Можно ли использовать автомобильное масло для мопедов
Содержание статьи
Лить или не лить автомобильное моторное масло в мотоцикл? Личный опыт и лабораторный анализ
Что будет, если залить автомобильное моторное масло в мотоцикл? Автомобильные масла обычно намного доступнее мотоциклетных. Однако на интернет-форумах бытует множество мнений по этому поводу. Производители масел агитируют использовать только специализированные масла, красочно расписывая их преимущества в рекламных буклетах, но не вдаваясь в подробности.
Я залил в свой мотоцикл автомобильное моторное масло, проехал на нем 3 300 км и отправил свежее и отработанное масла в лабораторию. Так я смог понять, насколько ухудшились ключевые параметры масла при длительном пробеге, как часто нужно его менять, и стоит ли вообще связываться с автомобильными маслами или придется все-таки поверить производителям.
На прилавках множество масел с самыми разными маркетинговыми заявлениями, но самое дорогое не всегда самое лучшее
Система смазки в мотоцикле отличается от автомобиля, поэтому масло в них работает в разных условиях. В большинстве мотоциклов (но не во всех) моторное масло также обслуживает коробку передач и сцепление. Эти узлы требуют от масла разных свойств, порой взаимоисключающих. Так, если для ЦПГ (цилиндро-поршневой группы) снижающие трение присадки желательны, то для мокрого сцепления они пользы не принесут. Впрочем, большинство автомобильных масел нижнего и среднего ценового диапазона таких присадок не имеют и по этому критерию для мотоциклов подходят.
Красная зона начинается с 9,5 тыс оборотов. По меркам мотоциклов — это среднеоборотистый мотор
Синтетика, полусинтетика и минералка
Деление масел на минералку, полусинтетику и синтетику неточно отражает реальность.
- В разных странах гидрокрекинговые масла могут совершенно законно называться как синтетикой, так и полусинтетикой.
- По классификации API (American Petroleum Institute) базовые масла делятся не на 3, а на 5 разных групп.
- Готовое моторное масло может состоять из смеси двух базовых масел разных категорий и индексов вязкости.
К примеру, в моторное масло на основе гидрокрекинга (3-я категория API) часто добавляют незначительную долю ПАО (4-я категория API, синтетика) и совсем маленькую долю эфиров (5-я категория, синтетика). Скорее всего, на упаковке такого масла будет написано «Fully synthetic», при том, что гидрокрекинговая основа производится из сырой нефти. У разных производителей (и в разных ценовых категориях) она относится то к минералке, то к полусинтетике, то к полной синтетике.
Сейчас «синтетика» и «минералка» стали скорее маркетинговыми терминами, нежели техническими. Для покупателя гораздо полезнее — не гоняться за «синтетикой», а выбирать масло с подходящим индексом вязкости для своего транспортного средства (и погодных условий), следить за уровнем масла и менять его вовремя.
Как часто менять масло?
«Менять масло вовремя» обычно означает менять его в два раза чаще, чем предусмотрено межсервисным интервалом. Для автомобилей он составляет 15 000-20 000 км. Для мотоциклов интервал в 10 000 км, который указан в некоторых руководствах, тоже чрезмерно велик. Особенно, если речь идет об эксплуатации в городе, где пробки, частые циклы разгона и торможения, езда на короткие расстояния на не полностью прогретом двигателе, пыль и реагенты на дорогах.
Городская езда = тяжелые условия эксплуатации. При них моторное масло стареет и теряет свои свойства гораздо быстрее. Поэтому многие мотоциклисты меняют масло каждые 2 000-2 500 км.
Но насколько это оправдано? Бытует мнение, что в автомобиле при длительном пробеге вязкость масла начинает расти, а в мотоцикле — наоборот, падать, мол мотоциклетная трансмиссия буквально «перемалывает» масло, понижая его вязкость. Такому мнению способствуют и отзывы наподобие «залил масло, через 7 000 км слил водичку».
Практика
Я купил популярное автомобильное моторное масло с вязкостью 10W-40 и залил его в свой мотоцикл Bajaj Pulsar NS200. Брать для «арктических» морозов (5W-40, 0W-40) не было смысла: я не езжу на мотоцикле при минусовых температурах. Да и масло с вязкостью 10W-40 будет уверенно работать и при -10°С, и при -15°С.
Купленное масло соответствует допускам API SN, ACEA A3/B4, подходит как для бензиновых, так и для дизельных легковых двигателей, обладает полным пакетом присадок (самых обычных присадок, просто в достаточном количестве) и хорошими моющими свойствами, если судить по высокому щелочному числу.
