Можно ли использовать автомобильный холодильник
Содержание статьи
Принцип работы автохолодильника и советы по эксплуатации: 2 самых распространенных типа
Автохолодильник — выбор путешественников и любителей динамичного образа жизни, которые не собираются отказываться от удовольствия перекусить в дороге свежим хрустящим салатом, бутербродом с колбасой и запить все прохладными напитками. С таким мобильным агрегатом можно не переживать о сохранности продуктов: это особенно актуально для родителей, путешествующих с детьми. В статье мы узнаем, как устроен автохолодильник, что такое компрессорные агрегаты, и чем они отличаются от остальных.
Как работает холодильник абсорбционного типа
Принцип функционирования прибора прост: охлаждение происходит после поглощения (абсорбции) водой хладагента.
Узнать его легко по конструкции, сделанной из сваренных между собой бесшовных трубок. В конструкцию техники входят следующие детали:
- Теплообменник, отвечающий за охлаждение водоаммиачного раствора до нужной отметки градусной шкалы.
- Емкость, содержащая аммиачный раствор.
- Дефлегматор, в котором в последствии находится аммиачно-водородная смесь.
- Испаритель, работающий с генерирующим холод аммиаком.
Функционирует агрегат по такому принципу:
- концентрированный раствор, доведенный до нужной температуры, выделяет аммиак;
- микрокапли вещества поступают в колонну для конденсации и выходят через капиллярную трубу в испаритель;
- внутри него происходит охлаждение, которое влечет за собой понижение общей температуры внутри аппарата.
Читайте также: Как сделать автохолодильник своими руками: 3 этапа
В холодильной машине содержатся такие вещества:
- хладагент — аммиак;
- абсорбент — очищенная вода;
- вещество, позволяющее задерживать химические/физиологические субстанции.
К ряду качественных бытовых агрегатов можно отнести модель Thermo BD42. Несмотря на немалый вес аппарата (17 кг), его главным преимуществом является необычайная эффективность — удержание крайне низкиой температуры, вплоть до — 50 С. Имея среднюю мощность в 45 Вт, он питается от разных источников, а именно: 12, 24,110, 220В.
Плюсы абсорбционных холодильников
1. Мизерный расход энергии, которая затрачивается исключительно при работе насосов и автоматики.
2. Низкая шумопроизводительность позволяет механизму функционировать почти бесшумно.
3. Поскольку хладагент — это обычная вода, агрегаты подобного типа являются экологически безопасными.
4. Устройство способно работать в полном автономном режиме без постороннего вмешательства.
5. Механизм считается пожаро и взрывобезопасным — о его пребывании в автомобиле беспокоиться не стоит.
6. Абсорбционные холодильники не контролируются службой по экологическому, технологическому и автономному надзору. Вы не столкнетесь с штрафами за неправильную эксплуатацию.
7. Производители гарантируют не менее 20 лет качественной работы агрегатов.
8. Техника не требовательна к питательным ресурсам, работает от газа и электричества.
Совет: Для бездорожья или горной местности лучше выбирать термоэлектрические механизмы: в их конструкции отсутствуют узлы и движущие детали. Таким не страшны механические повреждения.
Читайте также: Как сделать походный холодильник.
Принцип работы термоэлектрического автохолодильника
Термоэлектрический автохолодильник работает с помощью эффекта Пельтье — как именно, сейчас разберемся.
Элемент, получивший имя от французского исследователя, который открыл его в 1834 году, работает на разности температур внутри него самого. Пока в одной части элемента происходит нагрев (ток трансформирует энергию в тепловое излучение), на противоположном участке холодный поток энергии приводит, наоборот, к охлаждению. Оно-то и задает общую температуру внутри аппарата.
Конструкция холодильных машин такого типа включает в себя:
- охлаждающее устройство,
- полупроводник,
- теплообменник,
- термоэлектрические модули, образованные из соединенных электричеством мелких металлических элементов.
Холод вырабатывается так: алюминиевая емкость для хранения продуктов поглощает тепло пищевых изделий, а находящийся под панелью термомодуль помещает тепло в стабилизатор. Специальное металлическое покрытие емкости для пищевых продуктов не дает холоду рассеиваться и поддерживает температуру. В Украине представлен широкий модельный ряд качественных термоэлектрических агрегатов. Оптимальными считаются модели холодильника Ezetil 776675, рассчитанного на 25 литров и охлаждающего продукты до температуры 22 °С, и Ezetil 875591 — более бюджетный аппарат, емкостью 19.6 литров.
Читайте также: Как сделать кондиционер из старого холодильника
Плюсы термоэлектрических автохолодильников
1. Устройства компактные и не занимают много места.
