Можно ли использовать аккумулятор автомобильный для лодочного электромотора
Содержание статьи
Можно ли использовать в лодочных электромоторах автомобильный аккумулятор
Электромотор — реально
Хочу рассказать, как я использую электромотор во время рыбалки. Думаю, эта информация будет полезна для тех, кто планирует приобрести или уже эксплуатирует электромотор. Достоинствами электромоторов являются: тихоходность — не мешает окружающим рыболовам, способность работать в режиме старт — стоп без заводки, как у бензиновых, маневренность, экологичность и самое главное заменяет греблю веслами.
Без электромотора, на хищника по малым рекам, уже не езджу с момента, когда он у меня появился — 4 года назад. Использую его для перемещения по реке, при ловле на дорожку (троллинг), гоняю кружки. Раньше, не имея мотора, проблемой было уходить далеко от базы. Бывало спускаешься по течинию, блеснишь, а сам думаешь о том, что назад придется черпать против течения. А так хочется узнать. что там за поворотом.
Когда ловил на кружки, то при наличии ветра по течению, за день так намахаешься веслами, что руки отпадали. Когда начал пользоваться электромотором эти проблемы исчезли.
Главными недостатками электромоторов есть малая скорость и расстояние ограничено емкостью аккумулятора. а так же большой вес самого аккумулятора.
В своей практике использую обыкновенный автомобильный кислотный аккумулятор 6СТ -74. У некоторых рыбаков, особенно не имеюших электромоторов или купивших специальный щелочной гелиевый аккумулятор бытует мнение, что кислотный не годится для электромоторов, якобы он засульфатируется или. как сказал один мой знакомый. » За два часа посыпятся пластины». Сульфатируется кислотный аккумулятор от длительного нахождения в разряженном состоянии, по-этому сразу после рыбалки нужно ставить его на зарядку, а не тянуть с зарядкой до следующей рыбалки. Желательно не садить полностью аккумулятор или если так получилось (у меня бывало), сразу подзарядить от машины. А по поводу осыпания пластин причиной могут быть: короткое замыкание на клемах, внутреннее замыкание в банках, долговременная нагрузка вызвавшая закипание электролита и разрушение пластин, механические повреждения от ударов, перезаряд с перегревом, критически низкий уровень электролита втечение длительного времени эксплуатации.
Если внимательно следить за аккумулятором и правильно его эксплуатировать, хватает на 4-5 лет. конечно с каждым годом эмкость батареи падает и это сказывается на времени плавания, поэтому нужно учитывать и это. Стараюсь не разряжать аккумулятор до состояния. когда совсем перестаёт электромотор тянуть, лучше провести подзарядку аккумулятора от автомобиля или с помощью зарядного устройства, если есть бытовая электро сеть.
Из личного опыта могу сказать, что одного цикла заряда мне хватает на один день троллинга, постояного движения вниз и вверх по течению на 1-3 передачах электромотора 34 LBS, вечером подзаряд 20-30 мин или ночью когда холодно и включаем печку автомобиля, стараюсь тоже подзарядить аккумулятор. Для этого имею в комплекте провода с «крокодильчиками», которыми после запуска двигателя автомобиля, подсоединяю лодочный аккумулятор к клемам автомобильного аккумулятора.
Если автомобиль с «мозгами» то лучше аккумулятор не подзаряжать от автомобиля.
Пол часа заряда от автомобиля, хватает приблизительно на 2-2,5 часа плавания.
В смешаном режиме когда электромотор включаю для перемещения к перспективным участкам, одного цикла заряда хватает на 2 дня. Потом если надо, подзарядка от автомобиля.
Конечно, если есть возможность, лучше приобрести гелевый или щелочной. Щелочной не боиться полного разряда и механических воздействий. Гелевый, предотвращает попадание электролита на лодку или на рыбака, что чревато негативными последствиями, в нём не испаряется электролит, за счёт введения силикагеля. Но стоит на много дороже и требует специального зарядного устройства.
Электромотор Shakespeare 34 LBS и автомобильный кислотный аккумулятор 6СТ-74
В комплекте провода с «крокодильчиками » , провод с автомобильным гнездом от прикуривателя для подключения зарядного устройства для телефона, эхолота, кружки для нагрева воды.
