Стрессор: что это такое, виды, механизм влияния

Стресс и его влияние на организм трудно переоценить, последствия для здоровья сильнее и ярче выражены при длительном его воздействии. Он нарушает привычный уклад жизни.

Наиболее уязвимыми являются важнейшие органы – ЖКТ, сердце и сосуды, эндокринная система, мозг.

Опасность представляет тот факт, что негативные последствия могут проявляться спустя длительное время после воздействия стрессоров.

Причины воздействия стресса на человека

Влияние стресса на организм человека обусловлено повышенной выработкой гормонов. Для нормального функционирования достаточно небольшого количества гормонов стресса, при увеличении их объёма развиваются различные заболевания.

Отрицательное воздействие усугубляется тем, что в большинстве случаев люди ведут малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая активность не даёт энергии выйти наружу, и повышенная концентрация гормонов сохраняется длительное время.

Как влияет стресс на физическое и психологическое здоровье

Стресс негативно влияет не только на психическое здоровье человека, он оказывает воздействия и на физическом уровне, вызывая зачастую необратимые изменения в тканях, органах, системах.

Как стресс влияет на кожу

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияСтресс и кожа

Во время стресса страдает кожа. Это связано с тем, что при постоянном напряжении мышцы сокращаются, кожа теряет эластичность и упругость. Кортизол и адреналин, вырабатываемые в большом количестве, также оказывают влияние на неё.

  1. Кортизол вызывает повышение сахара в крови, он изменяет свойства коллагена. Это приводит к увеличению сухости наружного покрова и появлению морщин. Он снижает выработку гиалуроновой кислоты, из-за чего нарушается естественный барьер, сдерживающий испарение влаги, повышается чувствительность наружного покрова. Появляются растяжки, кожа истончается, становится более ранимой и подверженной к инфицированию и воспалительным процессам. Повышенный синтез жиров, провоцируемый кортизолом, влечёт за собой накопление подкожных отложений.
  2. Адреналин вызывает спазм капилляров, ухудшение кровообращения, снижение питания и дыхания кожи. Она становится бледной, с жёлтым оттенком. Резкое расширение сосудов активизирует появление красных пятен. Нарушения в работе кишечника сказываются на состоянии кожного покрова, появляются прыщи и высыпания (кишечник вырабатывает большое количество гистаминов).

Организм при стрессе забирает у кожи большую часть питательных веществ, направляя их на более значимые, по его мнению, органы. В результате её защитные функции ослабевают. К физиологической проблеме добавляется еще одна – психологическая. Человек в таком состоянии перестаёт следить за собой, пренебрегает гигиеной, что ещё больше усугубляет ситуацию.

Как влияет на работу мозга

Стресс подвергает негативным изменениям весь организм. В особенности от длительного воздействия стрессоров страдает головной мозг. Постоянные перегрузки, недосыпы, конфликты сказываются на структуре, размере и функционировании этого важнейшего органа. При определении ситуации как стрессовой, мозг даёт команду вырабатывать кортизол, он приводит организм в боевую готовность.

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияСтресс и работа мозга

Но при этом повышается лишь способность к действиям, а не мыслительная деятельность. Таким образом можно объяснить активность в состоянии аффекта, когда человек не осознаёт, что делает. Длительная работа этого гормона воздействует на центр страха мозга, что провоцирует состояние повышенной тревожности. И любая ситуация, даже незначительная, воспринимается как серьёзная угроза.

Кортизол разрушает нейронные связи в гиппокампе, отвечающие за контроль эмоций, память, способность к обучению. Человек становится легковозбудимым, забывает о своих действиях и словах, произнесённых несколько минут назад. Нарушается контроль выброса гормонов из группы кортикостероидов, что повышает риск развития панических атак.

Изменения в синоптических связях между нейронами приводят к нарушению концентрации внимания и ослаблению социального взаимодействия. Влияние кортизола на центр удовольствия мозга повышает его чувствительность к дофамину – гормону наслаждения. Это провоцирует зависимость человека от различных людей, ситуаций, активных веществ.

Сердечно-сосудистая система

Рассматривая стресс и его влияние на человека, нельзя обойти стороной его воздействие на сердечно-сосудистую систему. Нервное перенапряжение ускоряет развитие атеросклероза. Это связано с тем, что в период сильного стресса вырабатывается адреналин, вызывающий разочарование, враждебность, гнев. Такие эмоции разрушают организм изнутри.

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияВлияние стресса на сердце

Хронический стресс провоцирует увлечение человека вредными привычками, что непосредственным образом влияет на здоровье, повышая риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. При заедании стресса увеличивается масса тела, растёт уровень холестерина в крови, в результате чего нагрузка на сердце и сосуды возрастает.

Короткие стремительные стрессы могут привести к скачку артериального давления, болям в сердце, изменению частоты сердечных сокращений, что повышает риск внезапного приступа, вплоть до критического состояния.

Желудочно-кишечный тракт

Стресс и пищеварение взаимосвязаны. Гормоны, вырабатываемые в этом состоянии, вызывают следующие изменения в ЖКТ:

  • спазмы пищевода;
  • повышение кислотности;
  • тошнотность;
  • проблемы с кишечником (запоры, диарея);
  • увеличение риска развития инфекций;
  • синдром раздражённого кишечника;
  • развитие язвенной болезни.

Функция гормона кортикотропина-рилизинга заключается в подавлении аппетита во время перенапряжения. Это объясняет, почему некоторые люди не могут есть в этот период и худеют. Но стероиды вызывают и обратный эффект — многие нервное напряжение снимают высококалорийной пищей. В любом случае страдает желудочно-кишечный тракт.

