Это можно кушать можно дарить продавать харам что это

Адабы дарения подарка и его запреты

1.Достоинство дарения подарка

 Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте».

                                                                                                                                                                                                        Сахих-аль Бухари

Имамы аль-Бухари и Муслим, да смилуется над ними Аллах, передали хадис о том, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарили шёлковую одежду, и люди были поражены её красотой. Он же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Платок Са да ибн Му аза в Раю лучше этого».

Сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала ‘Урве, да помилует его Аллах Всевышний:
«О сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, (всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев, (и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня2».
(‘Урва сказал):
«Я спросил: “О тётя, что же поддерживало вас?”
Она сказала:
“Финики и вода, однако (помимо этого) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были соседи из числа ансаров, у которых были дойные верблюдицы или овцы,3 и они приносили в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их молоко, а он поил им нас”».

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Сахих аль-Бухари

2.Дарения того , что носить нежелательно.

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к дому своей дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, но не вошёл к ней, и, когда домой вернулся ‘Али, она рассказала ему об этом. ‘Али спросил о (причине этого) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он ответил: “Поистине, я увидел на её дверях вышитую разноцветную занавеску!” Кроме того, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что мне до мира этого!” После этого ‘Али пришёл к (Фатиме) и (обо всём) рассказал ей. Она сказала: “Пусть он велит мне сделать с ней то, что ему угодно”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отошли её такому-то, семья которого испытывает нужду”».

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне полосатую шёлковую1 одежду и я надел её, однако, увидев по его лицу, что он гневается, я разорвал её на куски и отдал своим женщинам2».

3. Преподнесения подарков многобожникам

Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

«(В своё время) ко мне приехала моя мать1, которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была многобожницей. Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет2, так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” – (на что) он ответил: “Да, тебе (следует делать это)”».

 Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что однажды один человек попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха)  стадо овец, находящееся между двумя горами. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнил его просьбу, подарив ему все стадо целиком. Этот человек вернулся к своему народу и воззвал к ним: «О, люди! Принимайте Ислам! Клянусь Аллахом, Мухаммад раздаёт богатства, как человек, который не боится обнищать». Анас сказал: «Человек хотел принять Ислам, желая всего лишь мирские блага, а когда он принимал Ислам, религия становилась для него важнее, чем этот мир со всеми благами».

4.  Подарок флакон духов женщине

: «Разрешается ли подарить флакон духов женщине, зная, что она нанесет их перед выходом на улицу? Будет ли грех на той, кто преподнесет подарок?»

Ответ:

Вся хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы подарить духи женщине, так как это проявление любви и дружелюбия и дающая подарок получит за это награду.
Если женщина, которой подарили духи, использует их запретным способом, то в таком случае грех будет на ней.

Но если дающая подарок знает,что той, которой она их собирается подарить, будет использовать духи перед выходом на рынок, то не разрешено ей дарить их, потому что это является помощью в совершении греха.Всевышний говорит( интерпретация смысла): «но не помогайте друг другу в грехе и вражде.»[аль-Маида, 5:2] Конец цитаты.

Маджму’ Фатауа Ибн Бааз (20/62).( «مجموع فتاوى ابن باز″ (20/62)

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

5. Дарить подарки неверным в их праздники

Сказал Абу Хафс аль-Кабир, один из ученых ханафитов: «Тот, кто подарил в праздник найруз (один из праздников неверных) яичко неверному возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха, и его дела будут уничтожены»

И сказал аль-Кади Абу аль-Махасин аль-Хасан ибн Мансур аль-Хинки:

«Тот, кто купил в этот день, что то из того что не покупал обычно, или подарил в этот день подарок кому-то другому человеку, и хотел этим возвеличивания этого дня, так же как его возвеличивают неверные, то он стал неверным. Если же он хотел этой покупкой просто наслаждения, и развлечения, а подарком проявление хорошего отношения как это обычно принято, то это не будет неверием, однако это будет нежелательным, по причине нежелательности уподобления неверным, и нужно в этом случае остерегаться этого»  (См. Аун ль Ма’буд 3341)

Сказал Ибн Хаджар, комментируя этот хадис: «Извлечено из этого хадиса доказательство на нежелательность веселья во время праздников неверных и уподобление им. И шейх Абу Хафс аль-Кабир ан-Насафи из ханафитских ученых преувеличил и сказал, что тот, кто подарил в праздник яичко многобожнику возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха.»  См. «Фатхуль –Бари», 2442

6.Дарить взамен подарку.

