Можно ли ездить по зеленой карте техосмотра
Содержание статьи
Новый закон о техосмотре 2021 года: список изменений с 1 марта 2021 года. Кому аннулируют техосмотр?
Если инспекторы ГИБДД обнаружат, что на автомобиль была выдана диагностическая карта, хотя он фактически не заезжал на пункт техосмотра, то ее аннулируют. Изменения вступят в силу с марта 2021 года.
Правовые нормы
С 1 марта 2021 года начнут аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были получены без фактического заезда на станцию техосмотра (ТО). Изменения вступают в силу на основании Федерального закона от 06.06.2019 №122-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств…».
С указанной даты изменится и сам порядок получения диагностических карт. Их будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют перед началом диагностики и после. Только после этого водителю выдадут диагностическую карту, защищенную цифровыми подписями.
Основания для аннулирования диагностической карты
Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:
- диагностическая карта была куплена (фактически ТО не пройден);
- при прохождении контроля не удалось проверить все узлы и агрегаты авто;
- процедура техосмотра прошла с нарушениями;
- в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые не были зарегистрированы в ГИБДД (например, карта выдана на авто с незаконной тонировкой или нештатным ксеноном).
Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.
Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.
Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.
Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).
Карта может иметь три статуса:
- Действительная – это значит, что карта действует.
- Архивная – означает, что сроки действия карты завершились.
- Аннулированная – это тот статус, который могут применить к карте после 1 марта 2021 года.
Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.
Будут ли нововведения касаться карт, выданных до 1 марта 2021 года
В части 3 статьи 5 №122-ФЗ подчеркивается, что диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, признаются действующими до окончания сроков действия.
Цель нововведений
Целью нововведений являются исключение случаев фальсификации техосмотра, обеспечение качественной проверки транспортного средства, очистка дорог от машин, которые представляют опасность для дорожного движения.
По статистике, до 80% диагностических карт выдается с нарушениями. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 50% от общего числа машин, и такие транспортные средства могут представлять угрозу безопасности движения для автовладельцев и пешеходов.
Неисправность автомобиля является одной из причин аварий на дорогах, поэтому после внедрения новых правил в МВД надеются сократить число ДТП на дорогах.
Последствия для водителей
Потенциально автовладелец может ездить на автомобиле, не прошедшим техосмотр. Но при проверке к нему могут применить санкции за данное нарушение: выписать штраф за отсутствие диагностической карты или выставить регрессное требование от страховой компании.
На основании части 2 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) штрафные санкции за отсутствие диагностической карты составляют 500-800 р. Но назначают штрафы не всем, а только легковым такси, грузовым и пассажирским авто с числом мест для сидения более восьми, машинам для перевозки опасных грузов. Водителям легковых машин указанные штрафы не назначают.
Стоит учесть, что с марта 2022 года в КоАП появится статья, по которой штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 р. для всех автомобилей. Такой штраф на основании Федерального закона №219-ФЗ от 2019 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должен был появиться в КоАП с 27 июля 2020 года. Но Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» вступление штрафа в силу перенесено на 1 марта 2022 года. Выписывать штрафы будут с помощью камер не чаще раза в сутки.
Также водителей могут привлечь к уголовной ответственности за покупку и использование заведомо поддельной диагностической карты на основании части 3 статьи 327 Уголовного кодекса. Данное правонарушение грозит лишением свободы на срок до 1 года.
Наказание будет грозить водителю, купившему поддельную карту техосмотра, если он знал о том, что она поддельная. Страховая компания сможет выставить автомобилисту регресс* в случае неисправности авто или прекратить договор страхования из-за предоставленных недостоверных данных при оформлении страховки.
Регресс – это право страховой компании выставить счет на сумму, которая была выплачена потерпевшей стороне в ДТП. То есть сначала страховая выплатит страховое возмещение пострадавшей стороне, а затем взыщет затраты с виновника ДТП.
В статье 14 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прописан перечень случаев, когда страховая может выставить регрессное требование. Одним из условий является отсутствие техосмотра у такси, грузовика, автобуса или автомобиля с опасным грузом. Согласно новому закону, регресс можно применить и в отношении легковых авто, если ДТП произошло по причине неисправности, а сроки действия ТО к тому моменту истекли. Причем про аннулирование речи нет, но как будет применяться норма на практике – пока неясно.
Итоги
- С 1 марта 2021 года фиктивные диагностические карты, которые были куплены вместе с полисом ОСАГО без фактического прохождения техосмотра, будут аннулировать. Закон не имеет обратной силы и распространяется на диагностические карты, купленные после 1 марта 2021 года.
- Аннулировать карты будут сотрудники ГИБДД.