Мочевой пузырь

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияПроблемы с мочевым пузырём

Реакция на стресс со стороны мочеполовой системы заключается в появлении воспаления. Возможны такие проблемы, как:

  • цистит на нервной почве,
  • невроз мочевого пузыря,
  • ночные недержания.

Интересная статья — Недержание мочи стрессовое

Как стресс влияет на ведение профессиональной деятельности

Профессиональный стресс в настоящее время получил наибольшее распространение. Особое внимание уделяется такому вопросу, как влияние стресса на педагога, поскольку основным негативным последствием этого явления становится классическое выгорание. От этого страдает не только работник, но и окружающие, включая работодателя.

Стресс на работе

Он приводит чаще всего к появлению хронической усталости и снижению работоспособности. Основными признаками переутомления считаются:

  • многократно повторяющиеся ошибки;
  • сонливость в дневное время;
  • головокружение, шум в ушах;
  • болевые ощущения и резь в глазах;
  • спутанность мыслей, неспособность сосредоточиться;
  • отсутствие желания что-либо делать.

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияСтресс на работе

Профессиональный стресс может быть связан с нарушением условий труда. Основаниями его появления считаются некомфортное рабочее место и вредное производство.

К физиологическим причинам относят нестандартные графики делопроизводства, нарушение в режиме питания.

Воздействие оказывают социально-психологические факторы – перегруженность, конфликтные ситуации, не сложившиеся отношения в коллективе.

Профессиональный стресс могут вызвать: нечёткое видение своих обязанностей или однообразие в работе, слишком быстрый темп и сжатые сроки для выполнения заданий.

Различают еще два вида стресса на работе – производственный и координационный. В первом случае человека может не устраивать профессия или вид деятельности.

Организационный стресс вызывается неприятием режима дня и предъявляемых требований.

Стресс в учебе

Мозг человека под воздействием напряжения меняется, начинаются проблемы с усвоением материала и запоминанием. Стресс оказывает негативное влияние на мыслительную деятельность, человек теряет способность сосредоточенно поглощать информацию. Этот важный в критических ситуациях механизм мешает полноценному усвоению материала.

Стоит отметить, что стресс негативно сказывается на учащихся независимо от их возраста. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются дети и подростки, проживающие в неблагополучных семьях, чьи родители злоупотребляют алкоголем, имеют наркотическую зависимость или психические заболевания.

Чем объясняется положительное влияние стресса на организм

Влияние стресса на здоровье человека может быть и положительным. Как ни странно, но кратковременные встряски активируют нервные клетки, позволяя головному мозгу работать в усиленном режиме. В этом состоянии повышается рабочая память, человек становится способным выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями.

Стрессор: что это такое, виды, механизм влиянияПрыжок с парашюта

Активация резервной энергии и появление новых сил и мотивации позволяют достичь целей, преодолеть трудности, повысить общую выносливость организма. Обостряется способность к анализу и концентрация внимания. Это всё называется активной реакцией на стресс. Важно, чтобы воздействие стрессоров не было длительным, иначе за повышением эмоционального тонуса последует снижение жизненной энергии.

Воздействие стресса на организм женщины

Негативное влияние этого состояния на женский организм особенно опасно. Попадая в сложные жизненные ситуации, представительницы прекрасного пола могут обнаружить нарушения гинекологического здоровья. Влияние стресса на менструацию проявляется в том, что сбивается регулярность или длительность кровотечения, возникает болезненность. Могут появиться проблемы в интимной сфере.

Изменения способны проявиться даже при незначительном отклонении от привычного образа жизни. На их появление влияют различные факторы: поддержание диеты, увеличение физической нагрузки, изменения веса. Сильнейшими стрессорами для представительниц слабого пола считаются беременность, роды, выкидыш, аборт — всё это способно отразиться на женском здоровье.

Как справиться с последствиями

Негативные последствия стресса проще предотвратить, поэтому важно научиться контролировать себя.

Для этого необходимо освоить несколько приёмов, позволяющих нормализировать психоэмоциональное состояние.

Обязательно стоит выпустить накопленный негатив, поработать над своим дыханием, восстановить его нормальный ритм. Уменьшить пагубное влияние стресса на организм можно с помощью силы искусства.

Можно и нужно справляться со стрессом, не усугубляя ситуацию и не теряя хорошее расположение духа. Это поможет сохранить здоровье и социальные связи, а также ощущение, что человек является полноправным хозяином своей жизни!

Источник: https://stressamnet.ru/zachita-ot-stressa/stress-i-ego-vliyanie-na-organizm/

Что такое стресс: виды, стадии, причины, признаки, симптомы

В современных энциклопедиях существует несколько толкований столь популярного в настоящее время понятия «стресс». И так, в психологиистресс – это реакция организма (психическая, физическая, эмоциональная, химическая) на все то, что его пугает, раздражает или угрожает.

Основатель теории стресса, чешский ученый Ганс Селье, в ходе своих исследований пришел к выводу, что стрессом можно назвать неспецифическую защитную реакцию организма на неблагоприятные факторы, нарушающие его спокойное существование. Появилось это понятие в 1936 году.

В техническом значение термин означал «давление», «напряжение». 

Все эти определения доходчиво и просто создают представление об этом состоянии. Однако чтобы понять, что такое стресс, нет необходимости заглядывать в энциклопедии – достаточно осмотреться вокруг. 

