Можно ли былины использовать как исторический источник
Былины как источник по гендерной истории Древней Руси
В статье рассматриваются перспективы использования былин в качестве источника для гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе анализа нескольких былин делаются выводы об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом положении и реконструируются биографические данные о последних годах жизни княгини Евпраксии Всеволодовны.
Ключевые слова:былины, гендер, история Древней Руси, история женщин, Евпраксия Всеволодовна.
Интерес к фольклорному наследию Древней Руси появился в русском обществе во второй половине XIX века. Уже в 1861 году в свет выходят сборники песен П. Киреевского и П. Н. Рыбникова, в 1871 году А. Ф. Гильфердинг собирает былины Онежья, в 1876 году издается первый свод былин Киевского цикла, собранный В. П. Авенариусом, в 1902-м он же публикует «Книгу былин» [1, 2]. К XIX веку относятся и первые научные исследования русского эпоса, среди которых стоит особенно подчеркнуть работы В. Ф. Миллера. Собирание и анализ былин продолжился в XX веке. Таким образом, былины вот уже полвека присутствуют в научном обороте, однако стоит отметить, что их использование в качестве источника по истории Древней Руси развито слабо. Из этой тенденции выпадают работы Б. А. Рыбакова, Д. С. Лихачева, В. Я. Проппа, соединивших историю и былинный эпос. В целом, исследование былин передано в область фольклористики и литературоведения.
Однако, на наш взгляд, былины представляют собой прекрасный и малоизученный источник по истории повседневности и гендерной истории Древней Руси. Примечательно, что в трудах таких крупных отечественных исследовательниц по гендерной истории России как Л. Е. Морозова [6] и Н. Л. Пушкарева[7, 8] этот источник также был проигнорирован.
Былины являются достаточно сложным и многогранным источником: во-первых, из-за их видового разнообразия, во-вторых — из-за трудности датировки, в-третьих — из-за локальных особенностей. Относительно характера содержащихся в былинах информации учеными высказывались разные мнения. Согласно одному из них, былинные тексты в большей мере воспроизводят идеологические ориентиры и мировоззренческие нормы средневековой Руси, чем передают последовательную и достоверную информацию о событийной истории [4, c. 42]. Но само разнообразие сюжетных линий и персонажей былин, заставляет усомниться в данном положении. На наш взгляд, в данном виде источника имеет место пересечение языческих верований восточных славян, поучительной литературы, исторических событий Древней и Средневековой Руси и отражение реалий повседневной жизни общества допетровского периода.
Датировка русских былин представляет отдельный вопрос. Вся его сложность объясняется тем, что былины многослойны и монолитны одновременно. Отдельные детали, по которым былины могут быть ошибочно отнесены к более позднему периоду, добавлялись сказителями в разные эпохи, чтобы сделать их более понятными слушателю, не нарушая при этом содержательной канвы. Нам близка точка зрения М. С. Родионова, сделавшего вывод, что былины Киевского цикла сформировались в конце X — первой трети XIII века [9, c. 67]. Рассматривая былины, исходя из учения об информационном поле, можно сделать вывод, что исследуемые нами былины были созданы в княжеско-дружинной и купеческой среде X-XIII веков и отражали реалии повседневной жизни этих социальных групп.
Несмотря на то, что былины традиционно сравнивают с рыцарским эпосом европейского Средневековья и видят в них только сказания о богатырях, они запечатлели многие стороны жизни древнерусских женщин. В первую очередь, это касается их социально-правового положения.
Даже беглое знакомство с былинами показывает исключительное положение матерей в древнерусском обществе. Женщина-мать фигурирует в них под обращениями «государыня-матушка» и «честна вдова». Былина стремиться донести до нас имя матери героя, часто с отчеством: Офимья Александровна, Амелфа Тимофеена, Офимья Чусова жена, Авдотья Блудова жена, Ненила. Персонификация образа матери показывает значимость этой социальной роли в обществе. Уважаемая вдова — самый популярный женский персонаж в былинах. На княжеских пирах принято «хвалиться» не только богатством и удалью, но и матерью. Былина «Хотен Блудович» показывает, что статус женщины был равен статусу мужчины и зависел от положения в обществе её мужа и её самой. Женщины могли присутствовать на княжеском пиру, где им оказывались такие же почести, как и мужчинам, исходя из их общественного положения:
«Мне-ка место от князя всё было по вотчины;
Меня пивным стаканом не обносили,
И чары с зеленым вином да всё в доход дошли;
И не пьяница и не надсмеялася,
Ни безумица не навалилася,
Ни невежа не нашла и небылым словом».
