Какой рукой можно кушать

Брать еду левой рукой – харам?

Как известно, наша религия охватывает все аспекты жизни человека. В Исламе повседневные действия человека регулируются множеством общих и индивидуальных правил поведения.

Одним из таких общих правил является желательность использования правой руки при всех одобряемых действиях. Согласно этому же правилу, нежелательно использовать левую руку для этих действий. Одним из одобряемых действий, для которого желательно использовать правую руку и нежелательно — левую, является приём пищи.

Некоторые учёные, исходя из буквального смысла хадисов Пророка ﷺ, в которых имеется указание есть правой рукой; запрет есть левой; уподобление человека, который принимает пищу левой рукой, шайтану; дуа за человека, который отказался есть правой рукой, чтобы он не смог есть ею, и многое другое, посчитали, что брать еду левой рукой харам.

Известный учёный-богослов Таджуддин Ас-Субки передал от своего отца имама Тукайюддина Ас-Субки, что он предпочёл мнение о запретности принимать пищу левой рукой.

В качестве доказательства этого мнения учёные приводят хадис, который передаётся от ‘Умара ибн Абу Салама (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал ему:

يا غُلامُ، سَمّ الله تعالى، وكُلْ بِيَمينِكَ، وكُلْ مِمَّا يَلِيكَ

«О мальчик, скажи: «Би-сми-Ллахи (с именем Аллаха)» — ЕШЬ ПРАВОЙ РУКОЙ и бери то, что находится перед тобой!» (Бухари, 5376; Муслим, 2022)

Также они приводят другой хадис, который передаётся от Джабира (да будет доволен ими обоими Аллах), согласно которому Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ تَأكُلُوا بِالشِّمَالِ، فَإنَّ الشَّيْطَانَ يَأكُلُ ويَشربُ بِالشِّمَالِ

«Не ешьте левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется левой рукой, когда ест и пьёт». (Муслим, 2019)

Какой рукой можно кушать

Таким образом, они утверждают, что эти хадисы указывают на обязательность принятия пищи правой рукой и на запрет принятия пищи левой. Во-первых, здесь имеется прямое указание Пророка ﷺ есть правой рукой.

Во-вторых, в принятии пищи левой рукой заключается подражание шайтану. Исходя из того, что все действия, приписываемые шайтану, являются харамом, они пришли к выводу, что есть левой рукой запрещено.

Однако большинство учёных опровергают это мнение и утверждают, что брать еду левой рукой является только нежелательным действием, а указание, содержащееся в хадисе, направлено на то, чтобы подчеркнуть большее достоинство правой стороны.

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», пишет, что в этом хадисе указана желательность есть и пить правой рукой и нежелательность (караха) этого левой рукой.

Указание же в этих хадисах относится к желательности, потому что эти действия относятся к разделу адаба (нравственной этики). Такие указания имеются во множестве аятов и хадисов, но эти учёные-богословы относят их к желательным действиям.

Что касается подражания шайтану, то и это не говорит о запрете, ведь Пророк ﷺ также сказал нам, что сидение на границе между солнечным светом и тенью является местом сидения шайтана.

От Абу ‘Ияза (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка ﷺсказал:

نَهى أنْ يُجلسَ بينَ الضِّحِّ و الظِّلِّ، و قالَ : مجلسُ الشيطانِ

«Посланник Аллаха ﷺ запрещал сидеть между солнечным светом и тенью и сказал: «Это место сидения шайтана»». (Имам Ахмад, 15421)

Также Посланник Аллаха ﷺ повелел спать до полудня (кайлуля) и сказал, что шайтан не спит в это время. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

قيلوا فإن الشيطان لا يقيل

«Соблюдайте полуденный отдых (кайлуля), ибо, поистине, шайтан не делает этого». (Табарани, «Аль-Авсат»; Абу Ну’айм)

Какой рукой можно кушать

Однако преобладающее большинство учёные (джумхур) сошлись во мнении, что кайлуля не обязательна, а также сидеть между солнечным светом и тенью не харам. Поэтому брать еду левой рукой также не является харамом.