2. Функционируют в полном бесшумном режиме.
3. Их работа не требует постороннего вмешательства, все процессы происходят в автономном режиме.
4. Устройства имеют низкую себестоимость, однако функционировать они способны только в режиме «охлаждение».
5. Прочные и нечувствительны к механическим повреждениям, именно поэтому перевозить их в автомобиле безопасней.
6. Обладают высокой температуростойкостью.
Советы по эксплуатации
Перед покупкой автомобильного охладительного приспособления определитесь с местом его расположения, так вы будете точно знать, каких оно должно быть размеров.
Еще интересно: При выборе устройства обратите внимание на его объем: он должен быть рассчитан на всех пассажиров в автомобиле (на одного человека 5 л.)
Еще одной важной деталью при выборе являются автомобильные крепления. Специальные ремни сохранят устройство от повреждений и надежно закрепят механизм.
Удобство термоэлектрического холодильника — в неприхотливости. Он работает от прикуривателя, и не только в горизонтальном положении, а и при наклоне. Такая техника не охлаждает, а поддерживает прохладу, в этом — ее минус: продукты надо предварительно охладить.
Помните! Автомобильный термоэлектрический холодильник держит температуру приблизительно столько, сколько нужно, чтобы доехать до места пикника. Маленький пол литровый аппарат в режиме выключенного питания эффективен 4 часа. Более крупный агрегат на 49 литров работает и 9 часов.
Экономичный абсорбционный холодильник хоть и работает без электричества, расходуя 5 литров более 230 часов, не приемлет наклоны и крен.
Компрессорному холодильнику нипочем наклоны, но почти губительны крен и вибрации. Питаясь от сети, продолжает работать 6 часов после отключения от розетки.
При эксплуатации любого типа устройства нужно плотно закрывать крышку и избегать солнечных лучей.
Совет: Некоторые автохолодильники оснащены защитной системой от перепадов напряжения в сети, к таким устройствам относится EZetil EZC35
Читайте также: Как можно использовать компрессор от холодильника в качестве аэрографа.
Можно ли автомобильный холодильник использовать дома? В домашних или отельных условиях лучше использовать абсорбционные устройства. Они просты в эксплуатации, чувствительны к механическим повреждениям и вмещают много продуктов.
Можно его включить в розетку? За имением конвертора, автомобильные холодильники могут функционировать от розетки или питаться газом. Последние удобны тем, что даже при отключенном электричества не прекращают своей работы.
Совет: Обратите внимание на модели с функцией «экономное питание». К таким аппаратам относится Ezetil 777970 на 34 л.
Нужно подключить автохолодильник? Как правило, этот процесс не занимает много времени, его легко монтировать и демонтировать. В дополнительной комплектации имеются все необходимые детали для установки. Для некоторых механизмов достаточно выбрать подходящее место и подключить к сети.
Подытоживая, можно отметить, что для автохолодильников свойственно абсорбционное и термоэлектрическое охлаждение продуктов. Каждый из подтипов имеет индивидуальные способности и преимущества. Их выбор, в первую очередь, должен исходить из предпочтений и возможностей пользователя. Однако, по нашему мнению, для автомобильных поездок лучше использовать термоэлектрические автохолодильники. Они просты в использовании, выдерживают механические повреждения, и что немаловажно компактные и с низкой стоимостью. Воспользуйтесь перечнем полезных советов для осознанного выбора дорожного прибора.
Смотрите также: Как выбрать автохолодильник.
Источник
Проверяем эффективность автохолодильников. Стоит ли их покупать обычным автомобилистам?
Всем знакома ситуация, когда летом автомобиль долгое время стоит на солнце и бутылка воды, находящаяся на заднем диване, нагревается до температуры слегка остывшего чая. Многие наверняка сталкивались с проблемой «запаренных» овощей и фруктов по дороге на природу. Увы, но такой жарой даже в багажнике продукты не спрятать от высокой температуры. Отчасти ситуацию спасают кондиционеры в машинах. Но для тех, кому нужна действительно низкая температура для хранения продуктов (например, во время длительных переездов), оптимальным вариантом является автомобильный холодильник. Проверим, на что они способны?
Автомобильные холодильники условно можно разделить на три категории. Вкратце расскажем о них:
1. Термо-электрические холодильники (с элементом Пельтье)
В них применены два радиатора, расположенные на крышке холодильника. При включении одна сторона (внешняя) нагревается. Вторая (внутренняя) — охлаждается. Это самая бюджетная линейка автомобильных холодильников, и задача таких моделей не охлаждать продукты, а поддерживать температуру. Такие устройства не умеют создавать отрицательную температуру, и, как правило, бюджетные модели могут «выдавать» температуру, лишь на 10—20 градусов ниже температуры окружающей среды. То есть если в машине нет кондиционера и в салоне — под 35 градусов, то ниже 15 градусов в таких холодильниках быть не может.