Однако, скорее всего, это положение относилось только к замужним женщинам и вдовам. Так, былину «Хотен Блудович» открывает сцена ссоры двух вдов на пиру, причем, есть упоминание, что другие женщины на нем не присутствовали. Князь, по-видимому, являлся покровителем богатых и знатных вдов, к которому они обращались как к третейскому судье.
В былинах вдовая женщина выступает субъектом права: она владеет имуществом, заключает сделки, может нанимать дружину и сама определять, кто станет воеводой, решает судьбу детей. Офимья Чусова жена делает девятерых сыновей воеводами и отправляет их сражаться против их воли, а красавицу-дочь Чейну сначала отказывается выдавать замуж, потом выкупает её браком сыновей.
Во многих былинах именно матери выступали первыми советчицами сыновей-героев, к советам которых зачастую прислушивались. Богатырь-отрок Михайло Данилович, перед тем как уйти на войну, сначала приходит за советом к матери, и только потом к отцу — старому богатырю, ушедшему в монастырь [3, c. 59]. Вдова Амелфа Тимофеевна отсрочила свадьбу сына на княжеской племяннице, дав ему совет, увеличить богатство заморской торговлей [3, c. 98]. В былине «Вавила и скоморохи» сама необходимость для героя заниматься земледелием объясняется его желанием «родну матушку кормити» [3, c. 140–141]. Перед тем, как уйти со скоморохами, Вавила приводит их к матери, она же отпускает сына, только убедившись, что перед ней святые. Один из вариантов былины заканчивается счастливым воссоединением матери и сына:
«Посадили тут Вавилушку на царство,
Он привез ведь тут да свою матерь» [3, c.146].
Былину о «Добрыне Никитиче и Змее» открывает сцена, в которой Офимья Александровна наставляет сына не купаться «во Пучай-реке». Ослушавшись мать, Добрыня проиграл первую схватку со Змеем, но мать выступила доброй советчицей, которая помогла ему одолеть Змея [3, c.15,20].
Положение жен было почти таким же высоким, как и у вдов и матерей. Однако к молодым женам традиционно относились с некоторым недоверием. На княжеских пирах гости похвалялись сначала матерями, а потом женами, но сказители всегда делали интересную оговорку:
«Иной хвастает родной матушкой,
А безумный хвастает молодой женой» [3, c.105].
Пожалуй, самой знаменитой «молодой женой» древнерусских былин является Василиса Микулична из былин о Ставре Годиновиче. Из этой многовариантной былины мы узнаем, что жена принимала участие в делах мужа, могла нанимать дружину, распоряжаться имуществом супруга. По-видимому, женщина хоть и могла нанимать дружину, но не могла сама возглавлять её. Поэтому Василисе Микуличне пришлось остричь волосы и одеть «платье молодецкое», назвавшись Василием Микуличем. Интересно и то, что Ставр Годинович на пиру хвалил не столько красоту и целомудрие молодой жены, сколько её ум, что дает нам информацию об идеальном женском образе Древней Руси [3, c.106–107]. В былине превозносятся ум и верность женщины, которые могли цениться в обществе XI-XIII веков больше, чем христианский идеал красоты и непорочности. Женщина, не смирившаяся и не молящая князя отпустить супруга, а деятельная и хитрая — вот Добрая жена XII века.
Положение незамужней женщины, особенно из высших слоёв общества, в Древней Руси, также отличалось свободой, немыслимой для второй половины XVI-XVII веков. Княжеская племянница Забава Путятична из былины «Соловей Будимирович» имела свою земельную собственность, пусть и находящуюся под опекой князя, имела свой двор, соответствующий её положению [3, c. 94–96]. Вопрос о заключении брака в Древней Руси всегда решался совместно с девушкой-невестой. Это подтверждает не только летописная история Рогнеды, но многочисленные былины, такие как «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович», «Ставр Годинович». Характерен ответ князя из былины о Ставре Годиновиче: «Я схожу-пойду — с дочерью подумаю» [3, c.112]. Былина о Соловье Будимировиче показывает, что девушки из высших слоев древнерусского общества иногда сами делали предложение своим женихам [3, c.100; 2, с.87]. Замужество девушки также в некоторой степени зависело от её статуса: девушка из княжеско-дружинной среды не могла быть выдана замуж за человека ниже себя по положению против своей воли.
