компанию при возникновении проблем?
Будьте осторожны! Дешевая смесь может затем обойтись гораздо дороже.
Некоторые компании хитрят, предоставляя «зимнюю» смесь, которая не соответствует ГОСТу. Поэтому невысокая стоимость СУГ должна, как минимум, насторожить покупателя.
Для автономной газификации дома качество газа имеет определяющее значение, поскольку от этого зависит надежность работы всей системы. Поэтому важно понимать, зачем смешивают пропан с бутаном, и в какой пропорции данные компоненты должны находиться зимой и летом. Больше о газоснабжении частных объектов читайте в статье: автономное отопление пропан-бутаном.
Чтобы избежать проблем с газификацией своего дома, обращайтесь в компанию «Промтехгаз», которая уже доказала свой профессионализм и надежность. О чем свидетельствуют хорошие позиции на рынке, и отсутствие отрицательных отзывов от клиентов.
Источник
Бутан против Пропан.
« Назад 20.12.2016 03:52 Бутан и пропан являются оба типа газов, которые используются для промышленного и питания и бытовой целей. Они очень распространены и могут быть использованы в печах, печи, обогреватели и даже автомобильных двигателей. Бутан и пропан обладает аналогичными свойствами из-за которых люди часто путают о них и считают их то же самое.Существуют определенные различия между бутана и пропана, который может либо быть выгодным или невыгодным в зависимости от того, как они используются. Бутан против Пропан: ОсновыБутан и пропан оба типа сжиженного нефтяного газа, и они имеют химическую структуру, благодаря которой они обладают сходными свойствами.
Бутан против Пропан: СходстваБутан и пропан сходства можно найти легко. Оба извлекаются из нефти в нефти или природного газа форме. Когда сгорают, они производят углекислый газ, воду, монооксид углерода и сажу. Оба используются для топлива транспортных средств и для отопительных печей. Бутан против Пропан: РазличияТеперь, когда мы рассмотрели сходства, мы будем смотреть на различия в бутана и пропана. Мы начнем с рассмотрения свойств бутана. Несмотря на то, пропан является более популярным, бутан по- прежнему используется в качестве источника топлива. Он используется в качестве топлива в печах, зажигалок и даже в аэрозольных спреев в качестве пропеллента. К тому же ,бутан дешевле , чем пропан , но сравнительно, гораздо труднее использовать , так что это не очень широко доступны и не много устройств, устройства предназначены для использования с бутаном в качестве источника топлива. Но вы должны знать , что бутан является более эффективным , чем пропана при использовании в качестве топлива. Если же объем бутана и пропана обжигается при температуре выше точки замерзания, бутана будет в конечном итоге обеспечивая 12% больше энергии , чем пропана. Таким образом, бутан может быть предпочтительным выбором , когда он доступен в достаточном количестве , так как он является энергетически эффективным , а также имеет преимущество более дешевой цене. В отличие от бутана, пропан доступен более легко в небольших переносных цистернах и широко используется для обогрева домов. Он используется в качестве топлива в газовых шашлыки, фонарей и кемпинги печей. Автомобили работают на сжиженном нефтяном газе или сжиженном газе, который производится путем смешивания пропана с другими видами топлива , такими как бутилен, пропилен или бутан. Когда топливо необходимо хранить в течение длительного времени, пропан является лучшим выбором , чем бутан. Он хранит хорошо в переменных погодных условиях и даже ниже температуры замерзания не будет влиять на условия хранения пропана из — за его propetries. Когда люди должны идти кемпинг, пеший туризм или альпинизм, особенно в холодную погоду, пропан предпочтительнее бутана в качестве топлива для приготовления пищи. Так как газ пропан не имеет запаха, утечки труднее обнаружить . По этой причине, этантиол смешивают с пропаном , так что утечки могут быть легко обнаружены. |
Источник
Пропан или метан: аргументы и факты для вашего авто
С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.
Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?
Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Метан, пропан и бутан
Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.
Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.
Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:
- Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
- Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.
Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:
- газ подвергается процедуре тщательной очистки;
- пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.
Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.
Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.
По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.
C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.
Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.
Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.
Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:
- Газ фильтруют.
- Дополняют одорантами.
- Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
- Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.
Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.
На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.
В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.
Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?
Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:
- Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
- По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
- Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
- По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
- По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
- Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
- По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
- Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.
Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.
Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.
Почему выгодно заправлять авто газом
При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:
- автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
- высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
- установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
- использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).
Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.
Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.
Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.
На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.
Источник