2. Компрессорные холодильники
Эти холодильники стоят намного дороже. По сути, компрессорные модели — своего рода аналог наших домашних холодильников. Правда, они приспособлены к тряске, адаптированы к минимальному потреблению электричества. Для потребителя главным отличием является возможность компрессорных холодильников поддерживать отрицательную температуру независимо от условий окружающей среды. Такие модели обычно имеют разный объем и предназначены для любых автомобилей (от малолитражек до микроавтобусов).
3. Электро-газовые (или абсорбционные) холодильники
Достаточно дорогие модели (но дешевле компрессорных), которые чаще всего покупают обеспеченные охотники или любители длительных походов. Эта технология зародилась довольно давно — в 20-х годах XX века. Изначально большинство холодильников были именно абсорбционными. Сегодня газовые модели используются на мясокомбинатах и в винных шкафах. Эти холодильники тоже могут обеспечивать отрицательную температуру. Главное отличие от вышеперечисленных — абсорбционные модели не зависят от наличия электричества и могут работать на газу (расходуют 5 литров в неделю). В винных шкафах такая технология более предпочтительна из-за отсутствия вибраций — электро-газовые холодильники абсолютно беззвучны.
* * *
Для теста мы взяли модели двух первых категорий, т. к. абсорбционные покупают крайне редко. Вместо этого мы решили испытать альтернативный вариант — изотермический контейнер, который имеет высокоэффективную изоляцию и долгое время сохраняет температуру продуктов. Ящики с аналогичной системой применяются в медицине для перевозки человеческих органов.
Термо-электрический холодильник Mobicool U15 DC (цена — 1,55 млн рублей)
Mobicool U15 DC — один из самых доступных автохолодильников на рынке. Это бюджетная модель, которая легко войдет в любой легковой автомобиль и не займет много места. Конечно, идеальный вариант — расположить холодильник в багажнике. Но не у каждой машины там есть розетка на 12 В. Модель U15 DC имеет пластиковый корпус голубого цвета с серебристой вставкой в верхней части. Есть ручка для переноса, и холодильник открывается только в том случае, если она (ручка) расположена спереди. Крышка оборудована двумя радиаторами, один из которых холодит внутреннее пространство.
Объем данного холодильника небольшой — всего 14 литров. Причем прямоугольная, вытянутая вверх форма не позволит удобно разложить продукты. Бутылки и прочие твердые предметы лучше положить на дно, а овощи и фрукты — в верхней части. И если забить холодильник «под завязку», то каждый раз, когда нужно будет взять предмет снизу, придется извлекать все содержимое. Поэтому даже хорошо, что много продуктов сюда не загрузишь. Высота у этой модели — 42 с половиной сантиметра. Станет 2-литровая пластиковая бутылка.
Производитель заявляет, что холодильник поддерживает температуру на 17—18 градусов ниже окружающей. Для теста мы разместили в устройстве две бутылки. В одной — холодная вода. В другой — лед. Холодильник работает только когда включено зажигание, поэтому для его нормальной работы необходимо, чтобы автомобиль всегда был в движении. За день более-менее интенсивной езды (машина стояла лишь половину времени) лед полностью растаял, и мы получили к вечеру две бутылки с достаточно теплой водой (15—17 градусов). При этом в автомобиле во время езды всегда был включен климат-контроль на 22 градуса.
Компрессорный холодильник Waeco CoolFreeze CDF 46 (цена — 16 млн рублей)
Этот холодильник стоит почти в 10 раз дороже. Он даже дороже большинства домашних холодильников. Габаритная длина модели — 56 см, высота — 47,5 см, а ширина — 34 см. Таким образом, если расположить холодильник на втором ряду, он займет полноценное место на диване, что не очень удобно. Объем багажного отделения тоже хорошенько «пострадает», если разместить устройство там. В общем, CoolFreeze CDF 46 подойдет разве что для бусов, где нет проблем со свободным местом в салоне.
В верхней части холодильника расположился простенький экранчик, который показывает актуальную внутреннюю температуру воздуха. Здесь же задается температурный режим работы устройства. Он регулируется вручную в диапазоне от минус 15 до плюс 10 градусов. При этом не важно, жарко в машине или холодно — CoolFreeze CDF 46 исправно держит заданную температуру и при необходимости замораживает воду/продукты. Можно сказать, что это автомобильный морозильник. Данная модель хорошо подойдет дачникам — есть переходник для работы от бытовой розетки.
