Можно кушать голубей по исламу
Содержание статьи
Религиозно-правовая норма в отношении употребления в пищу мяса утки и голубя
Вопрос: Можно ли употреблять в пищу мясо утки и голубя?
Ответ: Хвала Аллаху.
Основой в отношении пищи и напитков является дозволенность, пока нет доказательства запретности той или иной пищи и того или иного напитка. Сказал Всевышний Аллах:
هُوَ الَّذِي خَلَقَ لَكُمْ مَا فِي الأَرْضِ جَمِيعاً
«Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле» (сура «аль-Бакара», аят 29).
Ибн ‘Аббас сказал: «Во время невежества арабы ели некоторые виды пищи, а другие виды оставляли, считая их грязными (или неугодными к употреблению). После Аллах послал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ниспослал Свою Книгу, разрешив дозволенное и запретив запретное. То, что Он разрешил, является дозволенным, что запретил – запретным, и простил то, о чем умолчал». И после он прочел аят:
قُل لاَّ أَجِدُ فِي مَا أُوْحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّماً عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلاَّ أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَماً مَّسْفُوحاً أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقاً أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи: „Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха“. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Ан‘ам», аят 145) (приводится у Абу Дауда под № 3306; аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал, что хадис достоверен).
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «То, о запретности чего, нет указания, является дозволенным, но при условии, что животное закалывается. Примером этому является утка или другая водная птица» (Фатх аль-Бари).
В Коране и Сунне нет упоминаний о запретности утки и голубя, поэтому мы должны вернуться к основе, а основа – дозволенность. О дозволенности употребления в пищу голубя есть упоминания, так как передаётся, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, вынесли религиозно-правовое решение в отношении человека, который поймал голубя, находясь в состоянии ихрама (ритуальное состояние паломника, совершающего Хадж или ‘Умру – прим. пер.) на территории Мекки. Они считали, что подобный человек должен ради искупления заклать барана. Это указывает на то, что мясо голубя является дозволенным.
Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Это религиозно-правовое решение вынесли ‘Умар, ‘Усман, Ибн ‘ Умар, Ибн ‘Аббас и Нафи‘ ибн ‘Абдульхарис» (Аль-мугни. – Т. 3. – С. 274).
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Наши сподвижники (то есть последователи мазхаба шафи‘итов – прим. пер.) единогласно считали мясо страуса, курицы…, утки, куропатки, воробья, жаворонка, рябчика и голубя дозволенным для употребления в пищу» (Шарх аль-мухаззаб. – Т. 7. – С. 22).
Он также сказал: «Те, кто живет в воде и на суше тоже. Среди них водные птицы: такие как утка, гусь и др. Они также являются дозволенными к употреблению, как было сказано выше. Мертвечина, бесспорно, дозволенной не является, всё вышеупомянутое является дозволенным только при условии заклания» (Шарх аль-мухаззаб. – Т. 9. – С. 35).
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Islam Q&A фатва № 169813
Источник
Дозволено ли есть голубей?
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семейству и его сподвижникам!
Был задан вопрос:
ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух
может и смешно покажется, но все же интересует, голубей очень много развелось, да и попробовать хочется))
можно ли голубя есть как такового, и есть ли препятствия какие-нить на охоту на голубей, которые везде вокруг нас?)
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семейству и его сподвижникам.
А затем:
В основе еды и питья лежит дозволенность, доказательством чему являются слова Всевышнего (смысловой перевод): «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (2:29). То есть все блага, которые Аллах сотворил для людей, считаются дозволенными и чистыми до тех пор, пока не доказано обратное.
Также от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал: “Люди во времена невежества употребляли некоторые продукты, а от некоторых отказывались, считая их нечистыми, и Аллах отправил Своего пророка и ниспослал Свое Писание. Он дозволил дозволенное и запретил запретное. Посему запретным является то, что Он запретил, а дозволенным то, что Он дозволил, а то о чем Он умолчал1, является снисходительностью2” Затем Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) прочитал аят3 (смысловой перевод): «Скажи: “Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха”. Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» См. «Абу Дауд» №3800. Имам Альбани оценил цепочку передатчиков этого хадиса как «достоверную» см. «аль-Мишкат» №4074.
Комментируя этот хадис автор «’Аун аль-Ма’буд» сказал: “В этом указание на то, что о запретности чего-либо можно судить лишь на основании откровения, а не по желанию. Этот хадис также указывает на то, что дозволенность принимается за основу в том, что касается мирских благ” См. «’Аун аль-Ма’буд» 10/274.