Считается желательным (мустахаб), чтоб человек, получивший подарок, ответил на него, дав взамен что-нибудь равное или лучше. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь сделает тебе добро, ответь ему тем же, и если у тебя нет ничего, чтобы дать ему, тогда делай дуа за него (и продолжай делать), пока ты не будешь думать, что сделал достаточно» Передано Абу Даудом и ан-Насааи.

7.Прием подарка

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Умм Хуфайд, тётка Ибн ‘Аббаса, да будет доволен всеми ими Аллах, прислала в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сушёный творог, топлёное масло и песчаных ящериц, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел творога и масла, но не притронулся к ящерицам (, так как не любил их).
Ибн ‘Аббас сказал:
«(Однако другие) ели их за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы (употреблять ящериц в пищу) было запретно, то их бы не ели за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили какую-нибудь еду, он всегда спрашивал: “Это подарок или садака?” — и если ему говорили, что это садака, он говорил своим сподвижникам: “Ешьте”, а сам не ел. Если же ему говорили, что это подарок, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сразу же протягивал руку и ел вместе с ними».

Читайте также:  При гастрите можно кушать манку

8.Прием подарка с охоты

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) мы вспугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс (этого) зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его задние ноги, а он принял это».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):
«…а он отведал его».

9.Принимать скромные подарки.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу1, я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)».

10.Прием подарка от многобожника.

Допустимо ли для мусульманина принять подарок от своего брата,который является кафиром или мушриком, или нет?

Ответ

Вся хвала Аллаху.
Мусульманину разрешается принимать подарок от своего брата, если он является кафиром или мушриком, так как это может способоствовать смягчению его сердца и Аллаx введет его в Ислам,  ИншАллах.
И  у Аллаха мы берем силы.
Фатва аль-Ладжна аль-Даима, 16/183

Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды, когда) мы в количестве ста тридцати человек находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Есть ли у кого-нибудь из вас еда?” — и оказалось, что у какого-то человека есть около одного са‘ (муки), из которой было замешено тесто. А потом очень высокий человек с растрёпанными волосами из числа многобожников пришёл (к нам) и привёл с собой овец. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (его): “(Ты) продаёшь (их нам) или даришь?” Он ответил: “Не (дарю), а продаю”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) купил у него одну овцу, которая была забита и разделана, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел зажарить её потроха. И, клянусь Аллахом, среди этих ста тридцати человек не осталось ни одного, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрезал бы куска от этих потрохов, давая его каждому присутствовавшему и откладывая (кусок) для отсутствовавшего. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил (её мясо) на два больших блюда, и все люди наелись досыта, после чего на этих блюдах ещё осталось (мясо) и мы погрузили это на верблюда».

11. Принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством

Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством?»
Он ответил: «Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): «За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.»
Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы.

Относительно принятиея того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других.
Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом.

Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены).
Лигаат аль Бааб ил Мафтух, 2, 1:76

12.О том какие подарки не следует отвергать.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отвергал благовоний (, которые ему дарили люди).

13. Об отвратительности дарения неравноценных подарков своим детям

 Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха1 сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок».

14.Равномерное расходавние  подарков и прочего.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

15. Принятия подарков, связанных с праздниками неверующих.

