Каких можно кушать животных в исламе

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

Автор:

МУХАММАД ИБН АДАМ АЛЬ-КАВСАРИ

Муфтий, Даруль-Ифта, Лестер (Великобритания)

Источник:

ДАРУЛЬФИКР.РУ

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том.

Ислам — это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких — запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289-291; Бадаи ас-Санаи, 5/35-39; Радд аль-Мухтар, 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб — халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но, если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например, от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или ее выбросило волной на берег, и т. п., такая рыба — халяль. Всевышний Аллах говорит:

«Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (Сура «Аль-Маида», аят 3).



В приведенном выше аяте Всевышний Аллах запретил мясо мертвечины, на разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на ее дозволенность явно указал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено (Дарс Тирмизи, 1/280).

Насчет употребления в пищу мяса рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самак ат-тафи), саййидуна Джабир ибн Абдулла, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Саййидуна Али, да будет доволен им Аллах, запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) (Бадаи ас-Санаи, 5/36, Аль-Ихтияр. ).


В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забития животных Шариату. Но, если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самак ат-тафи), такую рыбу запрещено (харам) есть.


3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу, например, шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит:

«… (Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (Сура «Аль-Ар’аф», аят 157).

Живые существа, в которых нет крови (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.

Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явно указал на ее дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.

Читайте также:  Что можно кушать 2 летнему ребенку при

Кроме того, Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил:

«Я участвовал вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в шести или семи битвах, и мы вместе ели ее (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.



6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле) разрешены (халяль) для употребления в пищу, например, верблюд, корова, козел, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдет позже. Исключение из данной категории животных составляет осел — его мясо запрещено употреблять в пищу. Всевышний Аллах говорит:

«Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо — для питания» (Сура «Ан-Нахль», аят 5).

«Аллах — Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (Сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

Относительно мяса осла и мула, Всевышний Аллах говорит:

«Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (Сура «Ан-Нахль», аят 8).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах cказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина). Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний Аллах, без сомнения, указал бы на это.


Более того, саййидуна Абдулла ибн Умар, да будет милостив к нему Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).


Саййидуна Абу Таляба, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, 4/89, Сунан Абу Дауд, № 3790, Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины (Радд аль-Мухтар).


Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934).


Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

Читайте также:  Продукты которые можно кушать при обострении поджелудочной железы

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я видел, как Посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).


10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу — макрух. Но, если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено (Радд аль-Мухтар, 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано:

Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, — нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах (Аль-Фатава аль-Хиндия, 5/289).

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых — халяль:

  1. Верблюд;
  2. козел;
  3. баран;
  4. буйвол;
  5. олень;
  6. кролик;
  7. корова;
  8. дикий осел (Запрет в хадисе распространяется только на домашних ослов);
  9. рыба (Любая, включая креветок, если следовать мнению, что они относятся к рыбе; есть также мнение, что креветки запрещены, так как не входят в семейство рыб);
  10. антилопа/газель;
  11. утка;
  12. цапля (Серая или белая болотная птица с длинной шеей, длинными ногами и (как правило) длинным клювом);
  13. соловей;
  14. перепел;
  15. попугай;
  16. турач;
  17. саранча;
  18. куропатка (Южно-американская охотничье-промысловая птица с массивным телом и маленькими крыльями);
  19. жаворонок;
  20. воробей;
  21. гусь;
  22. страус;
  23. голубь;
  24. дикий голубь;
  25. аист;
  26. петух;
  27. курица;
  28. павлин;
  29. скворец;
  30. удод (Любая из нескольких видов европейских хохлатых птиц с тонким загибающимся вниз клювом, известная в арабском языке как «худуд» — птица, которую отправил саййидуна Сулейман, мир ему).

Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

  1. Волк;
  2. гиена;
  3. кошка;
  4. обезьяна;
  5. скорпион;
  6. леопард;
  7. тигр;
  8. гепард;
  9. лев;
  10. тушканчик;
  11. медведь;
  12. свинья;
  13. белка;
  14. ёж;
  15. змея;
  16. черепаха;
  17. собака;
  18. краб;
  19. шакал;
  20. осел (домашний);
  21. ящерица (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу ящериц; хадис об этом приводит Имам Абу Дауд в сборнике «Сунан» от Абдуррахмана ибн Шибля);
  22. лиса;
  23. крокодил;
  24. горностай/ласка;
  25. слон (Радд аль-Мухтар, 6/306);
  26. сокол;
  27. ястреб;
  28. коршун;
  29. летучая мышь;
  30. гриф;
  31. мышь;
  32. крыса;
  33. все насекомые (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

Источник

Вера и Ислам | МЯСО КАКИХ ЖИВОТНЫХ МОЖНО ЕСТЬ, А КАКИХ НЕТ

Вопрос: перечислите каких животных можно, а каких нельзя употреблять в пищу.