А так как нет указаний на запрет употребления голубя, то мы возвращаемся к основе, а это дозволенность. Более того, тот факт, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) сравнили охоту на голубя в состоянии ихрама с охотой на мелко-рогатого скота, указывает на то, что употребление голубя дозволено.
Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Вынес такое решение ‘Умар, ‘Усман, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Нафи’ бин ‘Абд аль-Харис” См. «аль-Мугни» 3/274.
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Наши сторонники единогласно сошлись на том, что дозволено употреблять страуса… жаворонка, рябчика и голубя…” См. «Шарх аль-Мухаззаб» 7/22.
А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!
_____________________________________________________________________
1- То есть, правовой статус чего Аллах не разъяснил. См. «’Аун аль-Ма’буд» 10/274.
2- То за что вы не будет спрошены. См. «’Аун аль-Ма’буд» 10/274.
3- То есть, Ибн ‘Аббас прочитал этот аят опровергая их поступок; употребляют то, что им любо, а то, что им не нравятся они объявляют запретным и нечистым. См. «’Аун аль-Ма’буд» 10/274.
Источник
Животные, мясо которых можно есть, сравнительная таблица по 4 мазхабам!
Предлагаем вашему вниманию, сравнительную таблицу согласно 4 мазхабам разрешенности и запрещенности употребления в пищу некоторых видов животных.
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин.
Название животного | Хукм мазхаба Ханафи | Хукм мазхаба Шафии | Хукм мазхаба Малики | Хукм мазхаба Ханбали |
Акула | харам | халяль | халяль | халяль |
Бекас | халяль | халяль | халяль | халяль |
Белка | харам | харам | халяль | харам |
Буйвол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Букашка | харам | харам | харам | харам |
Блоха | харам | харам | харам | харам |
Верблюд | халяль | халяль | халяль | халяль |
Водная змея | харам | халяль | халяль | халяль |
Вол | халяль | халяль | халяль | халяль |
Волк | харам | харам | макрух | харам |
Воробей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ворона | харам | харам | харам | харам |
Вошь | харам | харам | харам | харам |
Газель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гепард | харам | харам | харам | харам |
Голубь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Горлица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Гиена | харам | халяль | халяль | халяль |
Гусь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дельфин | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ёж | харам | халяль | халяль | харам |
Жаворонок | халяль | халяль | халяль | халяль |
Журавль | халяль | халяль | халяль | халяль |
Жук-олень | харам | харам | харам | харам |
Жигалка осенняя | харам | харам | харам | харам |
Жираф | халяль | харам | халяль | харам |
Дикие козы | халяль | халяль | халяль | халяль |
Дупель | халяль | халяль | халяль | халяль |
Змея | харам | харам | Можно есть, кроме головы и части хвоста | Можно есть, кроме головы и части хвоста |
Индейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Камбала | халяль | халяль | халяль | халяль |
Канарейка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Карп | халяль | халяль | халяль | халяль |
Коза | халяль | халяль | халяль | халяль |
Кошка | харам | харам | харам | харам |
Коршун | харам | харам | харам | харам |
Крот | харам | харам | харам | харам |
Корова | халяль | халяль | халяль | халяль |
Крокодил | харам | харам | халяль | харам |
Кузнечик | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куница | харам | харам | харам | харам |
Кулан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Куропатка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Курица | халяль | халяль | халяль | халяль |
Ласка | харам | харам | харам | харам |
Ласточка | халяль | харам | харам | харам |
Лев | харам | харам | макрух | харам |
Леопард | харам | харам | харам | харам |
Летучая мышь | харам | харам | макрух | харам |
Лиса | харам | халяль | мубах | харам |
Лошадь | Танзихан макрух | халяль | харам | халяль |
Лягушка | харам | харам | халяль | харам |
Медведь | харам | харам | харам | харам |
Мидии | макрух | халяль | ||
Морская свинка | харам | харам | харам | харам |
Морской конек | харам | харам | харам | харам |
Моль | харам | харам | мубах | харам |
Мул | харам | харам | харам | харам |