От Саламы ибн Аль Аква’а (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَجُلاً أَكَلَ عِنْدَ رَسُولِ الله صلى الله عليه وسلم بِشِمَالِهِ ، فَقَالَ: كُلْ بِيَمِينِكَ قَالَ : لاَ أَسْتَطِيعُ . قَالَ : لاَ اسْتَطَعْتَ مَا مَنَعَهُ إِلاَّ الكِبْرُ فَمَا رَفَعَهَا إِلَى فِيهِ

«Один человек ел левой рукой в присутствии Посланника Аллаха ﷺ, и он велел (ему): «Ешь правой». Этот человек сказал: «Я не могу», — и тогда Пророк ﷺ сказал: «Да не сможешь ты (и впредь)». Ничто не мешало этому человеку, кроме высокомерия, и он действительно больше уже не мог поднимать ко рту свою правую руку. (Муслим, 2021; Ибн Хиббан, 6512, 6513)

Читайте также:  Какой хлеб можно кушать кормящей

Что касается этого дуа Пророка ﷺ за того, кто принимал пищу левой рукой, то этот человек был нечестивцем, который отверг повеление Посланника Аллаха ﷺ из гордости и высокомерия. Пророк ﷺ совершил за него такое дуа, ибо он противоречил общему шариатскому решению и отказался подчиниться из-за своего высокомерия.

Тем не менее, принятие пищи правой рукой является важной сунной, на которую не раз указывал Пророк ﷺ, а использование левой руки для этого крайне нежелательно, ибо на это также указывает множество хадисов.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

لِيَأْكُلْ أَحَدُكُمْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ، وَلْيَأْخُذْ بِيَمِينِهِ، وَلْيُعْطِ بِيَمِينِهِ، فَإِنَّ الشَّيْطَانَ يَأْكُلُ بِشِمَالِهِ، وَيَشْرَبُ بِشِمَالِهِ، وَيُعْطِي بِشِمَالِهِ، وَيَأْخُذُ بِشِمَالِهِ

«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, подносит питьё ко рту правой рукой, берёт правой рукой и даёт правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, подносит питьё ко рту левой рукой, берёт левой рукой и даёт левой рукой». (Ибн Маджах, 3266)

Также от Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَأْكُلْ بِيَمِينِهِ وإذا شَربَ فَلْيَشْرَبْ بِيَمِينِهِ فإنَّ الشَّيْطانَ يَأكُلُ بِشِمالِهِ وَيَشْرَبُ بِشِمالِهِ

«Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, а когда будет пить, пусть подносит питьё ко рту правой рукой, ибо, поистине, шайтан ест левой рукой, и подносит питьё ко рту левой рукой». (Муслим, 2020; Абу Дауд, 3776)

Во всех этих хадисах делается акцент на необходимости есть правой рукой, что относится к адабам принятия пищи. Важность этого момента ясно прослеживается в содержании этих хадисов.

Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что использование правой руки во время принятия пищи является сунной Посланника Аллаха ﷺ, к которой он относился с особым вниманием. А мы должны стараться следовать всем указаниям нашего Пророка ﷺ и, следовательно, всегда стараться есть правой рукой.

Муслим Абдулаев

Источник

Правая и левая сторона в исламе

Одежду желательно надевать с правой стороны, а снимать — с левой.

В исламе особое внимание уделяется правой и левой стороне человеческого тела. При совершении «чистых» дел (еда, питьё, одевание) предпочтение отдаётся правой руке (стороне), а при совершении «грязных» дел (подмывание, отсмаркивание, раздевание) предпочтение отдаётся левой руке (стороне).

Правая сторона[править | править код]

Принимать пищу желательно правой рукой.

Арабское слово ямин в буквальном смысле означает «правую руку», но часто используется в переносном смысле «клятвы», «присяги», «завета» и «соглашения». Слово ямин употребляется в отношении клятвы по причине того, что при заключении договора в арабском обществе было принято обхватывать правые руки[1].

В жизнедеятельности человека правая рука часто символизирует власть и способность инициировать действия. Слово ямин может означать «счастье» и «процветание». Термин ямин в отношении руки («правая рука») охватывает широкий семантический диапазон: власть, помощь, прочность, достаточность, способность действовать и так далее. Правая сторона может иметь и культовое значение[1].