 Среди ученых было разногласие в отношении принятия подарков, связанных с праздниками неверующих. Одни ученые запретили это, считая, что это проявление довольства праздником неверующих.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то подарил мусульманам подарок в дни этих праздников, противореча обычному положению дел – обычно он не давал подарки, кроме как в эти дни, то этот подарок не принимается. Особенно если этот подарок был из того, что уподобляет им самим, как например свечи и пр. в день рождения, или яйца, молоко и овчинное мясо, которое они раздают в день пятницы в конце своего поста. Точно также никто из мусульман не дарит никому подарков из-за этого праздника, тем более, если это из того что уподобляет неверующим как было упомянуто” [См. «Икътида ас-сырат», 1/227]

Другие же учение сочли это дозволенным, если будут соблюдаться принципы непричастности к неверующим, и они будут осознавать непричастность мусульман к ним и их празднику, а принятие подарка – не даст им повода считать, что мусульманин согласен с ними или не против их праздника. При таких условиях часть ученых разрешила это.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ученые разногласили в отношении принятия от неверующих их подарков, связанных с их праздниками. Некоторые ученые сказали, что не дозволено принимать их подарки в их праздники, потому что это проявление довольства тем, что они совершают. Другие же ученые сказали, что в этом нет проблем. В любом случае, если не будет запретных шариатом элементов, как например если ты примешь подарок, то он сочтет это за  одобрение  праздника с твоей стороны – если этого нет, то нет проблем в принятии, а если есть – то лучше оставить” [См. «Маджму’уль фатауа», 3/13]

Читайте также:  Можно ли кушать сало при кормлении

16. О запрете забирать преподнесенный подарок

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, которого тошнит, после чего он возвращается к своей блевотине (и поедает её)».

  Позволительно отцу  забрать назад подарок сына.

Это позволительно, если служит вескому интересу, и если сын способен это вернуть, потому что Пророк (Салл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: ”Не дозволено мусульманину дарить подарок, а затем его забирать, кроме в случае подарка, сделанного отцом своему сыну”. (Передали Имам Ахмад, Абу Дауд, аль-Тирмизи, ал-Насаа’и и Ибн Маджаh. Классифицировали как сахиих аль-Тирмизи, Ибн Хиббаан и аль-Хааким).

Маджмуу’ Фатаауа уа Макалат Мутнауи’аh ли Самахат аль-Шейх аль-’Алламаh ’Абд аль-’Азииз ибн ’Абд-Аллаах ибн Бааз (Рахима-хуллаах), том 9, стр. 300

                                                                                                                                          Подготовил Ахмад Муслим

Источник

Некоторые запреты Шариата в торговле

Уважаемые братья и сёстры! Известно, что взаимоотношения людей друг с другом могут включать элементы несправедливости, которые навлекут на неправого человека гнев Всевышнего Аллаха. Таковыми являются любые действия, совершаемые с целью нанесения вреда другим людям. Они подразделяются на те, что наносят общий вред, и на те, что наносят вред только тем людям, с которыми человек имеет дело непосредственно. Перечислим некоторые из подобных действий, ибо во взаимоотношениях с людьми нам необходимо избегать несправедливости и придерживаться искренности.

Обвешивание, обмеривание

Сегодня одним из самых распространённых среди торговцев пороком является обвешивание, обмеривание. Например, на заправках не доливают горючее топливо, т. е. убавляя другим, прибавляют себе. Это является тягчайшим грехом и насилием, которые запрещены Кораном и хадисами. По этому поводу Всевышний Аллах в Своём Священном Коране говорит:

وَيْلٌ لِلْمُطَفِّفِينَ الَّذِينَ إِذَا اكْتَالُوا عَلَى النَّاسِ يَسْتَوْفُونَ وَإِذَا كَالُوهُمْ أَوْ وَزَنُوهُمْ يُخْسِرُونَ أَلاَ يَظُنُّ أُولَئِكَ أَنَّهُمْ مَبْعُوثُونَ لِيَوْمٍ عَظِيمٍ يَوْمَ يَقُومُ النَّاسُ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ المطففين، 1 – 6

Смысл: «Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят для допроса в великий День Суда?!» (сура «Аль-Мутаффифина», аяты 1–6).