- Также с указанной даты будет применяться регресс от страховой компании, если ДТП произошло по причине езды на неисправном авто.
Читайте также: Переоформление пенсии: как переоформить пенсию при смене места жительства? Инструкция и документы
Источник zakonguru.com
Пишу о том, что мне интересно. Чтобы не пропустить что нибудь важное, рекомендую подписаться на 9111.ру
Источник
ожно ли ездить без диагностической карты
Согласно федеральному закону Российской Федерации, без полиса ОСАГО управлять транспортным средством запрещается. Кроме того, за это полагается штраф водителю. Такие жесткие требования коснулись только этого документа, но что можно сказать о диагностической карте? Требуется ли ее наличие?
Технический осмотр крайне важен для автомобиля, ведь неисправность может привести к крайне печальным последствиям. Юристами отмечено, что отсутствие диагностической карты может повлиять на компенсационные выплаты от страховых организаций.
Можно ли управлять транспортным средством при отсутствии диагностической карты
Документ о прохождении технического осмотра – один из перечня пакета бумаг, необходимых для приобретения полиса ОСАГО. Страховщики вправе потребовать диагностическую карту, в отличие от сотрудников ДПС или ГИБДД. Они могут попросить предъявить только водительское удостоверение или временный документ, разрешающий право управлять транспортным средством, свидетельство о регистрации автомобиля, а также действительный полис ОСАГО.
Это относится к легковому транспорту массой до трех с половиной тонн, пассажирского транспорта с количеством мест не более 8, включая водительское место. Эти категории не обязаны возить с собой сведения о пройденной техническом осмотре.
Совершенно иная ситуация обстоит с автобусами, такси, пассажирским транспортом с количеством мест более 8, а также транспортом, осуществляющим перевозку опасных грузов. Водители этих категорий не имеют права выезжать на проезжую часть без диагностической карты. В отличие от легковых автомобилей, которые проходят технический осмотр раз в год, этот транспорт должен обновлять сведения каждые 6 месяцев.
Сотрудники ГИБДД в таком случае вправе потребовать талон технического осмотра наравне с остальными документами (водительские права, страховой полис ОСАГО, сведения о регистрации транспортного средства, лицензия, разрешение на осуществление перевозок пассажиров или груза, путевой лист, а также документы сопровождения грузов опасных, тяжелых и крупногабаритных)
При наличии действительного полиса ОСАГО обычный водитель легкового авто может не брать с собой талон технического осмотра, тем более он не оформляется на легковое транспортное средство, выпущенное менее трех лет назад. Если в течение трех лет обнаруживаются неисправности или поломки машины, то считаются, то вина лежит на заводе-производителе.
Диагностическую карту с собой можно не брать, но это не значит, что документ может оставаться непродленным и недействительным. Сведения о прохождение тех. осмотра являются обязательным требованием при оформлении страхового полиса ОСАГО.
Потребуют ли диагностическую карту при ДТП?
Как уже отмечалось, обычный водитель даже при возникновении дорожно-транспортного происшествия не обязан предъявлять сведения о прохождении технического осмотра. Перечень документов, которые могут запросить сотрудники ГИБДД четко установлен.
Водители транспортных средств иных категорий, в частности, пассажирских и грузовых, должны предъявить документ обязательно.
Страховые организации после возникновения страхового случая диагностической карты также не требуют, ведь она необходима была точно при оформлении полиса ОСАГО. Всю оценку состояния автомобиля производят специальные группы экспертных лиц. Страховые компании могут попросить сторону-виновника предоставить им оригинал диагностической карты.
Отсутствие диагностической карты автомобиля не является причиной для отказа в выплате компенсаций со стороны страховщиков. Для начала необходимо прояснить всю ситуацию и разобраться в ней. Законодательно страховые компании не имеют права не выплатить компенсационные выплаты из-за отсутствий сведений о техническом осмотре, но вот доказать исходное состояние автомобиля будет нелегко. Ведь где гарантии, что авто было исправно?
В таком случае ситуация может обернуться так, что водителя признают виноватым в случившейся аварии. Единственное законное условие отказа в компенсации ущерба, когда авария возникла вследствие неисправного транспортного средства.
Чем грозит просроченный техосмотр при ДТП
Водитель-нарушитель, по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие, может обрести серьезные проблемы. Если его диагностическая карта недействительна, а срок прохождения очередного технического осмотра прошел, то он считается просроченным. В таком случае страховые организации имеют полное право написать иск в отношении виновника аварии. В результате этого водитель может быть обязан выплатить страховой компании определенную сумму.
Это правило работает для такси, автобусов, грузовых автомобилей, пассажирского транспорта. Такие иски называются регрессивными. В этом случае экспертиза должна вынести заключение, в котором доказано, что авария произошла вследствие неисправности какого-либо автомобиля.