Стрессор: что это такое, виды, механизм влияния

В наш стремительный век все спешат, куда-то бегут, стараются все успеть. У каждого из нас складываются свои определенные представления об окружающем, формируются потребности, вырабатывается система требований.

Читайте также:  Лечение всд в домашних условиях: народные методы лечения

Несоответствия наших представлений и реальности, порождают неудовлетворенность.

Одно дело, когда эта неудовлетворенность подталкивает к дальнейшему развитию, самосовершенствованию, другое, когда она вызывает агрессию на весь мир, который разрушил мечты о счастье. 

Стрессы врываются в нашу жизнь на парковке, в маршрутках, в ссорах с близкими, на «ковре» у начальства… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. 

Можем ли мы жить, избегая стрессов? Наука на это отвечает однозначно – нет. Жизнь не терпит стабильности, и именно она и является основным источником стресса. 

Симптомы

  • Ухудшение памяти
  • Невозможность сосредоточиться
  • Постоянное чувство усталости
  • Частые ошибки
  • Повышенная возбудимость
  • Быстрая речь
  • Повышенная тревожность
  • Неудовлетворенность своей работой
  • Потеря чувства юмора
  • Жалость к себе
  • Излишнее упрямство
  • Бессонница
  • Увлеченность алкогольными напитками
  • Чувство ненасыщаемого голода или плохой аппетит
  • Снижение темпов деятельности.

Естественно, все перечисленные признаки стресса могут не наблюдаться все вместе. Проявление нескольких из них уже говорит о серьезных проблемах. В некоторых случаях признаки стресса прячутся за болями неизвестной этиологии. Отличить их от заболевания может только опытный врач-терапевт. Однако некоторые признаки стресса принимают вид настоящих заболеваний, например, гипертонии, язвы желудка, артрита. 

Стрессор: что это такое, виды, механизм влияния

Виды

В зависимости от результата в психологии различают следующие виды стресса: 

  • Эустрессы («полезные» стрессы). Для успешного существования каждому из нас необходима некоторая доза стресса. Именно она является движущей силой нашего развития. Это состояние можно назвать «реакцией пробуждения». Оно сродни пробуждению ото сна. Чтобы утром пойти на работу необходимо встать с кровати и проснуться. Для достижения рабочей активности нужен толчок, небольшая порция адреналина. Эту роль и выполняют эустрессы.
  • Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе. 

В какую сторону сместятся виды стресса, зависит от ряда обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Дистресс может быть вызван в качестве ответа на конкретную ситуацию.

Но чаще всего это явление носит «накопительный» характер, вследствие которого сопротивляемость организма постепенно снижается, а затем исчезает совсем.

Такое состояние долго длиться не может, оно способно перерасти в болезнь.

В зависимости от факторов, вызвавших стресс, известны следующие виды стресса:

  • Психологический – вызывают фрустрирующие, неблагоприятные отношения с социумом.
  • Физиологический стресс – результат чрезмерных физических нагрузок, плохого нерегулярного питания, недосыпания.
  • Информационный стресс провоцирует избыток или дефицит информации при принятии решения. В затруднительное положение ставит и избыток информации, который включает слишком большое количество факторов, которые следует учитывать в момент принятия решения, и ее недостаток, при котором нет четкой определенности.
  • Эмоциональный стресс вызывают излишне сильные чувства. Возникает он в опасных для жизни ситуациях или в результате радостных и неожиданных событий. Причины стресса, в этом случае, – сообщение о повышении на службе, рождении ребенка, предложение руки и сердца и пр.
  • Управленческий стресс провоцирует высокая ответственность за принимаемое решение. 

Причины стресса в науке принято называть стрессорами. Соответственно ученые выделяют три группы стрессоров. 

Первая – это неподвластные нам стрессоры. К ним относят: погоду, цены, инфляцию, привычки других людей, действия правительства, налоги.

Под их воздействием можно до изнеможения нервничать о возросших тарифах, действиях неопытного водителя, но кроме повышения артериального давления и концентрации адреналина, ничего не изменится.

Намного эффективнее будет применение техники позитивной визуализации, мышечной релаксации, приемов медитации и дыхательных упражнений. 

Вторая включает явления и события, которые мы добровольно превращаем в проблемы. К этой группе относятся все виды беспокойства о прошлых событиях, которые уже не в силах изменить, и о будущем. 

Третья – это стрессоры, которые нам подвластны. К ним относятся не конструктивные действия, неспособность планировать свое время, неумение определять приоритеты, некоторые трудности в межличностном взаимодействии. 

В этом ключе важно отметить, что стрессор – это лишь повод для его начала, причиной нервно-психического расстройства мы делаем его сами.

Так для кого-то разбитая чашка – это пустяк, а для кого-то повод для развода. Таким образом, в обоих случаях стрессор один, а реакцию он вызывает разную. Еще одним ярким примером стал рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника». Герой повествования чихнул и нечаянно обрызгал слюной генеральскую лысину. Переживания, которые последовали за этим событием, вызвали его смерть. 

Причины стресса подкарауливают нас каждую секунду, другое дело как мы на них реагируем. Объяснить это можно с точки зрения физиологии. Человеческий мозг не может отличить реальную угрозу от кажущейся, и каждый раз, когда ситуация вызывает опасение, он реагирует как на настоящую угрозу. 

Опасность таких ситуаций заключается в постепенном привыкании организма к враждебной среде. Он постоянно находится в «боевой» готовности, что способствует возникновению хронического стресса. В психологии это понятие трактуется, как результат длительного пребывания в чрезмерно опасной обстановке. Оно как нельзя лучше характеризует агрессивную действительность современного бизнес-мира. 

