Можно ли использовать бсо при наличии ккт
Содержание статьи
Бланк строгой отчетности вместо кассового чека (нюансы)
Бланк строгой отчетности вместо кассового чека имеют право выдавать организации и ИП, отвечающие ряду условий, предусмотренных законодательством (мы их рассмотрим в этом материале). До 01.07.2019 для таких налогоплательщиков действовал старый порядок работы с БСО. Раскроем действительные для настоящего времени особенности применения БСО.
Кто может применять БСО вместо ККМ
В каких ситуациях можно применять бланк строгой отчетности вместо кассового чека и до какой даты это можно делать по старым правилам?
Бланком строгой отчетности (БСО) допускается заменять кассовый чек при расчетах с населением за оказанные услуги (ст. 1.1 закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ, п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ до внесения изменений в него). По обновленным требованиям БСО, как и кассовые чеки, должны формироваться автоматизированным способом с применением онлайн-устройств.
Однако для лиц, не применявших ранее ККТ (а к их числу относятся те, кто оформляет расчеты через БСО), закон № 290-ФЗ, содержащий правила перехода к применению обновленного закона № 54-ФЗ, установил дату начала обязательного использования кассовых аппаратов более поздней, чем общая (01.07.2017) – с 01.07.2018 (п. 9 ст. 7). При этом юрлицам и ИП, выдающим заказчикам БСО, в законе № 290-ФЗ был отведен отдельный пункт (п. 8 ст. 7), и в нем тоже присутствовала дата 01.07.2018.
Однако закон № 290-ФЗ подвергся корректировке (закон «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 337-ФЗ), результатом которой стало изменение текста п. 8 ст. 7. В нем дату 01.07.2018 заменила дата 01.07.2019, а в тексте появилось уточнение, что выполняемые с оформлением БСО услуги не должны иметь отношения к услугам общепита, оказываемым как юрлицами, так и ИП, имеющими наемных работников.
Таким образом, БСО по услугам для населения можно было применять по старым правилам (действовавшим до обновления закона № 54-ФЗ законом № 290-ФЗ) до 01.07.2019.
После указанного срока предприниматели и организации, которые вместо чеков ККТ могут выдавать БСО, обязаны формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем расчетов.
О том, какие еще новшества повлекли за собой изменения в законодательстве о кассах, читайте в статьях:
- «Последние изменения в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники»»;
- «Актуальные поправки к закону об онлайн-кассах».
Кто освобождается от применения ККТ
Перечень случаев, когда можно работать без ККТ, имеет исчерпывающий характер и указан в пп. 2, 3, 5, 6 ст. 2 закона № 54-ФЗ. Это ситуации:
- выдачи (приема) наличности с использованием автоматических устройств для расчетов в кредитных организациях (включая электронные средства платежа);
- продажи печатных СМИ и сопутствующих им товаров, если доля продажи печатной продукции составляет не менее половины товарооборота, а сопутствующие товары соответствуют утвержденному субъектом РФ ассортиментному перечню;
- продажи ценных бумаг;
- продажи билетов, талонов, проездных документов, дающих право на проезд в общественном транспорте, в салонах транспортных средств;
- реализации питания в образовательных учреждениях;
- торговли на ярмарках, розничных базарах, выставках, на специально отведенных площадках, исключая торговлю в обустроенных и обеспечивающих демонстрацию и сохранность товаров торговых местах;
- ярмарочной торговли непродовольственными товарами, перечень которых установлен Правительством РФ;
- разносной торговли (кроме продажи технически сложных товаров и продовольствия, требующего особых условий хранения и реализации) в вагонах пассажирских поездов, с лотков и ручных тележек, других средств малой механизации;
- продажи мороженого, разливных безалкогольных напитков в киосках;
- продажи кваса, молока, растительного масла, живой рыбы и других безакцизных разливных товаров с автоцистерн, продажи сезонных овощей и фруктов вразвал;
- приемки утильсырья от населения, исключая металлолом, лом драгоценных металлов и драгоценных камней;
- оказания услуг по ремонту и окраске обуви;
- оказания услуг металлоремонта — изготовления ключей и мелкой металлической галантереи;
- оказания услуг няни и сиделки;
- продажи изделий народного промысла, если реализация производится самим изготовителем;
- оказания услуг по вспашке огородов и распилке дров;
- оказания услуг носильщиков на вокзалах, в портах, в аэропортах;
- сдачи от ИП в аренду недвижимого имущества (жилья);
- работы в удаленных населенных пунктах, перечень которых утвержден специальным постановлением Правительства РФ;
- продажи лекарств и медизделий медицинскими организациями, расположенными в сельской местности, где отсутствуют аптечные пункты, или аптечными пунктами ФАП, расположенных в деревнях и селениях;
- реализации товаров, услуг и изделий религиозно-обрядового назначения культовыми организациями, имеющими соответствующую лицензию, в местах осуществления ими деятельности.