Великий день, о котором повествует Коран, является тем днём, когда люди будут пребывать в невыносимой тесноте, испытывая сильный голод, жажду и страх, когда солнце будет приближено, и люди будут утопать в собственном поту. Это день, когда люди, будучи не в состоянии терпеть мучения, будут кричать, чтобы их поскорее отправили хотя бы в Ад.

Необходимо отвешивать и отмеривать для других так, как хотелось бы, чтобы другие делали это для вас. А достичь этого можно, правильно регулируя весы и немного прибавляя, когда продаёте, и уменьшая, когда покупаете, поскольку добиться абсолютной точности невозможно.

Торговля краденым товаром

Нужно также отметить, что в Исламе строго запрещено заниматься куплей и продажей краденого товара. Если человек знает, что данный товар является краденым, отобранным насильно или добытым обманом и недозволенными путями, его нельзя покупать и продавать. Все участники таких торговых отношений впадают в грех и несут ответственность за свои поступки. Нельзя забывать о том, что мы в ответе за каждое наше деяние, за каждый шаг и за каждый миг.

Нет необходимости расспрашивать продавца, откуда и как приобретён товар, но если за товар просят подозрительно низкую цену, то покупатель обязан узнать о причине этого, чтобы не впасть в грех, ибо обычно так продают краденый товар. Если выяснится, что данный товар украден, то нельзя ни продавать, ни покупать его. Малое богатство, заработанное обвешиванием и обманом покупателей, никогда не окупит те огромные беды, которые Аллах насылает на человека в этом и в потустороннем мире в виде наказания. Всевышний Аллах во времена Пророка Шу‘айба (мир ему) погубил целый народ, среди которого было принято обвешивать и обманывать людей при торговле. Одна чужая копейка может стоить на том свете миллиарды рублей. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказано: «Недовешивать товар хоть на малую долю – запретно». Торговцы, обвешивающие людей, обманывают тысячи человек, что является особо тяжким грехом. Если даже такие торговцы, сожалея о содеянном, захотят попросить у покупателей прощения, то это будет невозможно, так как сложно найти их! На это также необходимо обратить особое внимание.

Скрытие недостатков товара

Ещё одним распространённым в наше время обманом в торговле является скрытие дефектов товара: обувь, одежду, фрукты, овощи выставляют лучшей стороной кверху, а испорченную сторону товара, его недостатки скрывают. Продают бензин, перемешав его с этилом, соляркой, сбывают фальшивые купюры и т. п. На запретность подобного обмана указывает хадис, в котором говорится, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) протянул руку за хлебом, собираясь купить его. Хлеб оказался сырым снизу. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил об этом у продавца, и тот ответил, что хлеб промок из-за дождя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему же тогда не кладёшь хлеб промокшей стороной кверху?» Затем он сказал:

مَنْ غشَّنَا فَلَيْسَ مِنَّا رواه مسلم

Смысл: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (имам Муслим).

Хадис гласит: «Если человек продаст что-либо, скрыв его недостатки, изъяны, то он будет находиться под гневом Всевышнего Аллаха, и ангелы будут постоянно проклинать его» (имам Ибн Маджа). Кроме того, об обязательности проявления искренности, что должно находить своё выражение в указании на недостатки товара, свидетельствует и следующее сообщение. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял с Джарира (да будет доволен им Аллах) клятву на верность Исламу и тот уже собирался уходить, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) потянул его за одежду и поставил условие относительно проявления искренности по отношению к каждому мусульманину. После этого Джарир (да будет доволен им Аллах) всегда указывал покупателю на недостатки продаваемого товара, а потом предлагал ему решить: «Если хочешь, бери, а если хочешь, оставь». Когда же ему говорили: «Если ты и дальше будешь поступать так, то торговля у тебя не пойдёт!», – он отвечал: «Поистине, поклялись мы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что будем проявлять искренность по отношению к каждому мусульманину!»