Чтобы иметь полное представление о том, что такое стресс, следует рассмотреть стадии стресса или этапы его развития. 

Этапы развития

Стадии стресса характеризуют динамику развития внутреннего напряжения:

  • Первая – мобилизация, характеризуется ростом напряжения, интенсивности реакций, ускорением способностей воспроизводить информацию, запоминать. В этот момент повышается четкость познавательных процессов. Эта стадия способствует повышению производительности и результативности в деятельности.
  • Вторая – дезадаптация, переход во внутренний стресс. Переход на этот уровень происходит в результате затянувшегося стресса. Появляется реакция запретного торможения, которая проявляется в снижении качества деятельности. В поведении наблюдается неорганизованность, происходит потеря части информации, теряется четкость ее передачи, принимаются решения, без учета последствий.
  • Третья – дезорганизация, характеризуется спадом внутренней активности, нервным истощением. Возникает она в случае продолжения стрессового нагрузки. В результате могут произойти нарушения внутренней регуляции поведения, поведение становится неадекватным ситуации. Длительное переживание стресса третьей стадии способно привести к серьезным заболеваниям. На этой стадии необходима помощь специалистов: психологов, терапевтов, психотерапевтов, психоневрологов.

Стресс – это не приговор. С ним нужно и можно бороться. Организм человека устойчив и имеет колоссальный потенциал, способный его восстановить. Однако этот механизм восстановления работает тогда, когда разум еще не отравлен влиянием расстройства.

В психологии существует ряд методик, направленных на избавление от стресса. подробнее о них читайте в статье Как самостоятельно справиться со стрессом.

Одной из самых популярных считается «позитивная визуализация». Ее применение позволит избавиться от отрицательных эмоций.

Заключается она в сознательном мысленном воссоздании неприятной ситуации, но с некоторой корректировкой. Например, представьте человека, нанесшего вам обиду в нелепой шляпке с бантом или же неприличном костюмчике.

Здесь неважен воссоздаваемый образ, важен результат, он должен вызвать у вас смех, изменение негативных эмоций.

Хороший результат дает методика, предлагающая взглянуть на стрессы с более высоких позиций.

  1. Оцените стресс с позиции высоких моральных принципов, а не с позиций мещанских разборок.
  2. Закулисте стресс. Жизнь — театр, и в трудные ее моменты, мы вправе выйти «за кулисы».
  3. Взгляд «с балкона». Мысленно «посмотрите» на  проблему сверху. Как с балкона люди кажутся маленькими, так и проблемы, кажущиеся неразрешимыми, сверху покажутся незначительными и смешными.
  4. Можно «задышать» стресс. В экстренной ситуации применить упражнения по расслабляющему дыханию — медленный вдох и медленный длинный выдох. В свободное время «задышать» стресс при помощи аромата эфирных масел.
  5. Попробуйте «заскандировать» стресс, повторяя позитивные утверждений типа: «Что не убивает нас, делает сильнее», «Чем громче выстрелы, тем я мужественнее».

Не менее эффективна методика «устранение причины стресса». Она подразумевает создание определенного стиля жизни без спешки, с принятием удовольствий, предлагаемых жизнью (фитнес, хобби, кружки по интересам, танцы). Суть методики – «хватит строить из себя мученика за грехи всего человечества».

Большое значение в борьбе со стрессом имеют правильное питание и здоровый образ жизни. Но самое важное заключается в способности понять, что наиболее сильное средство против стресса – это научиться быть счастливым. 

Источник: https://indepress.ru/stress/chto-takoe.html

Теория стресса Селье — основные положения

Стрессор: что это такое, виды, механизм влияния

Ганс Селье – известный ученый, специализировавшийся, прежде всего, на проведении различных исследований в области биологии.

Выдающийся исследователь Селье известен многими своими трудами, среди которых одним из наиболее интересных является теория стресса, рассматривающая особенности данного явления как такового, механизм его зарождения и развития, ключевые фазы и стадии и т.д.

Теория снискала популярность во всем мире. Далее вам предлагается ознакомиться с ключевыми положениями трудов Селье в отношении исследований стресса.

О теории стресса Селье

Первые подвижки к созданию своей теории стресса Ганс Селье осуществил еще в студенческие времена, в 1926-м году – именно в этот период ученый определил, что любые раздражители вызывают стереотипную реакцию со стороны человеческого организма.

Селье начал работу над теорией стресса, стараясь выяснить, почему пациенты, страдающие разными заболеваниями, имеют множество схожих симптомов

Прежде всего, его интересовал механизм развития состояния общей слабости, сопровождающегося апатией, нарушением аппетита, побледнением кожи, отмечающегося при таких, казалось бы, разных недугах, как онкология, инфекционные заболевания, нарушения костной системы и т.д.
Ввиду определенных обстоятельств, Селье временно оставил изучение принципов формирования и развития стресса и вернулся к нему в 1936-м.

В ходе лабораторных исследований, было выяснено, что подопытные животные на уровне процессов, протекающих в организме, реагируют на аналогичные раздражители так же, как и люди. В последующем открытие, сделанное Селье в отношении развития стресса, стало широко известно в качестве адаптационного синдрома.

Выводы Ганса Селье в отношении механизмов формирования стресса внесли большой вклад и задали новый вектор в развитии множества направлений. Отныне изучением стресса, базируясь на выводах Селье, стали заниматься психологи, социологи и представители других медицинских ответвлений.