Я специально не указал марку и тип. Масел с вязкостью 10W-40 и допусками API SN, ACEA A3/B4 в продаже множество, и большинство из них недорогие. Они производятся с полным пакетом присадок, что обусловлено допусками, а не конкретным производителем. В данном случае я использовал масло Castrol Magnatec 10W-40 A3/B4 API SN. По некоторым косвенным признакам я полагаю, что в нем не используется полимерный загуститель (или используется, но в минимальном количестве), но, возможно, оно склонно к лакообразованию при длительных пробегах. Это еще один повод использовать промывки при замене масла.
«На бумаге» это масло должно сохранять свои свойства при большем пробеге, чем аналогичные с урезанным пакетом присадок, дольше сохранять моющие и диспергирующие свойства и дольше не терять вязкость. А как оно будет на самом деле — лаборатория покажет.
Уровень масла ближе к верхней границе нормы. Общий объем заливаемого масла 1,2 литра
Масло я залил 16 ноября 2019, законсервировав мотоцикл на зиму на три с половиной месяца в неотапливаемом гараже. Сезон открыл 4 марта, а к середине августа наездил 3 300 км. Ездил и по городу и по трассе, поездки были и короткие, и на 400 км за день. И даже (не)легкое эндуро по пыльным разбитым сельским дорогам.
↑Видео-обзор мотоцикла Bajaj Pulsar NS200↑
Мотоцикл карбюраторный, одноцилиндровый, перед заменой ездил на этом же масле, но всего 1 000 км. До него первые 5 000 км пробега лил Motul 7100. Любопытно, что литр гидрокрекингового автомобильного масла 10W-40 оказался почти в три раза дешевле мотоциклетного Motul. Меня очень интересовал вопрос, будет ли заметна разница в поведении мотоцикла при замене масла?
В хорошие места часто ведут плохие дороги
Скажу, что в целом повадки мотоцикла не изменились. Переключение передач как было четким и прогнозируемым, так и осталось. Нейтраль ловится легко. Обороты холостого хода после прогрева стабильны, максимальная скорость не изменилась. Никакой «пробуксовки сцепления», которой часто пугают на форумах, у меня за 3 300 км пробега ни разу не было. Звук мотора, возможно, стал более высокочастотным (но это очень субъективно), но для этого есть две причины: я регулировал клапаны одновременно с заменой масла, и вязкость сменил с 10W-50 (более вязкое) на 10W-40.
После 3 300 км на магните масляного фильтра грубой очистки появилось незначительное количество металлической стружки (на фото). Так что, если оценивать работу масла только по количеству стружки на магните, то оно хорошо защищает двигатель. Раньше — на другом масле — стружки было больше, но тогда мотоцикл проходил обкатку и сравнение не очень корректно.
Забор образцов свежего и отработанного масла в специальные колбы для отправки в лабораторию
Лабораторный тест
Результаты из лаборатории показали, что за 3 300 км масло из класса вязкости 10W-40 перешло в класс xxW-20. Вязкость упала почти двукратно при низких температурах (с 96 cCt до 56 cCt при 40°С) и на 34% при рабочей температуре (с 13,8 cCt до 9,1 cCt при 100°С). Это значительное падение, так что накатывать на таком масле 5 000 км явно не стоит. Несмотря на снижение вязкости масла, повышенного износа не наблюдается, все показатели из лаборатории в пределах нормы. Стоит помнить, что это 200-кубовый одноцилиндровый высокооборотистый двигатель (на 6-й передаче крейсер на 7-8 тысячах оборотов), ресурс которого ниже, чем у крупнокубатурных собратьев. Поэтому чуть повышенные значения металлов износа в отработке не должны пугать. Другое дело, что в масляной системе моего мотоцикла есть сразу два фильтра, которые отлавливают бОльшую долю частиц износа (работа у фильтров такая). А лаборатория как раз и ищет следы этих частиц.
PDF с полным отчетом лаборатории доступен по ссылке.
В отработке есть следы попадания охлаждающей жидкости (натрий и калий) и топлива (1,6%). Бензин в масле усилил падение вязкости: он разжижает масло и ухудшает его смазывающие и защитные свойства. К сожалению, это встречается на многих мотоциклах и дополнительно снижает ресурс масла. Уровень масла за весь пробег визуально оставался на одном уровне.
Скорее всего, топлива в масле было больше, чем 1,6%. Я сливал прогретую отработку в открытый чистый и новый контейнер, который оставался открытым еще 10-15 минут, пока отработка остывала, а я заливал в мотоцикл промывку и потом новое масло. После остывания отработка была в закрытом герметичном контейнере примерно три недели. Когда я его открыл, появился сильный характерный запах бензина, исчезнувший за считанные секунды. Так что некоторая часть бензина могла испариться из масла еще перед отправкой в лабораторию.