В былине «Глеб Володьевич» содержится уникальный образ для русских былин — образ женщины-правительницы Маринки Кайдаловны. Это безусловно отрицательный персонаж, проводивший грабительскую фискальную политику. Былина интересна тем, что локализуется в Тмутараканском княжестве, а Глеб Володьевич соединил в себе два исторических князя, связанных с Тмутараканью: святого князя Глеба Владимировича, чей старший брат Мстислав с раннего детства проживал в Тмутаракани с их общей матерью, позже стал князем Тмутараканским и там же был отравлен, и Глеба Святославича, оставившего миру знаменитый Тмутараканский камень и совершившего совместный поход с Владимиром Мономахом в 70-х годах XI века в Тмутаракань против притеснений русской торговли.
Былины предоставляют историку не только информацию о социально-правовом положении женщин Древней Руси, но и являются сокровищницей сведений по истории повседневности. Так, один из вариантов былины о Хотене Блудовиче содержит информацию о таком предмете женского гардероба как чулки. Офимья, купеческая дочь, ходит по терему «а в одной тонкой рубашке без пояса, а в одних тонких чулочках без чоботов». В холодное время года женщины, по всей видимости, носили длинные теплые чулки, вязанные иглой из шерстяных ниток. Упоминание о таких чулках находим у А. В. Арциховского: «найдены в женском погребении хорошо сохранившиеся остатки чулок. Чулки эти доходили выше колен и были, по замечанию, А. И. Черепнина, вязаны из очень толстых и грубых шерстяных ниток, на одной спице, накидной петлёй, окрашены в красный цвет» [5, c.139].
Богата на детали былина о Соловье Будимировиче. В ней содержаться ценные сведения о внутреннем убранстве богатого дома: упоминаются «окошечки косящатые», росписи стен и потолков, имевшие «небесные» сюжеты: месяц, звезды, заря, «красота поднебесная» [2, c. 86–87]. В былине упоминается дорогая малиновая ткань — камка с «хитрым узором», состоящим из «хитрости были Царя-града, а и мудрости Ерусалима, замыслы Соловья Будимировича; на злате, на серебре — не погнется» [3, c.93]. Возможно, эта ткань была приобретена в Византии и содержала христианскую символику.
Один из вариантов былины о Добрыне и Змее содержит сведения об обращении княжеской верхушки к былицам — знахаркам, гадающим на травах[3, c.18,25]. В былине о Садко упоминается ритуал встречи женщиной своего супруга поцелуем [3, c.134].
Былины дают представление об умениях, которыми владели женщины. Василиса Микулична и Маринка Кайдаловна умеют ездить верхом, Василиса еще и стреляет из лука, занимается борьбой. Поляницы русских былин ничем не уступают богатырям. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что женское образование в Древней Руси мало отличалось от мужского, и, возможно, включало элементы военной подготовки.
Древнерусские былины, особенно былины Киевского цикла, содержат информацию о последних годах жизни Евпраксии Всеволодовны — уникальной фигуры европейской истории последней четверти XI века. Она была младшей сводной сестрой Владимира Мономаха, но с ранней юности проживала в Европе. Она стала женой Генриха IV, императора Священной Римской империи и сыграла самую трагичную и тяжёлую роль в войне Генриха IV против папства, названной «борьбой за инвеституру». Её имя также связано с объявлением Первого крестового похода. Последние годы бывшей императрицы полны белых пятен. Согласно европейским хроникам и русским летописям, Еврпаксия Всеволодовна вернулась в Россию. А в былинах Киевского цикла появилась княгиня Апраксеева, Апракса-королевична, постоянная спутница князя Владимира. Богатыри и торговые гости от Алеши Поповича до Михайлы Даниловича отдают ей почет «особенно», преподносят подарки, как Соловей Будимирович. Княгиня Апраксеевна принимала участие в свадьбах, особенно своих родственниц, как в былине о Соловье Будимировиче [3, c. 99]. В одном из вариантов былины об Алеше Поповиче и Тугарином Змее приводится интересный сюжет о любви княгине Апраксеевне к Тугарину Змеевичу, убийство которого Алешей Поповичем приносит облегчение князю Владимиру и вызывает упреки княгини [3, c. 46, 50–51]. В былине о Ставре Годиновиче также упоминается княгиня Апраксеевна, что дает основание предположить, что ещё в 1118 году она была жива и находилась при дворе брата. Но, согласно летописным источникам, она умерла в 1109-м [6, c. 288]. Нет сомнения, что Евпраксия Всеволодовна заняла достойное положение при дворе брата Владимира Мономаха, активно принимая участие в пирах, свадьбах, присутствуя при приеме послов. Возможно, имел место роман с человеком ниже себя по статусу, что оскорбляло князя Владимира Мономаха.