Природа стресса в соответствии с теорией Селье

Сегодня стрессом принято называть любое состояние, связанное с нервным напряжением, тревогой и прочими подобными эмоциями. Современные психологи регулярно публикуют новые рекомендации по профилактике и устранению перенапряжения, сходясь в едином мнении о том, что полноценная жизнь и стресс являются несовместимыми состояниями.

Читайте также:  Невроз и панические атаки: симптомы, лечения

Что же говорил по этому поводу Селье? В соответствии с заключениями ученого, в организме человека, пребывающего в стрессовом состоянии, происходит ряд физиологических процессов, способных привести к возникновению заболеваний самой разной тяжести, вплоть до рака.

Наряду с этим, Ганс Селье считал, что стресс является не только проблемой, но и человеческим благом, ведь без него жизнь была бы однообразной и не такой интересной. Ученый заявлял, что стресс стоит расценивать не в качестве перенапряжения, а как полноценную тренировку организма, способствующую повышению его сопротивляемости к раздражителям и укреплению защитных функций.

Первоначально под определение стресса попадала реакция человеческого организма, спровоцированная любыми внутренними либо внешними раздражающими факторами, интенсивность которых превосходит пределы имеющейся адаптивной способности пациента. При этом стрессорами могут быть самые разнообразные обстоятельства:

  • изменения климата;
  • конфликты;
  • встреча с дикими животными;
  • различные социальные проблемы;
  • внутренние переживания и т.д.

Так, к примеру, для пещерных предков современных людей перечень стрессоров сводился лишь к внешним факторам в виде холода, недостатка пищи и нападения животных.

Частые встречи с такими раздражителями позволили человеку выработать максимально эффективный и правильный ответ, благодаря которому возникал не стресс, а быстрая реакция, направленная на устранение помехи.

В ходе такой реакции организм вырабатывает необходимые гормоны, наделяющие человека силами для побега или вступления в борьбу.

Современным же людям приходится сталкиваться с гораздо большим числом раздражителей. Однако интенсивность губительного действия зависит не столько от их количества, сколько от личного настроя человека – чем в большей степени он будет разочаровываться в стрессовых ситуациях, тем более серьезный удар получит.

Фазы и стадии стресса по Селье

Селье классифицировал стресс на отдельные стадии. В соответствии с заключениями ученого, реакция включает нижеперечисленные фазы:

  • тревоги;
  • резистентности;
  • истощения.

Перечисленные стадии следуют друг за другом по мере развития и усугубления стрессовой ситуации. С появлением раздражителя человек ощущает тревогу, организм мобилизуется. Если стрессор сверхмощный, организм может потерпеть фатальный удар непосредственно на этой стадии.

Если же пациент способен перенести такой стресс, приходит черед следующей стадии – резистентности. Человек не ощущает тревогу или чувствует ее минимально, организм проявляет более высокую сопротивляемость.

Если стрессор воздействует слабо и недолго, стадия резистентности завершается тем, что человек приспосабливается, увеличивая свою адаптивность и получая новые полезные качества.

При длительных же и выраженных воздействиях стрессоров, наступает черед стадии истощения. Человек чувствует то же, что и во время фазы тревоги, но длятся подобные ощущения намного дольше и в результате приводят к тяжелым паталогическим изменениям.

Сильные стороны и критика теории стресса Селье

Теория, разработанная Гансом Селье, выгодно выделяется на фоне других многочисленных работ, посвященных вопросам стресса, его развития, течения и завершения.

Среди ключевых преимуществ рассмотренной сегодня теории следует, прежде всего, отметить тот факт, что этот труд собирает воедино многочисленные разрозненные симптомы, признаки и реакции. Подобный подход делает возможной целостную оценку всей физиологической цепочки синдрома адаптации к раздражителям.

В своих публикациях Селье часто давал дополнения к ранее представленным концепциям, подведя в конечном итоге заключение в книге под названием «Стресс без дистресса». В этом литературном экземпляре стресс был определен ученым в качестве неспецифического ответа организма существа на абсолютно любого рода раздражающие его механизмы.

Почему исследователь классифицировал стресс именно в качестве неспецифической реакции?

Суть в том, что под влиянием любых агрессивных и угрожающих факторов, организм реагирует специфически. К примеру, когда жарко, человек потеет, благодаря чему температура его тела уменьшается. Во время холода происходит сужение поверхностных кровеносных сосудов, что делает уровень теплопотерь более низким.

Если человек чувствует угрозу своему здоровью и жизни, он мобилизует мышцы для бегства или атаки. Специфическим механизмом действия обладают и любые лекарственные препараты, принимаемые человеком – каждая группа медикаментов выполняет свои индивидуальные функции.

Наряду с этим, при возникновении любого агрессивного и угрожающего воздействия, человеческий организм запускает ряд цепочек, сопровождающихся неспецифическими реакциями в отношении определенных моментов.

За счет подобных реакций происходит восстановление и нормализация внутреннего баланса, благодаря чему отмечается существенное увеличение адаптивной способности.

Именно в таких реакциях состоит вся сущность стрессов.

Благодаря неспецифическим реакциям происходит объединение всех возможных разновидностей воздействия, собирается целостная картина и появляется возможность оказания влияния на течение стресса со стороны специалистов, его изучения и устранения.

Неоднократно лучшие представители психологии, а также социологии и других смежных областей высказывались, что теория, разработанная в свое время Селье, привела к кардинальному изменению подхода к изучению множества заболеваний, а наработки исследователя распространились по всему миру и стали весьма широко использоваться.