См. также статью «Кто должен перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2019 года?».
Проводки в организациях, использующих при расчетах БСО
Если организация применяет бланк строгой отчетности вместо кассового чека, то такой бланк необходимо хранить и учитывать по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Учет бланков строгой отчетности ведется в соответствующем журнале (прошитом и пронумерованном). Для контроля движения таких материальных активов заводится карточка учета.
Типовые проводки при применении БСО в организации выглядят следующим образом:
Дебет | Кредит | Суть операции |
10 | 60 | Покупка у типографии БСО, оприходование их в организации |
19 | 60 | Выделен НДС с суммы приобретенных бланков |
68 (НДС) | 19 | Принят к вычету налог на добавленную стоимость по приобретенным бланкам |
20 | 10 | БСО переданы в соответствующие подразделения или материально ответственным лицам |
Кроме того, БСО отражаются за балансом на счете 006. Его применение позволяет вести учет поступления и списания бланков по подразделениям и материально-ответственным лицам (МОЛ). Так, по дебету счета 006 отражается поступление бланков в соответствующее подразделение и к определенному МОЛ. По кредиту счета 006 проводится списание с подразделения или МОЛ бланков строгой отчетности при их выбытии (использовании, порче).
Выявленная недостача оформляется актом, составленным уполномоченной комиссией. Списание БСО при порче также проводится актом.
Хранят БСО в сейфах или несгораемых шкафах, предназначенных для хранения таких документов. Регулярно проводится инвентаризация БСО (не реже одного раза в год).
Подробнее об учете и инвентаризации БСО читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».
Вместо БСО — POS-терминал
Операции осуществления платежных операций через POS-терминал подчиняются закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ. Отметим, что к POS-терминалам относятся устройства, которые позволяют использовать при расчете за покупку банковские карты.
Если оплата производится с применением POS-терминала, то бланк строгой отчетности вместо кассового чека можно не выдавать, если терминал присоединен к ККТ, который формирует чек. Если же используется оборудование, которое формирования кассового чека не производит, то выдается БСО.
Подробнее о проводках при использовании на предприятии POS-терминалов можно узнать из статьи «Проводка дебет 57 кредит 57 (нюансы)».
При использовании POS-терминала налогоплательщиками, указанными в п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ предоставлять покупателям БСО, формируемый ККТ или автоматической системой расчетов по форме, используемой таким налогоплательщиком до вступления в силу закона № 290-ФЗ (либо бланки типографской формы, утвержденные учетной политикой предприятия или (для некоторых случаев) законодательно).
Итоги
Для организаций и предпринимателей, оказывающих услуги населению и выдающих при расчетах с ним бланки строгой отчетности вместо кассового чека, установлен особый срок для перехода к обязательному применению онлайн-устройств – 01.07.2019. До этой даты они вправе оформлять БСО по старым правилам.