В данной статье была предпринята попытка показать перспективы изучения былин в контексте гендерных исследований по истории Древней Руси. На основе исследования нескольких древнерусских былин нами были сделаны следующие выводы. Во-первых, былины являются прекрасным и малоизученным источником по гендерной истории Древней Руси. Во-вторых, несмотря на многослойность содержания и трудность датировки былинных текстов, необходимо признать, что древнерусские былины, в основном, были сформированы в эпоху Древней Руси (X-XIII вв.) и зафиксировали реалии повседневной жизни, характерные для княжеско-дружинной и купеческой социальных групп. В-третьих, былинные тексты в контексте гендерных исследований могут дать информацию об истории повседневности древнерусских женщин, их социально-правовом положении. Былины также содержат биографическую информацию, способную пролить свет на последние годы жизни княгини Евпраксии Всеволодовны.
Литература:
- Авенариус В. П. Книга былин. М., 1902. — 419 с.
- Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. Свод 24 избранных былин древнекиевского эпоса. СПб., 1876. — 338 с.
- Былины: «Как Добрыня победил Змея» и другие истории. СПб., 2014. -160 с.
- Конча С. В. Былины о Святогоре и вопрос об историзме былинного эпоса//Древняя Рус. Вопросы медиевистики. 2010.-№ 4.- С.42–55.
- Кузьмина О. В. Женский новгородский костюм в XIV-XV вв. Обзор источников//Вестник Псковского государственного университета. Псков, 2013.-№ 2.- С.138–145.
- Морозова Л. Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.- 543 с.
- Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.- 286 с.
- Пушкарева Н. Л. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: невеста, жена, любовница. М.,2014. — 216 с.
- Родионов М. С. Информационное поле былин киевского цикла// Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2009.-№ 17.- С. 64–70.
Источник
Былина как отражение исторических событий, — виртуальный урок словесности
«Былины как отражение исторических событий»
Любители народного творчества, его собиратели оставили много воспоминаний о том, как исполнялись былины. Само слово былины происходит от слова быль, т. е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
Былины – героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь – воин не победил врага.
Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Каземирович, Михайло Данилович, Сухман…
Илья Муромец – сын крестьянина, сиднем сидел Илья ровно 30 лет. Родом он из села Карачарова, что близ города Мурома, – стал богатырём .
И назвали его по городу Мурому – Муромцем.
– А ведь и живи ты, Илья, да будешь воином!
На земле тебе ведь смерть будет не писана,
А во боях тебе ли смерть будет не писана!
Первый подвиг – трудовой – Илья совершил немедленно: раскорчевал лес, дубы с корнями выдернул, очистил родительское поле, огородил его.
Мать его наставляет:
А уж поедешь ли ты, чадо наше милое,
А ты во славный да ли во Киев-град,
А не кровавь сабли кровавоей,
А не сироти-ка ты да малых детушек…
Во многих случаях мать добавляет: не тронь слабого, даже невооружённого татарина не трогай.
Все остальные подвиги Ильи – воинские. Во время первой поездки в Киев он освобождает от разбойников Чернигов, берёт в плен Соловья-Разбойника, который 30 лет перекрывал прямоезжую дорогу на Киев. Илья бьется за единую Русь без разделения ее на отдельные земли. Однажды на перекрестке дорог увидел Илья камень, на котором было написано:
В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дроженьку ехать – женату быть,
Третьюю дороженьку ехать – богату быть.
Илья не испугался такой угрозы, и поехал по первой дорожке. Одержал победу над сорока тысячами разбойников.
Илья Муромец как воин, как богатырь старался, где можно избежать кровопролития: не бьет врага, а на их глазах разбивает в щепки дерево. А враги, устрашенные его силой, разбегались. Иногда пугал врагов, показывая свой богатырский лук – со свистом. А иногда он просто высоко подкидывал и потом ловил противника.
В былинах, всегда подчеркивается, что Илья роду незнатного. Он или крестьянский сын, или казак.
Князь Владимир попрекал его простым происхождением:
Ай же ты, мужик да деревенщина!
Во глазах ты, мужик, да й насмехаешься,
Во глазах ты, собака, й подлыгаешьсяч,
Где тебе проехать дорожкой прямоезжеей?
Былины о нашествии врагов на Великую Русь часто начинается с того, что Ильи в это время нет в Киеве – он или уехал, или сидит в заточении. Князь Владимир велел закрыть его в погребе: без воды, без пищи. И вот когда дело совсем худо, князь сам бежит к Илье, просит прощения. Богатырь, несмотря на все презрение к Владимиру, идет сражаться, говоря при этом: не за тебя иду, а за Киев – град, за Русь, за русскую землю, за черных мужиков.