Автомобильное гнездо оснащается скобой из сталистой пластины. монтируется провод с «крокодильчиками» на конце, подключается поверх клем электромотора.
Все хозяйство выглядит приблизительно так. Удачи.
Троллинговый мотор — Электромотор. Аспекты выбора
Какой мощности необходим двигатель для конкретного судна и, с какой скоростью это судно будет двигаться?
Этот вопрос возникает чаше всего при ловле рыбы на водоемах, где запрещено использование бензиновых моторов или при выборе тролингового мотора на катерах с подвесным или стационарным двигателем с уголковой колонкой.
Начнем все по порядку.
Все электрические моторы не обладают такой характеристикой, как хорошо нам понятная МОЩНОСТЬ в лошадиных силах.
Берем весы (типа безмен) и к одной стороне крепим фал от лодки, а к другой стороне — фал к пирсу (пир должен быть неподвижным). Запускаем мотор и смотрим на показания безмена — это и есть тяга.
Для простоты восприятия, мы свели все рекомендации по применению электрических двигателей в график. Как им пользоваться?
Предположим, что Ваша лодка весит 100 кг, добавим к этому весу загрузку, вес двигателя, вес топлива, поклажу и вес пассажиров. Получим примерно 200-250 кг. На горизонтальной оси график начинается с 500 кг.
Принимаем это значение и на вертикальной оси находи необходимую тягу электрического мотора (в фунтах, как правило, это соответствует цифрам в модели мотора). В нашем случае получается 33-35 LBS.
Наша лодка вместе с загрузкой мотором весит 1500 кг. Поступаем аналогичным образом. Находим на горизонтальной оси вес и соответствующее ему значение тяги.
В нашем случае этот составит примерно 55-60 LBS.
Тягу мотора — определили.
Но, возникает два вопроса: с какой скоростью будет двигаться судно и если поставить более мощный мотор, то будет ли судно двигаться быстрее?
Что бы на них ответить, давайте снова обратимся к теории.
Для начала необходимо понимать, что электрический мотор двигает лодку в водоизмещающем режиме. Связь между размерами лодки и скорость движения в водоизмещающем режиме практически однозначно установлена через число Фруда.
Не будем приводить формулы, но для лодок длиной до 7-8 метров и водоизмещением до 3000 тонн максимальная скорость не превышает 10 км/час.
Максимальные скорости движения в водоизмещающем режиме мы свели таблицу.
Электромотор & аккумулятор.
Чт окт 01, 2009 22:35
Из личного опыта:
Лодка Спортекс Наутилус 270т
Мотор Minn Kota Endurа 36
Аккумулятор стартерный Centra 74 а/ч.
На пятой передаче, два человека в лодке (170 кг) + вещи, скорость по GPS 6-7 км/ч. Но это максимум, на глиссер не выходит . Чаще использую для перемещения 4-3-ю передачу, т.к. намного ниже потреблямый ток, следовательно на дольше хватает заряда аккумулятора, а скорость падает незначительно, 6-5 км/ч.
Аккумулятор был куплен в начале лета 2006 года за 330 грн (сейчас подобные стоят около 500-550 грн.). Заряда нового аккумулятора хватало на два дня спиннинговой (не тролинг) рыбалки. Сейчас последние месяца два с трудом хватает на день. Пора менять. Зарядное обычное советское автомобильное, никакой автоматики.
Итого имеем четыре сезона = 550 грн.
Модные пастовые пастовые аналигочной емкости стоят около 1500-1700 грн. (если не больше, могу ошибаться). + желательно еще и импульсное зарядное устройство.
Итого за эту стоимость можно купить три стартерных. да умножить на четыре сезона = 12 лет. Скажите, прослужит ли пастовый столько. Сомневаюсь.
Сейчас собираюсь менять аккумулятор на аналогичный. Единственное, что нарыл в инете, нежелательно использовать аккумуляторы, содержащие кальций в пластинах, т.к. они более чувствительны к глубокому разряду. Свой выбор остановил на аккумуляторах A-Mega, т.к. они при приемлемой цене обладают большой резервной емкостью, т.е. способностью давать малый ток разряда (25 А) в течение длительного времени, что примерно и требуется от аккумулятора при использовании с электромотором. Термин резервная екость пришел из автомобилестроения, как возможность двигаться на автомобиле с бензиновым двигателем с неисправным генератором в темное время суток в дождливую погоду с включенным ближним светом фар и с включенными дворниками.