Желательные действия[править | править код]

Согласно преданию, пророк Мухаммед использовал правую руку при еде[2], питье, совершении омовения (вуду), одевание и т. д., а левую руку — для подмывания и других, «причиняющих неудобства дел». Мусульманам желательно начинать с правой стороны такие действия, как: надевание одежды, вход в мечеть, стрижка ногтей и усов, расчесывание волос, бритье подмышек, отдача приветствия после совершения молитвы, выход из туалета, рукопожатие, прикосновение к Чёрному камню и так далее[3]. Вход в туалет, выход из мечети, отсмаркивание, подмывание (истинджа), снятие одежды и обуви, желательно осуществлять левой рукой или с левой стороны (ноги)[4].

Мусульманам также желательно брать и давать вещи правой рукой, а ложась спать, укладываться на правый бок. В туалет, ванную комнату, места, где заключают процентные сделки, есть спиртное, звучит музыка, желательно заходить с левой ноги, а выходить с правой ноги[5].

По словам одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, Умара ибн аль-Хаттаба, «шайтан ест своей левой рукой и пьёт ею». Ислам разрешает использовать левую руку, если существуют какие-либо препятствия для правой (например, болезнь или травма)[3]. При таких действиях, например, как при письме, левшам разрешается использовать левую руку[4].

Книга деяний[править | править код]

Согласно исламской эсхатологии, всем людям в День суда будут вручены книги с их деяниями. Праведники, веровавшие в Аллаха, служившие ему и совершавшие благие деяния, получат Книгу деяний с правой стороны[6]. Этих людей называют асхаб аль-ямин или асхаб аль-маймана[7].

Грешникам и неверующим в День суда подадут книгу их деяний с левой стороны[8]. Этих людей называют асхаб аш-шимал или асхаб аль-машама[9].

Согласно преданию, каждого человека сопровождают два ангела, один из которых находится по правую сторону от человека (Ракиб), а другой — по левую (Атид). Ангел, находящийся с правой стороны, записывает добрые дела человека, а ангел, находящийся с левой стороны, записывает его грехи[5].

Читайте также:  Что можно кушать при гастрите и язвенной болезни

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8.
  • Yamīn // Encyclopaedia of Islam. : [англ.]. — Leiden : E. J. Brill, 2002. — Т. 11. — P. 280.
  • Isaac Hasson. Left Hand and Right Hand // Encyclopaedia of the Qurʾān / General Editor: Jane Dammen McAuliffe. — Georgetown University, Washington DC. Brill Online.

Ссылки[править | править код]

  • Следуем Сунне: начинайте все дела с правой стороны. Ислам Сегодня (14 ноября 2014). Дата обращения: 1 июня 2015.
  • Важность применения правой руки в повседневной жизни (недоступная ссылка). annisa-today.ru (23 декабря 2014). Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано 14 июня 2015 года.

Источник

Почему мусульмане никогда не берут пищу левой рукой

Следуя священным преданиям с примерами жизни Пророка Мухаммада (суннам), каждый мусульманин должен придерживаться определенных правил при использовании левой руки. Для каких дел ислам не рекомендует использовать левую руку и почему?

Чистая и грязная

В исламе левая и правая сторона тела четко разграничены. Ямин, что в переводе с арабского буквально означает «правая рука», — «чистая» и богоугодная, противопоставляется левой руке — «грязной» и пригодной лишь для выполнения «причиняющих неудобства дел».

Считается, что Аллах Всевышний возвышает всю правую часть человеческого тела, оставляя в Раю только «асхабуль-йамин» — правоверных, тех, кто занял «правую сторону». Почитание правой стороны основано на упоминаниях в Коране двух ангелов. Сидящий на правом плече Ракиб записывает благие поступки и богоугодные дела. Сидящий на левом Атид — плохие. Согласно исламской эсхатологии, каждый мусульманин после смерти получит Книгу собственных деяний. Праведникам (или асхаб аш-шимал) ее вложат в правую руку, и они попадут в Рай. Неверующие и грешники получат Книгу в левую руку и отправятся в Ад.