Труды Селье можно по праву классифицировать в качестве одного из основополагающих постулатов, давших большой толчок к развитию современной психологии и медицины в целом

Наряду с этим, теория Селье, равно как и любая другая, может быть подвергнута критике. К примеру, ученый не принимал во внимание роль центральной нервной системы человека в порядке развития стресса, в то время как многие именитые представители психологии и других медицинских ответвлений рассматривают подобные действия в качестве существенного упущения и недочета.

Вместе с тем, Ганс Селье не отрицал недооцененность роли центральной нервной системы, но основные усилия направлял все-таки на изучение событий и изменений, происходящих под влиянием эндокринной системы.

Современные сторонники Селье признают важную роль центральной нервной системы в появлении и развитии стресса, предполагая, что возбуждающий фактор, прежде всего, оказывает воздействие на функции нервной системы, а уже она запускает реакции в области эндокринной системы.

Подобный сценарий развития теории Селье подкреплен множеством квалифицированных медицинских исследований. Да и жизненный опыт многочисленных пациентов подтверждает тот факт, что особенности реакции организма на стрессовые ситуации зависят, прежде всего, от состояния психики и субъективного восприятия человеком событий, которые с ним происходят.

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/stress/teoriya-stressa-sele.html

3.12. Стресс, его механизмы, способы профилактики

Учение о стрессе. Это один из ведущих разделов современ­ной физиологии и медицины. По определению Г Селье (автора теории стресса) стресс — это неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне. Свое представление о стрессе он сформулировал в 1936 г.

, опубликовав статью в журнале «Природа», и ввел одновременно новые понятия — синдром биологического стресса, общий адаптационный синд­ром, или синдром, вызываемый разными повреждающими агентами.

По мнению Г Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который давал и дает воз­можность человеку выжить в неблагоприятных условиях сре­ды, воздействие которых несет угрозу гибели организма. По своей природе стрессовая реакция является психофизиологи­ческой.

Виды стресса. По длительности включения механизмов защиты выделяют острый (кратковременное включение) и хронический(длительное включение)стресс.

Различают физический и эмоциональный (психогенный) стресс. В первом случае имеет место защита от воздействия физических факторов (высокой или низкой температуры, травмы, шума), во втором — от психогенных факторов, вызы­вающих отрицательные эмоции.

Г Селье в 1974 г. ввел также понятия эустресса и ди­стресса. Эустресс — хороший, благоприятный стресс, проте­кающий без потерь для организма. Дистресс — это чрезмер­ный стресс, защита достигается с ущербом для организма и ос­лаблением его возможностей (например, угнетение иммунной системы, язвообразование на слизистых оболочках желудка).

Стрессоры — это факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают реакцию стресса и являются опасными для здоровья и целостности организма.

К ним относят: 1) вредные факторы окружающей среды (высокий уровень радиации, за- Газованность, высокие или низкие температуры и др.

); 2) рабо­та в условиях дефицита времени при необходимости ускорен­ной обработки информации; 3) работа в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей; 4) отсутствие це­ли в жизни; 5) остракизм, групповое давление (нарушение микроклимата в коллективе)и др.

Механизмы стресса.

В реализации защитных реакций организма, направленных на противодействие повреждающе­му агенту, участвуют различные механизмы, которые объеди­нены под названием стресс или общий адаптационный синдром.

В последние годы эти механизмы получили еще одно, новое название — стрессреализующих систем. Механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакций или снижают их отрицательные эффекты, называются стресслимитирую- щими системами.

В ответной реакции организма на действие стрессора выде­ляют три стадии — тревоги (боевой тревоги, аларм-реакции), сопротивления (резистентности) и истощения.

Стадия тревоги связана с активизацией неспецифических механизмов защиты, стадия сопротивления — с активизацией специфических меха­низмов, повышением энергетического уровня и общей устой­чивости организма к конкретному стрессору, а также другим видам стрессоров (перекрестная устойчивость).

Третья стадия — истощения характеризуется исчерпанием резервов специ­фических и неспецифических механизмов защиты и развитием заболевания или гибелью организма, если стрессор продолжа­ет действовать.

Стрессреализующие системы.

Это нервные центры, ана­лизирующие биологическую значимость действующих раздражи­телей и формирующие эмоциональную реакцию; симпатический отдел АНС; аденогипофиз, мозговой слой и корковое вещество надпочечников. Согласно классическим представлениям о разви­тии стресса, общность в действии различных по природе стрессо­ров связана с первой стадией — стадией тревоги.

Последовательность вовлечения физиологических механизмов (зве­ньев) реагирования организма на действие стрессоров такова:

1) обработка информации о стрессоре в ЦНС, оценка ее значимости для жизнедеятельности организма и формирование эмоционального воз­буждения (1-е звено). Исходя из этого, стрессор можно определить как фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию;

  1. сильное эмоциональное возбуждение, активирующее сначала выс­шие (в гипоталамусе и других структурах головного мозга), а затем и низ­шие (в стволе мозга и в спинном мозге) вегетативные центры (2-е звено).

    Активация симпатического отдела АНС повышает энергетические и функ­циональные возможности нервной и кардиореспираторной систем, ске­летных мышц.

    Одновременное повышение активности парасимпатиче­ского отдела АНС обеспечивает высокие возможности восстановитель­ных процессов, направленных на сохранение в организме гомеостаза;

  2. если стрессор продолжает действовать, то подключается 3-е звено, получившее название реакции «битвы—бегства».