Сумму, которую обяжут водителя выплатит, составит все ранее выплаченным страховой компанией компенсационным выплатам.
Действителен ли полис ОСАГО с истекшей диагностической картой
Срок действия полиса ОСАГО установлен на законодательном уровне. Сейчас этот период составляет один календарный год. Начинается он при подписании договора. Полис не аннулируется, если в середине срока обнаружилась просрочка диагностической карты. Но вот новый полис страховщики оформить не смогут, пока водитель не предоставит новые свежие сведения о прохождении технического осмотра.
К тому же, регулярное происхождение технического осмотра поможет содержать автомобиль в исправном виде, подмечать все поломки вовремя. Вследствие этого может снизиться аварийность на дорогах. К сожалению, многие водители очень легкомысленно относятся к процедуре прохождения технического осмотра.
Диагностическая карта – это гарант, подтверждающий, что ваш автомобиль в полном порядке. Это убережет ваши нервы и кошелек.
Источник
ОСАГО без диагностики и отмена техосмотра в России: что происходит?
До вступления в силу поправок в закон о техосмотре, которые обяжут по-настоящему приезжать автомобилистов на пункты ТО, а не покупать диагностические карты по серым схемам, осталось несколько недель. Однако для вступления в силу новых правил готово ещё не всё, поэтому сроки просят сдвинуть, а кое-кто предлагает и вовсе отменить обязательный осмотр для частных легковушек. Разбираемся, что происходит.
Ничего не готово к новым правилам проведения техосмотра
Несмотря на то, что 1 марта совсем не за горами, к реформе техосмотра готово далеко не всё. Вплоть до того, что до сих пор не принят ряд необходимых для вступления в силу поправок нормативных актов!
Напомним, что по новым правилам диагностическая карта будет заполняться прямо в единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО). Туда же будут загружаться фотографии машины на въезде на диагностику и на выезде с неё — с фиксацией времени и места проведения съёмки.
Но обновлённая ЕАИСТО ещё не введена в эксплуатацию. Проект приказа МВД о запуске системы в эксплуатацию был опубликован для общественного обсуждения ещё полгода назад, однако месяц назад появилось уведомление о начале разработки очередного документа. Вероятно, предыдущий вариант пришлось переделывать в связи с глубокой модернизацией самой ЕАИСТО.
Ещё одна проблема: требования к пунктам техосмотра, которые утвердил Минтранс, оказались трудновыполнимыми на практике. Погрешность в 15 метров при определении места съёмки соблюсти практически невозможно — ведь пункты ТО находятся не в чистом поле, а окружающие здания, стены и крыша самой станции могут мешать сигналу спутника.
Да и диагностическая линия может быть довольно длинной, особенно если на ней проверяются разные категории транспорта: не только легковушки, но и, например, грузовики или автобусы. Поэтому Минтранс обещал смягчить требование о 15-метровой погрешности. Но только к сентябрю.
То есть пункты ТО начнут работать по одним правилам, в процессе работы правила изменятся, и операторам придётся вновь тратиться на переоснащение? А что будет с теми диагностическими картами, которые операторы выдали до того, как перестали соответствовать требованиям Минтранса? Их аннулируют? Вопросов пока больше, чем ответов.
В конце концов, до сих пор не установлены даже тарифы на техосмотр по новым правилам. Впрочем, несмотря на условия неопределённости, операторы готовы работать в соответствии с поправками: ведь им нужно отбивать средства, уже вложенные в модернизацию линий.
Перенос сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра
Первыми о необходимости переноса сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра заговорили страховщики. На совещании в Центробанке Российский союз автостраховщиков предложил регулятору отвязать диагностическую карту от полиса ОСАГО хотя бы на время — на полгода-год.
Сейчас карта (свидетельство об успешном прохождении ТО) и полис ОСАГО тесно связаны: без номера диагностической карты невозможно оформить «автогражданку».
К тому же подобная схема уже существовала, причём совсем недавно — из-за пандемии, когда пункты ТО были закрыты. Чтобы не оставить автовладельцев без средств передвижения, было принято решение продавать полисы без диагностической карты. С оговоркой: осмотр всё равно надо было пройти после снятия ограничений.
Партия «Справедливая Россия» пошла ещё дальше и заявила о подготовке законопроекта, который вообще освободит от прохождения техосмотра легковые автомобили, за исключением такси и служебных машин. Об этом в своём Telegram-канале заявил лидер фракции Сергей Миронов. «Так называемая реформа ТО не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодоприобретателей», — считает Сергей Миронов.