Следовательно, если у товара есть какие-либо недостатки, об этом необходимо рассказать честно. Это человек сможет сделать, если будет осознавать, что сбыт товара, недостатки которого он скроет, не увеличит, а уменьшит его удел и лишает его благ, ибо Аллах может уничтожить собранное им обманным путём в мгновение ока. Также он обязательно должен быть убеждён в том, что прибыль и богатство мира вечного лучше прибыли мира дольнего и что мирские блага могут приносить пользу, пока человек жив. Он должен осознавать, что смерть может настигнуть его внезапно, и всё его богатство останется другим, а несправедливость и грехи, связанные со стяжанием богатств, остаются на нём, и отвечать за них придётся ему. Поэтому разумный человек предпочтёт только честно заработанное.

Читайте также:  Можно кушать творог кормящей маме в первый месяц

Далее имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!), рассказав о недозволенности скрывать недостатки товара, пишет: «Мне могут сказать, что если человек станет упоминать о недостатках товара так, как он обязан делать это, то вести торговлю станет невозможно. В ответ я скажу, что это не так, поскольку одним из обязательных условий для торговца является закупка для продажи только хорошего товара, которым он и сам остался бы доволен, что избавило бы его от необходимости прибегать к обману. Человек, привыкший действовать именно так, не станет покупать подпорченный товар, а если такой товар всё же будет время от времени попадать к нему, ему следует указывать на его недостатки покупателю и удовлетвориться соответствующей ценой».

Чрезмерное расхваливание товара

Нельзя (харам) расхваливать товар, приписывая не присущие ему качества, поскольку это является ложью, обманом и несправедливостью, и солгавший когда-нибудь будет опозорен. Особенно недопустима лживая клятва, к которой часто прибегают некоторые люди в наше время. В хадисе сказано:

اَلْيَمِينُ الكَاذِبَةُ منفقة لِلسّلْعَةِ وَمُمَحِّقَةٌ لِلْبَرَكَةِ البخاري ومسلم

Смысл: «Ложная клятва способствует сбыту товара, но и лишает его благодати (бараката)» (имамы Аль-Бухари, Муслим).

Однако можно описать достоинства товара, которыми он обладает, без преувеличения.

Спекуляция

Запрещается заниматься спекуляцией (ихтикаром). Спекуляция означает специальное откладывание продуктов, в которых люди испытывают острую нужду, до тех пор, пока цены не поднимутся, с целью продажи по более высокой цене, или же скупка товара оптом по заниженной цене и складирование его до повышения цен с целью последующей перепродажи. Подобное является проявлением несправедливости по отношению ко всем, а человек, поступающий подобным образом, с точки зрения Шариата достоин порицания. Это относится к тем случаям, когда товара или продуктов питания не хватает, и люди нуждаются в них, а задержка их продажи может принести какой-то вред. Указанием на запретность скупки с целью спекуляции являются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не станет заниматься скупкой никто, кроме грешника» (имам Муслим). В другом хадисе, рассказанном Ибн Асакиром, говорится: «Если кто-либо отложит продовольственный товар до повышения цен на сорок дней, а потом всё это раздаст как милостыню, всё равно милостыня не искупит тот грех, который совершил этот человек».

Использование фальшивых денег

Если кто-нибудь нечаянно дал вам фальшивые деньги, то вам запрещено расплачиваться ими, поскольку это нанесёт вред другому человеку. Ислам запрещает подделку денег, ибо это является обманом. А в хадисе благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (имам Муслим). Поэтому фальшивые деньги следует уничтожить. Если человек осознанно использует фальшивые деньги, расплачивается ими с другими, то, пока эти деньги будут находиться в обороте, ему и тому, кто отдал их ему, будет записываться грех, и они по справедливости Аллаха понесут наказание. Один из праведных предков говорил: «Сбыть один поддельный дирхам хуже, чем украсть сто дирхамов, поскольку кража представляет собой только один грех, который совершается и прекращается». Что же касается сбыта фальшивых денег, то последствия этого действия виновный может ощущать на себе и сто, и двести лет после своей смерти до тех пор, пока этот фальшивый рубль не исчезнет из оборота, а первый сбывший его будет нести ответственность за тот материальный и моральный ущерб, который он нанесёт людям. Блажен тот человек, со смертью которого исчезают и его грехи, и горе тому, кто умрёт, а грехи его продолжают увеличиваться, за них его будут подвергать мучениям. Всевышний Аллах в Своём Священном Коране говорит:

إِنَّا نَحْنُ نُحْيِي الْمَوْتَى وَنَكْتُبُ مَا قَدَّمُوا وَآثَارَهُمْ يس، 12

Смысл: «Поистине, Мы оживим мёртвых и запишем совершённое ими прежде и следы их…» (сура «Йа син», аят 12). Это значит: запишем и то, что стало последствиями их дел, и то, что они совершили раньше.

Отправление своих женщин в торговые поездки

В последнее время распространился такой недостойный и позорный обычай, как отправление женщин для торговли в другие города и даже страны. Женщине запрещено отправляться в путешествие без сопровождающего её махрама (отца, мужа, сына, брата и т. д.). Если женщины не соглашаются оставаться дома, то почему же мужчины не отправляются вместе со своими жёнами, дочерьми, сёстрами, матерями, чтобы сопровождать их?! Почему они остаются дома, отправляя своих женщин в подобные места?! Или же почему не велят им оставаться дома, довольствуясь тем мирским богатством, что у них есть?!

В богословских книгах написано, что человек, который не занят работой и является иждивенцем, не имея на то уважительных с точки зрения Шариата причин, – ничем не отличается от беременной слабой женщины, которую необходимо обеспечить всем нужным, что нет у него доли в мужском деле, согласно словам Всевышнего:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ النساء، 34

Смысл: «Мужья властвуют над жёнами, так как Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они содержат других за счёт своего имущества» (сура «Ан-Ниса’», аят 34).

Скрытие стоимости товара

Торговцу также не дозволяется скрывать стоимость продаваемого им товара. Поэтому если у вас спросят цену, то всегда следует говорить правду о сложившихся на данный момент ценах. Известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал встречать караваны, потому что торговцы могли выкупить у них весь товар и искусственно взвинтить цену. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не встречайте караваны…» (имамы Аль-Бухари, Муслим). Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал оседлому жителю продавать за бедуина. Имеется в виду такой случай: когда бедуин привозит в город продукты питания, желая поскорее их продать, а городской житель говорит ему: «Оставь их мне, а я дождусь, когда цены поднимутся, и назначу высокую цену». Этот порок также очень распространён сегодня в нашем обществе. К примеру, на рынке условия и цены диктует один человек или группа лиц, и даже есть случаи, когда через угрозы не позволяется некоторым продавцам делать скидки. А ведь монополия на цены запретна.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал искусственно взвинчивать цены, то есть подходить к продавцу в присутствии желающего купить его товар и предлагать за этот товар более высокую цену, на самом деле желая не купить его, а только подтолкнуть к этому покупателя. Это тоже является на сегодняшний день для многих обыденным явлением, от которого следует избавиться.

Все эти запреты указывают на то, что недопустимо скрывать сведения о сложившихся на товар ценах ни от продавца, ни от покупателя, как недопустимо и скрывать то, зная о чём, человек не стал бы заключать договор. Подобные действия являются разновидностью обмана, категорически запрещённого в Исламе. Недопустимо, пользуясь невнимательностью и неосведомлённостью хозяина какого-либо товара, утаивать от него то, что его товар подорожал или цены на товар понизились; если же человек поступит так, это будет означать, что он совершает грех и не придерживается справедливости и искренности.

Таким образом, дорогие братья и сёстры, человек, который поймёт, что подобные запретные деяния наносят ущерб его религии и что его религия станет его основным капиталом для торговли в мире вечном, не будет растрачивать свой капитал, приготовленный для бесконечной жизни, ради прибыли, которая будет приносить ему пользу только считанные дни.

Источник