Объем холодильника составляет почти 40 литров, причем внутри есть небольшая полочка с подсветкой (так называемая фреш-зона, где продукты не замерзнут в лед). За счет большой площади дна здесь легко разместить продукты питания, не боясь что-нибудь раздавить. На верхней крышке устройства создатели предусмотрели места для стаканов и даже некое подобие стола. Для дальних путешествий, когда машина почти всегда в движении, такой холодильник является оптимальным вариантом.
Если размер CoolFreeze CDF46 устраивает, то единственным недостатком данной модели для обычного пользователя является цена. Отдавать почти 16 млн рублей за подобный аксессуар имеет смысл разве что заядлым путешественникам или дачникам, у которых в загородном доме нет холодильника. Несущественным минусом можно назвать абсолютно неудобный для переноса корпус. Здесь нет выдвижных ручек, а те выемки, которые предусмотрены для захвата, слишком маленькие, и удержать холодильник не так просто. К слову, весит он 20 кг.
Изотермический контейнер Waeco Cool-Ice WCI-13 (цена — 1,4 млн рублей)
Данный контейнер является самым доступным вариантом среди протестированных, но его, по сути, нельзя назвать холодильником. Это емкость, которая просто сохраняет тепло предметов, расположенных внутри, за счет принципа «сосуда Дьюара» и плотного герметичного корпуса. Здесь нам не нужна ни бытовая розетка, ни прикуриватель, ни аккумуляторы. Эдакий большой термос.
Любопытно, что именно эта модель лучше всего подходит для эксплуатации в городских условиях, когда ваша машина не всегда заведена. Если закинуть внутрь еще парочку аккумуляторов холода (голубые пакетики на фото, которые нужно предварительно подержать в морозилке, после чего они помогают сохранять холод в контейнере), то температура внутри будет на 15—20 градусов ниже наружной на протяжении всего дня. Правда, наиболее эффективно устройство держит «низкий градус», если его не открывать. Как только произошел воздухообмен с внешней средой, внутренняя температура мгновенно повышается на пару градусов.
Мы испытали Waeco Cool-Ice WCI-13 в двух режимах. Один день мы просто держали внутри бутылки со льдом и не открывали контейнер. В этом случае к вечеру лед растаял не до конца. Второй день мы периодически открывали и закрывали крышку. Здесь результат оказался примерно как у первой модели холодильника (Mobicool U15 DC) — относительно теплая вода, но намного холоднее, чем если бы бутылки лежали просто в салоне.
Выводы
Смысла в покупке дешевого автохолодильника мало. В жару температура внутри не намного ниже, чем окружающая, и покупать такие модели имеет смысл, только если в автомобиле хорошая климатическая система. Но если в машине мощный «климат», то и продукты/жидкости в салоне сильно нагреваться не будут. Если же автомобиль иногда глушится и холодильник бездействует, то он мало чем отличается от обычного ящика, где продукты просто лежат в тени.
Дорогие модели автохолодильников явно работают лучше. Можно на дальние расстояния перевозить замороженные продукты и не бояться, что за недельное путешествие по Беларуси у вас не будет холодного кваса под рукой. Такие холодильники способны не только сохранять температуру продуктов, но и понижать ее вплоть до заморозки. Правда, ценник данных моделей наверняка отпугнет многих покупателей.
В отдельную категорию производители выделяют абсорбционные холодильники, работающие на газу (к нам на тест такой не попал). Эффективность таких моделей примерно такая же, как у компрессорных, но они способны работать где угодно, включая лес, дачу, пустыню или деревянный плот, дрейфующий посреди океана. Кстати, если соберетесь покупать такой холодильник в Польше, не забудьте поискать еще газовый редуктор. Дело в том, что для польского рынка и для рынка стран СНГ такие камеры имеют систему разного давления газа. В Польше это 50 миллибар, у нас — 30 миллибар. Ну и гарантия на холодильники для польского рынка не действует в РБ.
Для большинства же автомобилистов необходимости в покупке дорогостоящего холодильника в машину нет. Если вы частенько выбираетесь на природу и хотите возить с собой охлажденные продукты/жидкости, вам вполне подойдет изотермический контейнер. Он и стоит недорого, и по эффективности не уступает бюджетным холодильникам. Для полного счастья можно прикупить несколько аккумуляторов холода.
Читайте также:
- «Три сестры»: сравниваем троллейбусы Гомеля, Брянска и Чернигова
- «Раньше белорусы ездили в Россию за авто для перепродажи, сегодня покупают для себя». Репортаж из московских автоцентров
Выражаем благодарность компании ЧП «Источники тока» (официальный импортер Waeco)
за предоставленные для теста модели
Автомобильные холодильники в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Источник