Все сказанное — мое личное мнение, IMHO, как говорится.
Источники:
zabolotniy.rybalka.com, club-fish.ru, harp.valor.ua
Следующие:
- Тяговый аккумулятор для лодочного электромотора
- На сколько хватает аккумулятора на лодочный электромотор
Источник
Выбор и эксплуатация аккумулятора для лодочного электромотора
Многие рыбаки и охотники в наше время обзаводятся лодками. В простейшем варианте приобретаются надувные лодки. Те, у кого денег больше, покупают маломерные морские и речные суда. Все эти катера, лодки и яхты оснащаются моторами. Есть, конечно, и те, кто ходит на вёслах, но таких становится всё меньше. Многие маломерные суда оснащены подвесными двигателями. Это могут быть бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), а также электромоторы. Нормальная эксплуатация всех типов лодочных моторов невозможна без нормального аккумулятора. Кроме того, аккумуляторная батарея на судне обеспечивает работу электрических приборов, системы навигации, освещения и т. п. Поэтому в этой статье мы поговорим о критериях выбора аккумулятора для лодочных электромоторов и ДВС.
Требования, предъявляемые к аккумулятору лодочного мотора
Прежде чем сказать о требованиях к аккумулятору лодочного мотора, нужно сказать пару слов об их видах. Без электромотора невозможна рыбалка в режиме троллинга, которая ведётся неподалёку от берега. Используя ДВС невозможно добиться скорости движения лодки со скоростью 3─5 километров в час. Зато это без проблем позволяет сделать электромотор.
Среди преимуществ лодочного электромотора следует отметить следующие:
- Компактность и малый вес;
- Гребной винт лодочного электромотора не цепляется за водоросли;
- Мгновенный запуск;
- Практически нет эксплуатационных расходов;
- Нет шума.
К минусам следует отнести следующие моменты:
- Небольшой запас хода;
- Нельзя использовать при сильном ветре и течении;
- На лодках и катерах большой длины (более 8 м) развиваемая скорость не больше 10 километров в час.
Чтобы компенсировать недостатки лодочных электромоторов, рыбаки часто используют их совместно с бензиновыми и дизельными двигателями.
Теперь о требованиях, которые предъявляются к лодочным моторам. Ниже перечислены характеристики, на которые следует обращать внимание как при выборе аккумулятора для электромоторов, так ДВС. В принципе, ничто не мешает купить разные АКБ для этих моторов, если вы используете два. Многие так и поступают.
- Максимальное время работы без подзарядки;
- Устойчивость к сильному вибрационному воздействию;
- Низкий саморазряд;
- Сохранение работоспособности в условиях качки;
- Минимальное техническое обслуживание.
Вернуться к содержанию
Классификация аккумуляторных батарей для лодочных моторов
Ниже перечислены аккумуляторы для лодочных моторов по их назначению:
- Стартерные. Эти аккумуляторные батареи применяются в связке с подвесными ДВС. Их роль — это запуск мотора. От этих АКБ, как и от стартерных автомобильных требуется подача кратковременного пускового тока. После запуска двигателя они должны заряжаться для восстановления потерянной ёмкости. Если их подвергать сильному разряду (что бывает при эксплуатации с лодочным электромотором), то они быстро исчерпают свой ресурс;
- Тяговые. Эти аккумуляторные батареи становятся на малогабаритных лодках и катерах с электромоторами. Они могут длительное время работать без подзарядки и переносить глубокие разряды;
- Универсальные. Эти АКБ имеют двойное назначение. В момент пуска мотора они обеспечивают высокий пусковой ток, а потом работают в роли источника питания с возможностью глубокого разряда. Такие модели могут заменить 2 разных типа аккумуляторных батарей. С ними можно запускать ДВС, питать электромотор и электросеть судна.
Вернуться к содержанию
Плюсы и минусы различных видов АКБ, используемых для лодочных моторов
Разберём основные виды аккумуляторов, которые применяются для лодочных моторов. Это следующие разновидности:
- Свинцово-кислотные WET (жидкий электролит);
- AGM и GEL (электролит в связанном состоянии);
- Литий─ионные.