Ответ: об употреблении диких зверей, в хадиси шарифе было сказано:

«Не употребляются в пище животные, у которых есть клыки и птицы, которые добывают себе пищу с использованием когтей» (Муслим)

Сухопутные животные, мясо которых не употребляют:

Хищные звери, как свинья, волк, медведь, тигр, барс, леопард, панда, пантера, гепард, ягуар, пума, белка, соболь, куница, скунс, горилла, типы обезьян (шимпанзе, бабуин, гибон, орангутанг), гиена, слон, собака, кошка, бобер, барсук, рысь, шакал, лиса, хорек, которые добывают добычу клыками. (в мазхабе Шафии, можно есть лису, гиену, соболя, белку, хорька)

Сухопутные животные, мясо которых можно употреблять:

Жираф, кенгуру, заяц. Дикие виды крупного и мелкого домашнего скота, тоже пригодны к употреблению. Например, буффало, бизон, дикие коровы. Лама, это дикий вид верблюда. Они пригодны к употреблению. Дикие виды коз, например, такие как олень, газель, антилопа, пригодны к употреблению. Домашняя лошадь, танзихан макрух. Пони, подвид лошади. Конина в Шафии и Ханафи относится к халялу, в Малики — харам. Можно есть диких лошадей. Не едят домашних ослов. Зебра, которую причисляют к диким ослам, пригодны к употреблению.

Птица, которую нельзя употреблять в пищу:

Птицы, которые охотятся с помощью когтей и питающиеся падалью, такие как: коршун, орел, пустельга, ворон, гриф, падаль ворона, летучая мышь, ястреб, сокол, чайка, аист, фламинго, белая цапля, есть нельзя.

Мелкие звери и насекомые, которые нельзя есть:

Животные и насекомые, которые живут в земляных норах, такие как: мыши, скорпионы, змеи, ящерицы, крокодилы, клещи, саламандры, лягушки, черепахи, улитки, пчелы, комары, мухи, моль, ежи, клопы, вши, блохи, есть нельзя (в Шафии и Малики можно есть ежей и ящериц)

Читайте также:  Можно ли кушать ананасы на ночь

Птица, которую можно употреблять в пищу:

Можно есть птицу, которая не вызывает отвращения, не питается падалью, не добывает пищу с помощью когтей.

Пригодны к употреблению в пищу такие птицы как: сорока, голубь, соловей, канарейка, волнистый попугайчик, куропатка, фазан, тетерев, голубь, перепел, грач, павлин, ласточка, попугай, журавль, щегол, кустарник, зяблик, воробьи и скворцы. Употреблять мясо удода — макрух (чайку в Ханафи и Ханбали не едят; в Малики едят чайку и цаплю; в Шафии нельзя есть ласточек, павлинов, удода, попугаев. Не едят такие морские птицы как чайка и цапля)

Дикие виды домашней птицы, такие как дрозд, дикие утки, дикие гуси, лебеди, можно есть. Страус, который считается дикой индейкой, пригодна в пищу.

МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ:

Во всех мазхабах, кроме Ханафи, употребляют все виды морского животного. В ханафи, в пищу не употребляют ни один вид морского животного и моллюска, не относящиеся к рыбе, такие обитатели моря, как осьминог, кальмар, каракатица, морской конек, морж, медуза, морской котик, крабы, мидии, моллюски, омары, раки, креветки, морская улитка. Едят лосося, камбалу, дельфина, кита, рыбу-змею, акулу и сомообразных.

ЖИВОТНОЕ, СЪЕВШЕЕ НЕЧИСТОТЫ

Вопрос: можно ли есть животное, съевшее нечистоты?

Ответ: если мясо животного, съевшее навоз или другие нечистоты, имеет запах, то употреблять это в пищу будет макрухом. Если животное выдержали на чистом корме и не осталось неприятного запаха, то употреблять в пищу можно.