Русский былевой эпос – государственный эпос. Центральная идея, проходящая через все былины, – идея защиты государства, русской земли. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович стоят на богатырской заставе, охраняют Киев. Былины воспевали единое, могучее Киевское государство. Русь должна быть единой! В выражении этой мысли и состоит суть былины об Илье Муромце и Соловье разбойнике. С именем Ильи Муромца связано много и других славных дел, свершенных во имя обороны Руси и благополучия русского народа.
Илья, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причислен к лику святых как преподобный Илия Муромец и нередко отождествляется с былинным богатырём. Погребение святого Илии Муромца в Ближних пещерах известно с 1630-х гг. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (для средневековья рост выше среднего). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь. Смерть наступила в возрасте около 40–45 лет. Кисть правой руки Илии Муромца сложена в двуперстном благословляющем жесте, что послужило старообрядцам доводом в пользу древности и истинности двоеперстия при совершении крестного знамения.
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) – богатырь, знаменитый персонаж русских былин, сын змея и княжны Марфы Всеславьевны.Основной отличительной чертой Вольги является его хитрость и способность понимать язык птиц и животных. Имя Вольга филологически связано с литературной формой – Олег, а имя Волх связано с литературным – волхв. Исторически образ былинного Вольги, повидимому, восходит к великому князю Олегу, княжившему после Рюрика. Данное былинами Олегу имя Волх соответствует летописному эпитету Олега – вещий («и прозваша Олега вещий») и указывает на «хитрость-мудрость» Олега, его оборотничество.
Калин-царь (иначе Галин, Каин) – эпический татарский царь, нередко упоминаемый былинами.Обычные его эпитеты: собака, вор, проклятый. Калин осаждает Киев с сорока царями, с сорока королями, у которых у каждого силы по сороку тысячей, и посылает с татарином письмо князю Владимиру с требованием без боя сдать Киев. Освободителем города, по одним былинам, является Илья Муромец, по другим – его племянник Ермак Тимофеевич. Илья едет с подарками князя к Калину, чтобы просить отсрочки, а когда Калин не соглашается, начинает избивать его войско. Татары делают подкопы, в которые попадает с конём Илья Муромец. Когда, скрутив его чембурами, татары по приказанию Калина ведут его на казнь, Илья, освободив руки, схватывает татарина и, махая им, прочищает себе дорогу и приколачивает всю силу татарскую. Калин бежит с позором и заклинается впредь ходить на Русь. Иногда в роли Калина выступает Мамай. Былины о Калине принадлежат к числу тех, в которых сохранились яркие следы отношения Руси к татарам.
Новгород обогатил русский эпос двумя героями – Садко и Василием Буслаевым. «Это один из перлов русской поэзии» – так характеризовал В. Г. Белинский былину о Садко, называя ее «поэтической апофеозой Новгорода».
Сказочные и легендарные мотивы былины, ее параллели в мировом фольклоре изучали почти все крупнейшие исследователи русского эпоса, и тем не менее вопрос о ее происхождении до сих пор принадлежит к числу спорных. Есть древнебиблейское имя Садок (Цадок) – праведный, справедливый; в одном из средневековых французских романов брошенный в море грешник тоже носит имя Садок. Среди возможных образов-пареллелей назывался и завораживающий своей игрой все живое Вяйнемейнен в «Кале-вале», миф об Орфее и библейский рассказ об Ионе, древнеиндийские и буддийские легенды, западноевропейские и китайские сказки… Но наряду с этими версиями есть и более простая. Существует вполне достоверное известие, что в 1167 году купец Сатко Сытинец поставил в Новгородском кремле церковь Бориса и Глеба, а былина о Садко во многих вариантах заканчивается его обещанием сделать церковь соборную. «Садко летописи и Садко былин – одно и то же лицо» – таково мнение Д. С. Лихачева, многие другие современные исследователи придерживаются этой же точки зрения.
Но В. Я. Пропп вполне справедливо обращает внимание на своеобразие художественного образа народного певца, созданного в былине: «Герой ее, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец-гусляр. Это не мифический певец типа Вейнемейнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями не всегда высокого достоинства. Это – настоящий художник и, как тип певца, он несомненно историчен. Мы знаем, что художественная культура древнего Новгорода представляет собой одну из мировых вершин в развитии средневекового искусства. Это относится и к архитектуре Новгорода, и к его живописи, и к его литературе, о чем прежде всего свидетельствует эпос. Мы имеем все основания полагать, что на таком же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода и что оно высоко ценилось и было популярно. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его».
Есть три сюжета о Садко, существующих и как вполне самостоятельные былины, и объединенные в одну былину: Садко получает богатство, Садко состязается с Новгородом, Садко у царя Морского.
Источник