Вернуться к содержанию
Свинцово-кислотные WET
Это наиболее распространённые аккумуляторы, но для электромоторов их лучше не использовать. Такие батареи хорошо подходят в роли стартерных для моторов ДВС. Современные модели выпускаются по технологии Са-Са. Это означает, что положительные и отрицательные пластины выполняются из сплава свинца с кальцием. Они относятся к необслуживаемым аккумуляторам. В процессе эксплуатации они не требуют доливки воды в банки.
Кальциевые аккумуляторные батареи имеют низкий саморазряд и могут быть использованы как с ДВС, так и с электромотором. Но проблема заключается в том, что эти АКБ плохо переносят глубокий разряд. При нём они теряют часть своей ёмкости.
На рынке представлен большой ассортимент моделей WET по цене 5─7 тысяч рублей. Но для использования с лодочным электромотором лучше покупать АКБ гибридного типа, которые лучше переносят глубокий разряд. Или батареи типа EFB (Enhanced Flooded Battery), которые используются в автомобилях с системами старт─стоп. Но последние по цене приближаются к AGM и гелевым АКБ, рассматриваемым ниже.
Вернуться к содержанию
Аккумуляторы AGM и GEL
Технология производства эти аккумуляторов уже достаточно отлажена, но цена на них по-прежнему остаётся высокой. Оба типа АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит в них находится в связанном виде. В случае AGM электролитом пропитано стекловолокно, которое окружает решётки электродов. А в аккумуляторах типа GEL разноимённые пластины находятся в гелеобразной серной кислоте. Такое состояние достигается с помощью добавки соединений оксида кремния.
Эти аккумуляторы являются основными при эксплуатации с лодочными электромоторами. Они без последствий переносят глубокий разряд и выдают высокий пусковой ток при пуске мотора, будучи даже в разряженном состоянии. Они довольно быстро набирают заряд, не требуют обслуживания, и в них нет выделения газов (при функционировании в штатном режиме). Но есть и свои минусы. AGM и GEL батареи плохо переносят длительный перезаряд и дорого стоят. Ценовой диапазон 12-вольтовых моделей 12─30 тысяч рублей.
Вернуться к содержанию
Литий-ионные
Использование литий─ионных аккумуляторов для лодочных электромоторов — это перспективное направление. Li─Ion батареи появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. В конструкции этих аккумуляторов предусмотрен контроллер — печатная плата со схемой защиты от перезарядки литиевых элементов.
К плюсам Li─Ion батарей следует отнести:
- высокую энергоёмкость;
- отсутствие необходимости в обслуживании;
- незначительный саморазряд (не более 10% за год);
- быстро набирают ёмкость в процессе зарядки (около 80% за час);
- небольшие габариты и вес.
Среди минусов, наверное, только цена. Тяговый литий─ионный аккумулятор для лодочного мотора в среднем стоит около 20 тысяч рублей.
Вернуться к содержанию
Выбор аккумуляторной батареи для лодочного мотора
При выборе аккумуляторной батареи для лодочного электромотора нужно учитывать сам тип двигателя. Существуют электромоторы, работающие от 12 и 24 вольт. В последнем случае вам потребуется две последовательно соединённых батареи 12 вольт. Если у вас на судне ДВС и электромотор, то рекомендуется использовать пусковой (на ДВС) и тяговый (на электромотор) аккумуляторы. Естественно, что 2 АКБ покупать дороже, но в перспективе они проработают дольше.
Если будете использовать один аккумулятор для лодочного электромотора, то выбирайте AGM или GEL. Они подходят для работы в роли тяговых и стартерных батарей. Если позволяет бюджет, то можете взять литий─ионные АКБ. Они самые дорогостоящие, но лучше всего годятся на роль аккумуляторной батареи для лодочного электромотора.
Теперь о ёмкости. Значение ёмкости напрямую зависит от мощности мотора. Чем он мощнее, тем большей ёмкости требуется аккумулятор. Считается, что электромотор потребляет около одного ампера на фунт мощности мотора. То есть, для мотора, имеющего мощность 25 фунтов, АКБ ёмкостью 50 Ач хватит на 2 часа хода на максимальной скорости. Если скорость средняя и меньше, то на лодке можно рыбачить в течение выходных.