Съевших нечистоты, курицу, барана и корову, нельзя тут же резать для употребления. Курицу держат на чистом корме 3 дня, барана — 4, а корову и верблюда — 10 дней. В Шафии, верблюда держат на чистом корме 40 дней, корову — 30, барана — 7, курицу — 3 дня.

КАКИЕ ОРГАНЫ НЕ УПОТРЕБЛЯЮТ В ПИЩУ

Вопрос: какие части животного пригодного для употребления не употребляют в пищу?

Ответ: у любого животного, разрешенного для употребления, не едят 7 органов. Это не застывшая кровь, мочеполовые органы, семенники, железы, желчный пузырь, половой орган самок и мочевой пузырь.

УБИТЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Вопрос: можно ли есть животное, убитое без перерезания горла?

Ответ: животное, умерщвленное ножом, ударом в голову или удушением, или же введением лекарственного средства, от удара током, считается мертвечиной. Употреблять в пищу, харам.

ВЫШЕДШЕЕ ИЗ ЖИВОТНОГО

Вопрос: считается ли чистой, взятое из умершего животного сычуг и молоко?

Ответ: сычуг с погибшего ягненка, который питался только от матери, считается чистой. Молоко с умерших животных, таких как овца или корова, считается чистой.

ПРИ ПРИЗНАКАХ ЖИЗНИ

Вопрос: можно ли есть мясо, если перерезать горло животному, не подающему признаки жизни?

Ответ: если животное больное или лишено сознания, и при этом не подает признаков жизни, или же при перерезании горла производит движения, выпускает кровь как у живого животного, то мясо можно употреблять. Потому что, это признаки жизни. Если признаков жизни не было, мясо не употребляют.

СЛЕДОВАНИЕ ДРУГОМУ МАЗХАБУ

Вопрос: можно ли по уважительной причине последовать другому мазхабу, чтобы съесть морских животных?

Ответ: в хадис-и шарифах передается, что различные решения мазхабов, это милость Аллаха. При возникновении уважительной причины и в безвыходных ситуациях, следуют другому мазхабу, и едят животное, которое по-другому мазхабу считается дозволенным к употреблению. Например, мясо ежа, помогает при таких болезнях как экзема, чесотка, псориаз, витилиго и таком недуге как элефантиаз (слоновость), о чем сказано в книге «Хайиат-уль хайван». В мазхабах Ханафи и Ханбали, есть мясо ежа, запрещено. В мазхабах Шафии и Малики — разрешено. Если нет другого дозволенного (мубах) эффективного лекарства, то разрешается последовать одному из этих двух мазхабов и есть мясо ежа. Нужно будет с произнесением: «Бисмилля…» — перерезать горло ежа. При людях, ежи прячут голову. Если опустить в воду — раскрываются. Таким образом легче произвести забой.

Оставшись голодным, не найдя дозволенной по-своему мазхабу еды, можно будет съесть продукты, которые по другим мазхабам считаются дозволенными. Если не найти решения в других мазхабах, разрешается съесть запрещенные (харам) продукты, в том количестве, которое не даст умереть с голоду (Хадика).

УЧИТЫВАТЬ РЕШЕНИЕ ДРУГОГО МАЗХАБА

Вопрос: будет ли лучше, если не есть, то что разрешено в своем мазхабе, а в другом запрещено? К примеру, в Шафии разрешено есть мясо лисы, а в Ханафи — харам. Ведь будет уместно, если Шафииты не станут есть такое мясо?

Ответ: да, брать во внимание решения других мазхабов, является мустахабом, так будет лучше. К примеру, если шафииты не станут есть морских животных, будет лучше.

В Шафии, прикосновение к женщине нарушает омовение. И Ханафитам, которые прикоснулись к женщине, сделать омовение будет мустахабом, так будет лучше. Разрешается и не делать омовение, но соблюдать решения и других мазхабов — это мустахаб.

ИЗНАСИЛОВАННОЕ ЖИВОТНОЕ

Вопрос: можно ли есть мясо изнасилованного животного?

Ответ: подобное действие совершают психически больные люди. Очень мерзкий и большой грех. Животное, которое подверглось такому действию, режут и сжигают. Можно не сжигать и употребить мясо. (Фатава-и Хиндийа, Дурр-уль-мухтар, Саадат-и Абадийа)

Источник