Муравей | харам | харам | харам | харам |
Муха | харам | харам | харам | харам |
Мышь | харам | харам | харам | харам |
Обезьяна | харам | харам | харам | харам |
Овца | халяль | халяль | халяль | халяль |
Орёл | харам | харам | харам | харам |
Осёл | харам | харам | харам | харам |
Павлин | харам | харам | харам | харам |
Падаль | харам | харам | харам | харам |
Паук | харам | харам | харам | харам |
Перепел | халяль | халяль | халяль | халяль |
Попугай | халяль | харам | халяль | халяль |
Пчела | харам | харам | харам | харам |
Рак | харам | харам | халяль | халяль |
Рыба (умершая в воде без видимых причин и всплывшая) | харам | халяль | халяль | халяль |
Сазан | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сапсан | харам | харам | харам | харам |
Саранча | халяль | халяль | халяль | халяль |
Свинья | харам | харам | харам | харам |
Серая цапля | халяль | халяль | халяль | халяль |
Собака | харам | харам | харам | харам |
Соболь | харам | халяль | халяль | харам |
Сова | харам | харам | харам | харам |
Соловей | халяль | халяль | халяль | халяль |
Сорока | халяль | харам | харам | харам |
Сокол | харам | харам | харам | харам |
Скорпион | харам | харам | харам | харам |
Скворец | халяль | халяль | халяль | халяль |
Слон | харам | харам | харам | харам |
Средиземноморская черепаха | харам | харам | харам | харам |
Страус | халяль | халяль | халяль | халяль |
Таракан | харам | харам | харам | харам |
Тигр | харам | харам | макрух | харам |
Угорь | халяль | халяль | халяль | халяль |
Удод | харам | халяль | харам | харам |
Улитка | харам | харам | халяль | харам |
Утка | халяль | халяль | халяль | халяль |
Чайка | мубах | халяль | халяль | халяль |
Черепаха | харам | харам | харам | харам |
Черный гриф | харам | харам | харам | харам |
Шакал | харам | харам | харам | харам |
Шершень | харам | харам | харам | харам |
Ястреб | харам | харам | харам | харам |
Ящерица | харам | халяль | халяль | халяль |
Источник
Источник
Голубь – птица мира
Каждое моё утро начинается с лицезрения белого голубя, который чуть больше месяца поселился рядом с нашим домом. Моя маленькая дочка с большим желанием просится на подоконник, чтобы увидеть это небольшое чудо Всевышнего Аллаха, а потом она вместе с бабушкой кормит его. Когда выходим на улицу дочка старается поймать уже других, обычных серых голубей. В парке, на улице – везде эти удивительные птицы нас окружают и доставляют нам радость, душевное спокойствие и умиротворение.
Кто хоть раз был в хадже, заметил, что вокруг мечетей Харамайни в Медине и Мекке голубей видимо-невидимо. Каждый паломник старается их чем-то подкормить. А они взлетают, снова усаживаются на мраморную плитку и начинают клевать своё угощение.
Удивительные эти птицы – голуби. Издревле именно они считаются символом мира, гармонии, умиротворения.
Началось всё ещё с древних времён. Люди считали, что у голубя нет желчного пузыря, и поэтому он является чистым и добрым. Многие народности почитали его как священную птицу, символ плодородия. В Библии белый голубь принёс Ною (мир ему) оливковую ветку, рассказавшую о примирении стихий и окончании потопа. Существуют множество народных поверий, в которых фигурирует эта птица. В 1949 году на Всемирном конгрессе мира, проходившем в Париже и в Праге, за символ взяли именно эту птицу с картины Пабло Пикасо, несущую в клюве оливковую ветвь.
На самом деле во всём птичьем мире сложно найти другую птицу, подходящую на эту роль. Возможно, лебедь бы подошёл, но за ним прочно закрепился другой символ – символ любви и верности. Ну а другие птицы вряд ли бы подошли, ибо воробей слишком суетливый, ворона слишком мрачная, павлин чересчур помпезный.
За голубями можно наблюдать часами. И физически, и морально отдыхаешь в кругу этих пернатых. Это одни из тех птиц, которые привязаны к людям и к которым люди привязаны.
В фильме «Любовь и голуби» одна из главных героинь с сожалением восклицает: «Меня всегда удивляло, как эти глупые птахи способны к нежности. Почему у людей всё иначе?!» Так устроено Всевышним Аллахом, что голуби очень привязаны к своему гнезду. Если их разлучить, то они могут на протяжении нескольких суток голодать. Многие голуби возвращаются обратно, к себе на родину. И поразительно, как они находят дорогу, ведь часто и расстояние им приходится преодолевать в сотни километров.