Щелочное число свежего масла совершенно незначительно снизилось у отработки (с 13,2 до 12,5 TBN). По этому параметру у масла остался очень большой запас моющих свойств. Похоже, что для мотоциклов необязательно искать масло с высоким щелочным числом, так как оно проседает незначительно. Отмечу, что мотоцикл заправлялся только на брендовых заправках 95 бензином и 92 бензина ни разу не видел. Приятным сюрпризом оказалось наличие в недорогом моторном масле молибдена. С одной стороны, молибден снижает трение, что, как считается, не всегда хорошо для мотоциклов с мокрым сцеплением. С другой стороны, молибден есть во многих мотоциклетных маслах, включая Motul 7100.
Выводы
Я пришел к выводу, что применять автомобильное масло в мотоцикле можно, если соблюдать сроки замены. Я советую менять его не реже, чем каждые 2 000-2 500 км, пока падение вязкости не слишком большое. Если ваш мотоцикл склонен «лить топливо» в масло, а вы ездите в основном по городу (не по трассе), то, возможно, стоит сократить интервал замены масла до 1 500-2 000 км. Невысокая цена автомобильного моторного масла вполне позволяет менять его чаще.
Услуги лабораторий, в свою очередь, недешевы, но могут помочь в диагностике проблем двухколесного друга.
Источник
Заливать машинное масло можно или нет в скутер ? — Скутеры
Страница 1 из 1 | [ Сообщений: 18 ] |
Автор | Сообщение | |||
---|---|---|---|---|
dimaa | Заголовок сообщения: Заливать машинное масло можно или нет в скутер ? Добавлено: 26 фев 2014, 09:51 | |||
Зарегистрирован: 08 янв 2014, 14:27 Сообщений: 8 Транспорт: сум орбит 50 Пункты репутации: -10 | мой сосет заливает в четырехтактный скутер ( джалинг ) машинное масло синтетику лукоил ( за 350 руб. литр … подскажите он уменьшает срок службы поршневой или нет ? | |||
Вернуться наверх | ||||
slavka | |
Зарегистрирован: 24 июл 2013, 16:50 Сообщений: 780 Транспорт: Corrado Racing 139QMB | Вот у соседа и спроси, пусть обоснует . Есть рекомендованое масло- его и надо лить, а на износ влияет не только масло. _________________ То, что мы знаем, — ограничено, а то, чего мы не знаем, — бесконечно. |
Вернуться наверх | |
skyterist | |
Зарегистрирован: 25 янв 2014, 09:42 Сообщений: 10 Транспорт: хонда дио-27 Пункты репутации: -46 | нет нельзя заливай какое положено |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | skyterist писал(а): нет нельзя заливай какое положено Если не секрет -а какое положено? И чем оно отличается от качественного автомобильного масла ? _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
dimaa | |
Зарегистрирован: 08 янв 2014, 14:27 Сообщений: 8 Транспорт: сум орбит 50 Пункты репутации: -10 | las писал(а): skyterist писал(а): нет нельзя заливай какое положено Если не секрет -а какое положено? И чем оно отличается от качественного автомобильного масла ? мотюль |
Вернуться наверх | |
Andrew Mouse | |
Зарегистрирован: 08 апр 2014, 16:38 Сообщений: 1 Транспорт: Kymco Xciting 400 Пункты репутации: 0 | У машины другие обороты чем у скутера. |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | Andrew Mouse писал(а): У машины другие обороты чем у скутера. Это с какого перепуга они там другие? Сколько именно твоя машина крутит на скорости 180-200 кмч? У скута отсечка примерно на 8000 об. А если ты сейчас скажешь -«я с такой скоростью не езжу», так и на скутере рекомендованная 40 кмч. dimaa писал(а): las писал(а): skyterist писал(а): нет нельзя заливай какое положено Если не секрет -а какое положено? И чем оно отличается от качественного автомобильного масла ? мотюль А что, где то написано что положено только Мотюль? Да и вроде Мотюль льют в 2Т… а человек задал вопрос про 4Т… А чем хуже Шел или Мобил-1? Кастрол не паленый? _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
rastiuz11 | |
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 09:14 Сообщений: 22 Транспорт: Kymho 150кубов ( водяное охлаждение) Пункты репутации: 0 | Ребят в движок льют полусинтетику, допустим сай 15/40 или 10/40. Ток 5/40 не лей, сгорит, т.к синтетика… |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | rastiuz11 писал(а): Ребят в движок льют полусинтетику, допустим сай 15/40 или 10/40. Ток 5/40 не лей, сгорит, т.к синтетика… И Вы не правы молодой человек… И синтетику, и полу синтетику, и минералку льют… Только синтетику не выгодно -дорого сильно каждые 2-3 т.км менять(фильтра тонкой очистки нет, только сеточка на пробке). Единственное верно что 5W40 нельзя -жидкое для лета(это зимнее масло). И не сгорит, а заклинит -масляную пленку порвет. У нас на улице летом над асфальтом +45-55. Да еще и сам двигатель тепло выделяет… Для лета 15W30 кастрол полу синтетика считаю оптимальным… _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