    Его центральный орган — мозговое вещество надпочечников, а механизм — выброс адреналина и НА в кровь для усиления эффектов симпатической регуляции вегетатив­ных функций: увеличения силы и частоты сердечных сокращений, улуч­шения кровоснабжения работающих органов, гипергликемии, активации липолиза и др., 2-е и 3-е звенья (механизм) развития стресса часто объ­единяют и называют симпатоадреналовой реакцией (САР);

  3. если стрессор продолжает повреждающее воздействие, не ком­пенсируемое активацией САР, то подключается 4-е звено (механизм) защиты.

    Им является адренокортикальный механизм, или гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковая ось (стрессор кора больших полуша­рий —> лимбическая система —> мелкоклеточные нейроны гипоталамуса и секреция ими кортиколиберина —> кортикотрофы аденогипофиза и выделение АКТГ —> пучковая зона коры надпочечников и выброс корти­зола —► защита от стрессора и способствование развитию адаптации). Дополнительно к этому механизму могут подключаться выделение гор­мона роста из аденогипофиза, а также Т4 и Т3 из фолликулярных клеток щитовидной железы.

Читайте также:  Панические атаки: психосоматика, причины, симптомы, лечение

Цель этих изменений заключается главным образом в за­щите организма от гиповолемии и гипотонии, а также создании гипергликемии для обеспечения организма (и прежде всего мозга) запасами готовой к использованию глюкозы.

Однако срабатывание этих мощных защитных механизмов вызывает появление и ряда отрицательных, нежелательных эффектов, которые называются «ценой адаптации» и проявляются в сле­дующем: гипертрофии и кровоизлияниях в надпочечниках; об­разовании язв в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта; инволюции тимуса, лимфо- и эозинопении и угнетении иммунитета.

Стресслимитирующие системы, В процессе эволю­ции в организме появились механизмы (стресслимитирующие системы), которые препятствуют развитию побочных(отрица­тельных) эффектов действия участников стресс-реакции или уменьшают интенсивность их воздействия на клетки-мишени. К стресслимитирующим системам (механизмам) относят ГАМК-ергическую систему головного мозга, парасимпатиче­ский отдел АНС, вагоинсулярную систему, систему эндоген­ных опиатов, простагландиновую систему и др.

  • ГАМК-ергическая система гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими тормозными нейронами ЦНС и облада­ет способностью тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе ответственных за эмоциональное возбуждение. Следовательно, ГАМК-ергические нейроны могут предупреждать или модулировать раз­витие стресс-реакции уже на этапе ее зарождения.
  • Как уже отмечалось, активация парасимпатического отдела АНС одновременно с симпатическим отделом обеспечивает высокие возмож­ности восстановления нарушенного при стрессе гомеостаза.
  • Подключение к активации парасимпатического отдела выделения инсулина (вагоинсулярная система) из поджелудочной железы способ­ствует более быстрому восстановлению гомеостаза, концентрации глю­козы и липидов крови, стимуляции синтеза гликогена и белка в скелет­ных мышцах.
  • Одновременно с выделением АКТГ из кортикотрофов выбрасыва­ются эндорфины и энкефалины (эндогенные опиаты), которые снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность и уменьшают интенсивность эмоциональных реакций, запускающих стресс.
  • Простагландиновая система представлена преимущественно про- стагландинами группы Е, которые снижают чувствительность тканей к действию катехоламинов и кортизола, препятствуют образованию язв в слизистых оболочках, стимулируют иммунные реакции. Таким образом, они снижают выраженность стресс-реакции.

Диагностика и профилактика стрессовых состояний. Су­ществуют различные методы, позволяющие объективно оце­нить степень развития стресса.

Прежде всего это методы определения содержания стрессорных гормонов (адреналина, НА, кортизола) в крови и продуктов их метаболизма в моче. Чем выше их содержание в крови и в моче, тем больше выра­жена степень стрессорных реакций.

Широкое применение по­лучают электрофизиологические методы оценки интенсивнос­ти стрессовых состояний, например электромиография мышц лба, анализ сердечного ритма по электрокардиограмме и др.

Однако для наиболее ранней диагностики стресса широко ис­пользуются различные психологические тесты: НПА(нервно- психической адаптации); MMPI (Миннесотский многофактор­ный личностный тест); САН (самочувствие, активность, на­строение); тест Тейлора и др.

Для профилактики стрессовых состояний рекомендуются следующие мероприятия: 1) разъяснение человеку природы стресса и ознакомление его с различными способами релакса­ции; 2) адаптация к стрессорам с помощью закаливающих про­цедур и формирования стадии резистентности с явлениями пе­рекрестной адаптации; 3) физические нагрузки в аэробном ре­жиме в виде бега или ходьбы 3—4 раза в неделю по 30—40 мин или в виде физической зарядки и восточной гимнастики еже­дневно; 4) здоровое питание; 5) фармакологические методы в виде приема адаптогенов.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какими образованиями представлена эндокринная система?

  2. Назовите два основных отличия эндокринных желез от эк- зокринных.

  3. Дайте определение понятия «гормон».

  4. На какие четыре группы подразделяют гормоны по структуре?

  5. Расскажите о функциональной классификации гормонов.

  6. Назовите общие свойства гормонов и варианты их действия.

7 Дайте краткую характеристику взаимодействия гормонов с рецепторами.

    1. Приведите классификацию рецепторов к гормонам в зависи­мости от их локализации в клетках. Укажите, какие гормоны действуют на эти виды рецепторов.