Есть и пить

Ислам четко регламентирует, в каких ситуациях следует использовать исключительно левую руку. Пророк Мухаммад наставлял, чтобы правоверные «ни в коем случае» не ели и не пили своей левой рукой. По словам ближайшего сподвижника Пророка, второго Праведного халифа и выдающегося государственного деятеля Умара ибн аль-Хаттаба, левой рукой ел и пил шайтан. Таким образом, используя левую руку не по назначению, верующий уподобляется злому духу и сбивается с истинного пути.

У мусульман не принято брать хлеб и другую пищу, держать пиалу или бокал с напитком левой рукой. Для этого используются три пальца правой. Мусульмане кушают руками, но если под влиянием чужих традиций мусульманская семья сервирует стол столовыми приборами, то их стараются не держать в левой руке.

Интересно, что сон после трапезы считается вредным, но не воспрещается слегка передохнуть. Расположившись полулежа, следует закинуть правую ногу на левую, но не наоборот.

К слову, управление по делам религии в Турции опубликовало официальное фетуа (решение, основанное на принципах ислама и прецедентах юрпрактики мусульман), в котором верующим не рекомендовано использовать во время трапезы левую руку.

Молитва

Во время действий, так или иначе связанных с молитвой, мусульмане также стараются не использовать левую руку. Открывать дверь мечети нужно правой рукой, а входить — с правой ноги, что подтверждает благие намерения входящего. И наоборот — выходить из мечети с левой ноги и открывать дверь перед выходом — левой рукой.

Перед молитвой мусульмане совершают ритуальное омовение. Если непосредственно в мечети выполняется тахарат (малое омовение), то до прихода на молитву в бане или душе — гусель (полное омовение). Процедуры можно проводить с использованием обеих рук. Исключение — высмаркивание, для которого предназначена только левая. Омовение обязательно начинают с правой (более достойной) стороны и заканчивают левой.

Нельзя начинать таслим (поворот головы) после намаза с левой стороны и прикасаться левой рукой к Черному Камню — одной из главных реликвий мусульман, которая прибыла из Рая вместе с пророком Адамом.

В семантике ямина (правой руки) заложено значение «помощь», поэтому подавать милостыню (садаку) мусульманин также стремится правой рукой, при этом и просящий не должен использовать для взятия подаяния левую руку.

Одевание и гигиена

Согласно адабу (предписанным нормам шариата), мусульманин обязан начинать одевание с правой стороны. Нельзя надеть пиджак сначала на левую руку и плечо, а затем — на правое. Аль-Альбани считал этот хадис достоверным, напоминая в своем трактате «Сахих аль-Джами», что именно с правой стороны начинал одеваться пророк Мухаммад.

Отдельный адаб посвящен правилам поведения в туалете и при проведении гигиенических процедур. И здесь как раз левая рука чрезвычайно пригождается, ведь только с ее помощью можно правильно справить нужду и выполнить истинджу (подмывание). И, кстати, заходить в отхожее место нужно тоже с левой ноги. Интересно, что с нее же нужно входить в банк (любое место, где даются деньги под проценты) или ресторан (туда, где подают спиртное и звучит музыка).

Читайте также:  Йога когда можно кушать

Нельзя левой рукой подстригать бороду, расчесывать или выщипывать волосы, стричь ногти, брить голову, причем бритье головы обязательно начинать справа, как делал Пророк.

Здороваться и присягать

Запрет на использование левой руки во время приветствия имеет древнюю историю и глубокий смысл. Именно правой рукой удерживалась рукоятка меча, а протягивая пустую ладонь при встрече, человек демонстрирует благие намерения и отсутствие угрозы. Впрочем, подобная трактовка характерна не только для ислама.