Источники:
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
- Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
Источник
Применение ККТ и БСО при оказании услуг учреждением — Audit-it.ru
Автор: Зарипова М., эксперт журнала
Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 8/2019
Если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, то при совершении кассовых операций у него возникает необходимость соблюдать требования Закона № 54-ФЗ[1]. В приведенный закон Законом № 129-ФЗ[2] были внесены очередные поправки, о которых необходимо знать бюджетным учреждениям. Рассмотрим основные новшества в статье.
Сфера применения ККТ.
Согласно п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным законом.
Под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Таким образом, при приеме (получении) денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за выполняемые работы, оказываемые услуги положения Закона № 54-ФЗ возлагают на учреждение обязанность применять ККТ в учреждении (письма Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-01-15/7887, от 06.03.2019 № 03-01-15/14640).
Отметим, что до 01.07.2019 было разрешено не применять ККТ в учреждении и не выдавать БСО организациям и ИП (п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ):
осуществляющим расчеты с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
осуществляющим расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
осуществляющим зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов;
предоставляющим займы для оплаты товаров, работ, услуг;
предоставляющим или получающим иное встречное предоставление за товары, работы, услуги.
Однако поскольку Законом № 129-ФЗ действие данной нормы не продлено, при осуществлении таких расчетов необходимо применять ККТ.
Например, в Письме от 25.01.2019 № 03-01-15/4355 Минфин указал, что в случае исполнения обязательств работников организации-работодателя по оплате оказываемых им услуг путем удержания из зарплаты работников соответствующих сумм задолженности организация обязана применять контрольно-кассовую технику с 01.07.2019.
Выдача кассового чека и (или) БСО
В силу п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета учреждение обязано выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе. В случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты необходимо направить кассовый чек или бланк строгой отчетности на данный номер либо адрес. Иными словами, Законом № 54-ФЗ предусмотрено, что при каждом расчете обязательно должен выдаваться кассовый чек или БСО.
Заметим, что исходя из п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия с покупателем, кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета (Письмо Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14628).
Под БСО понимается первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронном виде и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги. Этот документ содержит сведения о расчете и подтверждает факт его осуществления, а также соответствует требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Обратите внимание:
В связи с завершением переходного периода с 01.07.2019 организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.
Нужно учитывать, что автоматизированная система для БСО используется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, которая не является автоматизированной системой для БСО, данного ограничения не имеет и может применяться при расчетах и за товары, и за услуги (работы).
Следовательно, БСО может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той, которая входит в реестр в качестве автоматизированной системы. Как отмечается в Письме ФНС РФ от 13.06.2019 № ЕД-4-20/11437@, в настоящее время в реестр включены модели ККТ, которые предназначены для расчетов в различных условиях.
Применение ККТ вне места совершения расчетов.
Законом № 129-ФЗ учтены особенности применения ККТ в случаях, когда расчеты производятся отдаленно от места расположения контрольно-кассовой техники.
В статью 1.2 Закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. Так, из п. 5.6 следует, что пользователи вправе применять ККТ[3], расположенную вне места совершения расчетов:
1) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в Интернете) за реализуемые товары при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
2) при осуществлении расчетов по месту выполнения работ и (или) оказания услуг, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения, их частей и (или) земельного участка, используемых на праве собственности, аренды или ином законном основании;
3) при осуществлении расчетов в случаях, предусмотренных п. 5.8 – 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
В случаях, перечисленных в п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, обязанность по выдаче покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 данной статьи, может быть исполнена пользователем одним из способов (п. 5.7):
1) путем направления покупателю в момент расчета на абонентский номер либо по адресу электронной почты, которые предоставлены покупателем до совершения расчета:
сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой кассовый чек (БСО)[4];
информации об адресе информационного ресурса, который размещен в Интернете и по которому данный кассовый чек (БСО) может быть бесплатно получен покупателем;
2) путем обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.
В случае если согласно законодательству РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче клиенту кассового чека (БСО) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ, может быть исполнена им путем передачи клиенту документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (БСО), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (БСО) (QR-кодом и (или) датой и временем осуществления расчета, порядковым номером фискального документа, признаком расчета, суммой расчета, заводским номером фискального накопителя и фискальным признаком документа).