До недавнего времени голубей называли почтовыми. Наши предки заметили их уникальное свойство возвращаться в своё гнездо. Поэтому путешественники привязывали к лапке голубя, взятого с собой в дорогу, письмо и выпускали его на волю. Если в пути с птицей ничего не случалось, то она обязательно доставляла письмо по адресу. Почтовая голубиная связь использовалась в основном в торговле и для передачи известий о ходе спортивных олимпийских игр. Широкое применение почтовые голуби получали в период войн. Во время Великой Отечественной войны созданные «передвижные почтово-голубиные станции» принесли большую пользу нашим войскам. Такая надёжность позволяла доставлять в штабы важнейшие письма, вплоть до секретных документов.
Голуби очень похожи на людей. Голубиная пара очень верна друг другу, они ухаживают друг за другом, заботятся. Нежность, симпатия – важные качества, присущие голубиной семье.
Сегодня становится модным выпускать в небо пору голубей во время свадьбы. Обычно это делается после выхода молодожёнов из ЗАГСа. У многих славянских народов существует поверье, что человеку, выпустившему в небо птицу, сопутствует удача и счастье в жизни, а голубь, как символ мира, любви, преданности как нельзя лучше подходит для этого. Считается, что если выпущенные голуби полетят рядом, то семейная жизнь будет счастливой и долгой.
Но следует понимать, что голуби – это голуби, и они всего лишь птицы и, естественно, никакой ответственности за семейное благополучие нести не могут. Семейное долголетие будет зависеть от имана (веры) супругов, от их выдержки и терпения.
В Исламе голуби пользуются уважением. Более того, в странах, где проживают преимущественно мусульмане, разведение голубей считается желательным действием, поскольку Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сам держал в доме голубя и рекомендовал это своим сподвижникам.
Мусульманам известен важный исторический момент, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покидал Мекку и переселялся в Медину. Верным другом ему был Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). На протяжении всего пути их преследовали курайшиты. Когда они добрались до пещеры, в которой спрятались Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), произошло нечто удивительное. Прямо на входе в пещеру паук сплёл паутину, а голубка и голубь свили гнездо. Благодаря этому переселенцы были спасены от преследования врагов.
Как-то сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что ему очень скучно дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заведи пару голубей и при их ворковании поминай Всевышнего Аллаха». Также передаётся от Айши, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) очень нравилось смотреть на три вещи: на зелень, лимон и на красную голубку. В его доме жил голубь, которого звали Варадан.
Насколько сильна любовь между голубями, настолько же сильна у них и тоска в разлуке. О голубиной верности и тоске написано немало. Очень яркой и показательной является следующая история и слова Аллаха. Как-то пожаловалась Кааба Всевышнему Аллаху, что мало паломников было в определённый год. На что она получила ответ от Создателя: «Я отправлю людей, которые по окончании хаджа будут тосковать по тебе, как голубь тоскует по своей семье».
В достоверном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Держите голубей, поистине они отвлекают джиннов от ваших детей».
В начале статьи я упомянула о двух любимых городах паломников – Мекке и Медине. Так вот, саудовский эксперт в области исламского законодательства шейх Фахд ад-Досари отмечает, что, по мнению религиозных авторитетов, голуби благородных храмов Мекки и Медины происходят от птиц, гнездившихся в районе пещеры, где получал откровения Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил прогонять их.
Некоторые арабские историки считают мекканских голубей потомками птиц «абабиль», которые, бросая камни на войско царя Абрахи, спасли от разрушения священную постройку Каабы в главной мекканской мечети и поэтому заслужили право на собственную безопасность в мусульманских храмах (https://chatru.com).
Удивительные создания – голуби. Когда о них упоминается в Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), они становятся ещё ценнее и любимее. И пусть они окружают нас, взлетают, когда мы бросаем им семечки, и снова садятся, радуют нас, успокаивая и физически, и морально. И пусть каждое моё утро начинается с лицезрения мной и моей дочерью этой прекрасной белой голубки. Посмотришь на неё, и настроение улучшается, и приятно, что день начинается с такого чистого создания Аллаха.
Источник
Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу
Автор:
МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ
Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)
Источник:
ДАРУЛЬФИКР.РУ
Исламский образовательный портал
С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.
Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:
«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).
В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).
Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).
Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:
«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).
Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:
«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:
«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).
«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.
Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:
«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.
Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).
Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:
Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).
11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которо