Автор книги о жизни Пророка Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури напоминает, что для рукопожатия на основании известных сунн лучше использовать правую руку, которой благоверные присягали Мухаммаду. В сборнике Амра бин аль-Аса, в частности, приведены следующие слова: «Протяни (Пророку) правую руку, и я присягну тебе». При этом правильным будет использование только одной руки, то есть мусульманин не должен закреплять рукопожатие правой рукой, накладывая на нее кисть левой. Причины приветствия правой рукой вполне прозрачны: нельзя желать добра и процветания той рукой, которой удаляются нечистоты.

Зная о подобных правилах, сложно избежать логичного вопроса: «А как быть, если правая рука отсутствует или человек-левша?». Исламский богослов Мухйиддиин Ан-Навави разъяснял, что запрет на прием пищи или выполнение богоугодных действий левой рукой действует до тех пор, пока исполнению правила ничто не препятствует, например, болезнь или травма.

Источник

Грех ли кушать левой рукой?

Вопрос: Я с детства привык кушать левой рукой, точнее — обеими руками и не обращать внимания на то, какой рукой я кушаю. А теперь узнаю, что оказывается левой рукой кушать нельзя. Но я уже привык так питаться и никак не могу перестроиться… Скажите, пожалуйста, действительно ли грех кушать левой рукой?

Ответ:

К сожалению, многие не придают значения тому, какой именно рукой они едят, в то время как это очень важно с точки зрения Ислама. Согласно мнению некоторых учёных-богословов, кушать левой рукой — запретно (харам), другие остановились на мнении, что это порицаемо (макрух).

Доводом к таким утверждениям служат изречения Пророка Мухаммада ﷺ.

В частности, Посланник Господа ﷺ призывает употреблять пищу правой рукой: «Когда кто-нибудь из вас будет есть, пусть ест правой рукой, и когда кто-нибудь из вас будет пить, пусть делает это с помощью правой руки, ибо шайтан ест левой рукой и пьёт с помощью левой руки» (имам Муслим).

Кушает

Также Умар бин Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) сообщает:

كُنْتُ غُلَامًا فِي حِجْرِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَكَانَتْ يَدِي تَطِيشُ فِي الصَّحْفَةِ فَقَالَ لِي يَا غُلَامُ سَمِّ اللَّهَ وَكُلْ بِيَمِينِكَ وَكُلْ مِمَّا يَلِيكَ

«Когда я был в доме Посланника Господа ﷺ, ещё будучи юнцом, я безрассудно хватал с подноса, тогда Пророк ﷺ повелел: «Юноша, помяни Всевышнего, ешь правой рукой и из того, что перед тобой»» (Ибн Маджа).

В хадисах также содержится призыв не употреблять пищу левой рукой: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест своей левой рукой и не пьёт ею, ибо, поистине, шайтан ест своей левой рукой, и пьёт ею» (имам Муслим).

«Когда кто-либо из вас будет есть, то пусть не ест левой рукой, и когда будет пить, пусть не пьёт левой рукой, и когда будет брать, пусть не берёт левой рукой, и когда будет давать, не даёт левой рукой» (имам Ахмад).

Принимает пищу

Подобных изречений Пророк ﷺ достаточное количество. Основываясь на них, исламские правоведы вынесли решение о необходимости употребления пищи и питья правой рукой и нежелательности применения для этих целей левой руки. В то же время такие учёные, как Ибну Хазм, Ибну Абдиль-Барр, а также Таджуддин ас-Субки, Такиюддин ас-Субки, придерживаются мнения, что употребление еды и питья левой рукой равносильно греху.

Здесь следует отметить, что во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот следует правой. Если же по какой-либо причине нет возможности кушать и пить правой рукой (инвалидность, наложен гипс из-за перелома и т.п.), тогда использовать для этих целей левую руку не порицается.

В призыве к тому, кто привык кушать левой рукой, отказаться от этого и начать употреблять пищу и питьё только правой рукой, не содержится ничего невозможного, не накладывает на человека тяжкого бремени. Для того чтобы отвыкнуть от использования левой руки во время еды, необходимо лишь приложить немного усилий. Так давайте же приложим их и начнём соблюдать сунну Посланника Всевышнего ﷺ — кушать и пить правой рукой, а не уподобившись шайтану — левой.

Да поможет нам в этом Всемогущий Господь! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com

Источник