Он пояснил, что доводы о необходимости введения новой системы несостоятельны в связи с тем, что «сегодня 80 процентов диагностических карт покупается без реального осмотра». Реформа, по его мнению, ничего не изменит, а только увеличит стоимость процедуры и, соответственно, расходы автомобилистов.
Однако, даже если такой законопроект будет разработан, в оставшиеся сроки принять его никак не успеют. Но, как считает Сергей Миронов, у правительства есть шанс выйти из сложившегося положения, отложив старт реформы.
Страховщики предлагают выдавать ОСАГО без техосмотра
Как рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, было проведено анкетирование операторов техосмотра: всего их в реестре более пяти тысяч. Их спрашивали о готовности работать по новым правилам и соответствии пунктов ТО новым требованиям. Ответы были получены только от 2,5 тысячи операторов, поэтому в РСА попросту не знают, планируют ли остальные компании продолжить работу.
Согласно новым требованиям, обеспеченность каждого региона операторами техосмотра – задача местных властей. Поэтому РСА разослал ещё и обращения к губернаторам с просьбой проверить обеспеченность пунктами техосмотра их регионов. Ответов пока нет.
«РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, предвидит затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, отвечающих новым требованиям закона, — поделился опасениями президент РСА Игорь Юргенс. — В ходе встречи в Центробанке автостраховщики предложили регулятору поддержать их инициативу о полной отвязке диагностических карт от полисов автогражданки при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента».
Если возникнут очереди на пунктах ТО или сложности с оформлением диагностических карт, то автовладельцы попросту не смогут приобрести полис ОСАГО. В такой ситуации велика вероятность, что многие предпочтут ездить вообще без полисов. А это больно ударит не только по страховщикам, но и по автовладельцам, которые попадут в ДТП по вине незастрахованных: как в таком случае возмещать ущерб, не совсем понятно.
Что думают операторы ТО?
Как рассказал генеральный директор одного из операторов в Волгограде Александр Сердюков, отвязывать техосмотр от полиса сейчас нельзя, а понимание, хватит ли пунктов ТО или нет, появится только после запуска новой системы. В субъектах проводятся совещания ГИБДД с операторами, и, например, в Волгограде пунктов вроде бы хватает.
При этом все операторы сходятся на том, что отвязка, которую предлагают страховщики, станет могильным камнем на всей отрасли техосмотра. В ожидании реформы, чтобы соответствовать новым требованиям и правилам, операторы вложились в оборудование, а также модернизацию помещений, смотровых ям и даже ворот. Все эти вложения надо компенсировать. А при отвязке диагностических карт от полисов стимула у автомобилистов пройти ТО попросту не будет.
Почему? Потому что возможность выписывать штраф с помощью камер за отсутствие техосмотра появится только с 1 марта следующего года. А значит, на пункты ТО приедут только автобусы, диагностировать которые будут в присутствии сотрудников ГИБДД.
При отсутствии заработка операторы начнут банкротиться, и к 1 марта следующего года проводить ТО любого транспорта, за исключением автобусов, будет уже некому. Наконец, операторы уверены, что передавать функции технического осмотра автомобилей станциям технического обслуживания нельзя.
«Не все работы проводятся в дилерских сервисах, — говорит Александр Сердюков. — Как только гарантия заканчивается, автовладельцы предпочитают ремонтировать машины сами или в гараже «у дяди Васи». К тому же средний возраст автопарка в стране превышает 14 лет. То есть возраст, когда за машиной нужен регулярный контроль. Но мало кто даже перед тем, как сесть за руль, проверит состояние автомобиля, хотя эта обязанность прописана в правилах дорожного движения. Дилеры тоже экономят на материалах. Поэтому за ними должен быть контроль.
У нас вид деятельности «ремонт транспортных средств» не лицензируется. К нам приезжали люди после таких дилеров, и мы выявляли неисправность тормозной системы. В той же Германии люди обслуживаются в зарегистрированных компаниях, и у них есть обязательное ТО».
Что об этом думают власти?
В Госавтоинспекции напомнили, что вопрос об отмене техосмотра для легковых автомобилей физических лиц поднимается регулярно. Но отменить его невозможно, потому что это требование Венской конвенции о дорожном движении, подписантом которой является Россия.
Однако в Конвенции говорится, что «в национальном законодательстве должно быть предписано проведение периодических технических осмотров:
автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, более 8 мест для сидения;
автомобилей, используемых для перевозки грузов, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также прицепов к таким транспортным средствам.
Национальное законодательство должно, по возможности, распространять положения пункта 2 на другие категории транспортных средств».
То есть это рекомендательная, а не обязательная норма. При этом правительство два года назад уже давало отрицательный отзыв на предложение по отвязке диагностических карт от страховки. Центробанк никаких конкретных решений по этому поводу пока не предпринимал.
Источник:
Источник