Здесь была названа такая величина, как фунт мощности. Она заслуживает пояснения. Указание мощность в стандартных для двигателей величинах (лошадиные силы и киловатты) здесь не подходит. В случае лодочного электромотора используются понятия упора или тяги.
Упор представляет собой силу, развиваемую гребным винтом при вращении. В результате передачи этой силы судну, оно перемещается в горизонтальном направлении. Поскольку основные производители электромоторов для лодок — это американские компании, упор выражается не в килограммах или ньютонах, а в фунтах. А как известно, 1 фунт равен 0,453 килограмма.
Наглядно величину тяги можно посмотреть следующим способом. К лодке и неподвижному причалу нужно прикрепить безмен, а затем дать полную мощность двигателю. В результате на безмен покажет величину тяги. Тяга электромотора выбирается в зависимости от веса лодки, снаряжения, обводов, типа винта и т. п. Поскольку это не является темой статьи, просто скажем, что обычно на 45 килограмм массы судна требуется 2 фунта тяги. А ещё лучше брать с запасом 10%.
Специалисты по лодочным аккумуляторам и опытные рыбаки советуют подбирать батарею следующим образом. Тяговая АКБ должна обеспечивать запас хода судна на полной мощности мотора 2 часа и более. Если мотор работает на половине от номинальной мощности, то запас хода должен быть 4 часа.
Кроме того, нужно обратить внимание на вес. Он не должен превышать 20 килограмм, чтобы с ним можно было нормально управляться. Лучше если аккумулятор будет необслуживаемым. К тому же он должен иметь минимальный саморазряд. Обслуживание от вас должно заключаться только в периодической подзарядке. Каждый из названных в статье типов АКБ имеет свои особенности при зарядке. К примеру, можете ознакомиться с тем, как заряжать гелевый аккумулятор, и почитать про выбор зарядного устройства к этому типу батарей.
Вернуться к содержанию
Использование автомобильного аккумулятора
Стоит отдельно сказать об использовании автомобильных аккумуляторов с лодочными моторами. Туристы и рыбаки с опытом, а также специалисты по аккумуляторным батареям считают, что нецелесообразно использовать автомобильные аккумуляторы с лодочными электромоторами. АКБ для автомобилей работает следующим образом. Она отдаёт высокий ток в момент запуска двигателя, а затем заряжается от генератора во время поездки.
Не все лодочные ДВС имеют генераторы. Обычно их устанавливают только на мощные модели (более 10 лошадиных сил). Поэтому конструкция большинства лодочных моторов просто не предусматривает подзарядку АКБ в процессе работы. Некоторые производители предлагают дополнительные модули по зарядке аккумуляторов для маломощных лодочных моторов ДВС. Но люди, имеющие опыт эксплуатации подобных устройств говорят о том, что при работе с такими модулями АКБ быстро вырабатывает свой ресурс.
Что касается использования автомобильного аккумулятора в качестве тягового для электромотора, то это недопустимо. Он выйдет из строя после 5─7 глубоких разрядов. Для кальциевых батарей этот ресурс 2─3 раза и они безвозвратно теряют ёмкость.
Вернуться к содержанию
Рекомендации по обслуживанию аккумуляторов для лодочных моторов
Ниже вы можете прочитать простые правила эксплуатации аккумуляторов для лодочных электромоторов:
- Действия по обслуживанию электромотора разрешается проводить только после отключения АКБ;
- Не используйте «крокодилы» для присоединения аккумулятора к мотору. Используйте надёжные крепления;
- Периодически контролируйте надёжность соединения АКБ и проводов от мотора. Некачественное соединение — это потери на нагрев, окисление, утечки тока;
- Для зарядки батареи следует использовать только рекомендуемые модели зарядных устройств;
- Ни в коем случае не допускайте замыкания выводов батареи между собой. Такое короткое замыкание приводит к выходу аккумулятора из строя.
В принципе, правила ничем не отличаются от требований по эксплуатации автомобильных аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
Опрос
Примите участие в опросе!
Загрузка …
Если статья была для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию нашего сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию
Источник