Применение ККТ при расчетах за ЖКХ.
Если бюджетные учреждения осуществляют расчеты с населением за жилое помещение и коммунальные услуги, то им следует обратить внимание на п. 5.10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ. В случае осуществления расчетов[5] при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека (БСО) и передаче всех фискальных данных ФНС, исполняется пользователем в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя. Обязанность по выдаче клиенту кассового чека (БСО) при осуществлении данных расчетов исполняется путем выдачи (направления) клиенту пользователем бесплатно по его письменному запросу на бумажном носителе или в электронной форме, содержащему наименование услуги, дату и сумму расчета, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения такого запроса. Этот запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю не позднее трех месяцев со дня формирования соответствующего кассового чека (БСО). При отсутствии такого запроса по истечении указанного срока обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (БСО) считается исполненной.
Кто вправе не применять ККТ?
1. В силу закона ККТ не нужно применять при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением производимых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 15.02.2019 № 03-01-11/9459, от 06.03.2019 № 03-01-15/14614.
Дополнительно отметим, что ККТ не применяется (письма ФНС РФ от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Минфина РФ от 06.03.2019 № 03-01-15/14624, от 25.01.2019 № 03-01-15/4355):
при выдаче работникам организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а также денежных средств под отчет и возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет.
при выплате организацией денежных средств физическому лицу за оказанные им услуги в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера;
при возмещении работников расходов организации-работодателя на приобретение бланка трудовой книжки, расходов на мобильную связь.
2. ККТ не применяется при осуществлении видов деятельности и при оказании следующих услуг, которые перечислены в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. В данном перечне, в частности, приведены:
продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
вспашка огородов и распиловка дров.
В силу поправок, внесенных в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, разрешено не применять ККТ учреждениям при оказании услуг по розничной продаже бахил (см. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).
3. Согласно п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ учреждения, осуществляющие расчеты в местностях, указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), вправе не применять ККТ.
Критерии отнесения местностей к отдаленным или труднодоступным в случае необходимости могут быть разработаны органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03-01-15/343).
Однако в этом случае должно соблюдаться условие о выдаче покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между им и организацией. Данный документ должен содержать наименование, порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4 – 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, и подпись лица, его выдавшего (Письмо Минфина РФ от 19.12.2018 № 03-01-15/92862).
4. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ вправе не применять ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
5. В силу п. 12 ст. 2 Закона № 54-ФЗ ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.
Перечень платных услуг, оказываемых указанными в названном пункте библиотеками без применения контрольно-кассовой техники, утверждается Правительством РФ.
6. Кроме того, ст. 2 Закона № 54-ФЗ дополнена новыми п. 13 и 14. Так, в соответствии с п. 13 данной статьи ККТ может не применяться при осуществлении расчетов:
товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание членам таких товариществ и кооперативов услуг в рамках их уставной деятельности, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
образовательными организациями при оказании населению услуг в сфере образования;
физкультурно-спортивными организациями при оказании населению услуг в сфере физической культуры и спорта;
домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании населению услуг в области культуры.
Обратите внимание:
В силу норм, изложенных в п. 13 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ), положения данного пункта не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также на расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.
Согласно п. 14 ст. 2 Закона № 54-ФЗ (в редакции Закона № 129-ФЗ) ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка. Положения обозначенного пункта не распространяются на случаи реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием Интернета и сетей связи.
* * *
В заключение отметим, что неприменение ККТ в установленных Законом № 54-ФЗ случаях является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
на должностных лиц – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
на юридических лиц – в размере от 3/4 до полной суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
[1] Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
[2] Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[3] За исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
[4] Регистрационного номера ККТ, суммы, даты и времени расчета, фискального признака документа.
[5] За исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия клиента с пользователем.
Источник