    2. В чем заключается физиологическая роль эндокринной сис­темы?

    3. Дайте краткую характеристику основных методов оценки состояния функций эндокринной системы человека.

    4. Объясните, почему гипоталамо-гипофизарная система по­лучила название «дирижер эндокринного оркестра».

    5. Какие анатомические и функциональные связи имеются между гипофизом и гипоталамусом?

    6. Дайте характеристику эффекторных гормонов гипоталаму­са и гипофиза (АДГ, окситоцина, МСГ, гормона роста, пролактина).

    7. Дайте характеристику тропных гормонов гипофиза (ТТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ).

    8. Дайте краткую общую характеристику щитовидной желе­зы (расположение, масса, строение, функции, кровоснабжение).

    9. Дайте краткую характеристику йодсодержащих гормонов щитовидной железы.

17 Как проявляется повышенная и пониженная секреция йодсо­держащих тиреоидных гормонов ?

      1. Дайте краткую характеристику кальцитонина.

      2. Дайте краткую характеристику паращитовидных желез и их гормона ПТГ

      3. Дайте краткую характеристику шишковидной железы и ее гормона мелатонина.

      4. Дайте краткую характеристику надпочечников.

      5. Дайте краткую характеристику альдостерона и кортизола коры надпочечников.

      6. Дайте краткую характеристику катехоламинов мозгового вещества надпочечников.

      7. Назовите половые железы и укажите их роль в организме. Перечислите первичные и вторичные половые признаки.

      8. Дайте краткую характеристику мужских половых гормонов.

      9. Дайте краткую характеристику женских половых гормонов.

27'. Дайте краткую характеристику поджелудочной железы.

        1. Охарактеризуйте основные гормоны поджелудочной желе­зы — инсулин и глюкагон.

        2. Дайте краткую характеристику эндокринной функции ти­муса и его взаимоотношений с другими эндокринными железами.

        3. Дайте определение понятий «стресс», «стрессор». Укажите виды стрессов и приведите примеры стрессоров. Назовите стадии развития стресса.

        4. Дайте краткую характеристику механизмов развития стресса (стрессреализующих систем), его предупреждения или ослабления (стресслимитирующих систем).

        5. Назовите методы диагностики степени развития стресса, а также приведите примеры мероприятий, направленных на про­филактику стрессовых состояний.

Источник: https://studfile.net/preview/5363308/page:17/

Что такое стрессор, его свойства

Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на клетки организма, к ним относятся боль, гипоксия, изменение осмотического давления внутренней среды, температуры, чрезмерная физическая нагрузка, давление, длительное голодание, словом все изменения, которые нарушают постоянство параметров внутренней среды организма.

Понятно, что все эти стрессоры могут воздействовать как на интеро-, так и на экстерорецепторы. Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют и биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

В соответствии с видом стрессора принято выделять физиологический и психологический стресс. Мы считаем, что такое выделение не правомерно т.к. на все виды стрессоров организм на первом этапе реагирует стереотипной реакцией. Можно лишь условно, для того, чтобы лучше разобраться в механизмах реакции, выделить физиологические, биохимические и психологические компоненты, или механизмы стресса.

Генетически-конституциональная модель стресса

Сущность данной теории сводится к положению о том, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.

В генетически-конституциональной теории стресса Fuller J.L. и Thompson W.R. способность организма сопротивляться стрессу, т.е. его стрессоустойчивость, зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.

Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генотипом и некоторыми физическими характеристиками (фенотипом), способными снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.

Генетически определяющими реактивность организма являются темперамент и свойства нервной системы, которые обусловливают смену активности индивида и его систем в условиях значимых воздействий, смену субъективной окраски эмоциональных реакций и смену уровней чувствительности к стимулам.

Такие свойства темперамента, как экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость не способствуют формированию стрессоустойчивости.

Психодинамическая модель стресса

Психодинамические теории стресса. Устойчивость к стрессу может рассматриваться и с позиции психодинамического подхода, наиболее полно отраженного в положениях теории З. Фрейда.

Термины «стресс» и «стрессоустойчивость» введены в научный обиход значительно позднее, чем возник психоанализ, однако, многие положения психоанализа имеют непосредственное отношение к проблеме стрессоустойчивости.

Это касается, прежде всего, понятия «тревоги».

 В своей теории Фрейд описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства. Сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности, повышая тем самым стрессоустойчивость.

Второй тип — травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника и выступает фактором понижения стрессоустойчивости. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги, по мнению З. Фрейда, является сдерживание агрессивных инстинктов.

Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатология повседневной жизни». В ситуациях, способных привести к неврозу, т.е. при втором типе тревоги, «Я» применяет механизмы психологической защиты.

Модель стресса H.G. Wolff

Заслуживает внимания исследование H.G. Wolff (Harold George Wolff), который провел большую работу в области выявления связей между стрессом и заболеваниями.

По его мнению, стимулы внешней среды и внутренние конфликты приводят к субъективным переживаниям, реакциям и изменениям личности, которые сопровождаются соответствующими физиологическими, биохимическими реакциями и изменениями. Когда организм встречает опасность, в нем возникает интегральная и комплексная стрессовая реакция. H.G.

Wolff установлена зависимость таких реакций от природы аттитюдов и мотивов поведения человека, при этом стрессовые реакции возникают как от физических, так и от символических опасностей.

Источник: https://studopedia.net/2_11935_chto-takoe-stressor-ego-svoystva.html

Ссылка на основную публикацию