rastiuz11 | |
Зарегистрирован: 11 апр 2014, 09:14 Сообщений: 22 Транспорт: Kymho 150кубов ( водяное охлаждение) Пункты репутации: 0 | так синтетику в высоко темпераьурный движок нельзя ведь… и это факт, оптимально полусинтетику… |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | rastiuz11 писал(а): так синтетику в высоко темпераьурный движок нельзя ведь… и это факт, оптимально полусинтетику… Зачем пустые слова… Дайте обоснования вашему тексту. -Температурный режим синтетического масла? -Температурный режим современного двигателя авто? -Температурный режим двигателя скутера? Попробуем разобраться… P.S. Тогда для каких целей(для каких двигателей -характеристики пож.) по Вашему производят и продают синтетические масла? Почему в форсированные двигателя 2Т (на гонках например) рекомендуют лить только синтетику? _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
kologradskij | |
Зарегистрирован: 14 июл 2013, 02:14 Сообщений: 59 Транспорт: sym orbit 50 Пункты репутации: -70 | мотюль скутер эксперт 4 т 10w40 рекомендованое масло для всех четырехтактников. |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | kologradskij писал(а): мотюль скутер эксперт 4 т 10w40 рекомендованое масло для всех четырехтактников. -очередные -10… дайте сноску где рекомендуют именно мотюль лить… -лить качественное… мотюль и подделки полно… _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
kologradskij | |
Зарегистрирован: 14 июл 2013, 02:14 Сообщений: 59 Транспорт: sym orbit 50 Пункты репутации: -70 | las писал(а): kologradskij писал(а): мотюль скутер эксперт 4 т 10w40 рекомендованое масло для всех четырехтактников. -очередные -10… дайте сноску где рекомендуют именно мотюль лить… -лить качественное… мотюль и подделки полно… в любом мотосервисе, в любом мотомагазине всегда советуют мотюль. Я сам три года только его лью и не знаю проблем. А чтоб не подделка была надо брать не на рынке а в магазине. |
Вернуться наверх | |
las | |
Зарегистрирован: 27 авг 2013, 16:09 Сообщений: 3583 Откуда: Красноярский кр, Курагинский р-он Транспорт: Dio28 SepiaZZ JogZ2 | kologradskij писал(а): las писал(а): kologradskij писал(а): мотюль скутер эксперт 4 т 10w40 рекомендованое масло для всех четырехтактников. -очередные -10… дайте сноску где рекомендуют именно мотюль лить… -лить качественное… мотюль и подделки полно… в любом мотосервисе, в любом мотомагазине всегда советуют мотюль. Я сам три года только его лью и не знаю проблем. А чтоб не подделка была надо брать не на рынке а в магазине. -«в любом мотосервисе, в любом мотомагазине всегда советуют мотюль.» -не нужно слушать советы в любом… они заинтересованы -это раз… не всегда грамотны -это два… -берем только «у дилеров» и то паленка попадается… а на рынке и не может быть нормального по определению… цена ниже на 30%… _________________ Обслуживание Ремонт Тюнинг скутеров мопедов Запчасти новые и б.у. с разборки тел: 89233978854 las101@nxt.ru https://www.vk.com/club65117765 https://ok.ru/group/57622667198508 |
Вернуться наверх | |
matius | |
Зарегистрирован: 08 апр 2019, 19:28 Сообщений: 1 Транспорт: скутер мопед мотоцыкл Пункты репутации: 0 | можно в скутер такой вязкостью по паспорту и неимеет значению каким производителем на счет матюль много под делок у меня иза мутюля заклинил двигатель |
Вернуться наверх | |
Andrei REICER | |
Зарегистрирован: 12 май 2019, 02:48 Сообщений: 2 Транспорт: Reiser Пункты репутации: 0 | У скутера двс хоть и 4т но в отличии от автомобиля охлаждение воздушное, тогда как на автомобиле постоянная температура в районе 90 гр. Поэтому нужно заливать специальное масло под общим названием МОТО 4 Т , а какого бренда вы сами выбирете |
Вернуться наверх | |
jewgenys | |
Зарегистрирован: 16 ноя 2020, 22:23 Сообщений: 3 Транспорт: Peugeot 50 Пункты репутации: 10 | В паспорте к моему Peugeot стоит только вязкость(5w40) и допуски, не указано что это должно быть именно мото-масло. Мото-масло отличается от авто-масла только добавками, в которых нуждается сцепление мотоцикла. В скутере сцепления нет потому можно и обычное автомасло лить. |
Вернуться наверх | |
Страница 1 из 1 | [ Сообщений: 18 ] |
Источник