Если есть месячные можно ли кушать все в пост

Пост в Рамадан: женские вопросы

Пост в Рамадан: женские вопросы

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Читайте также:  Двухмесячному ребенку что можно кушать

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)

Источник

Критические дни, регулы и соблюдение поста

Аудио версия настоящей статьи:

Сегодня в ходе беседы разгорелся спор между подругами: я сказала, что дни поста, пропущенные по причине менструации, надо потом восполнить, а они начали утверждать, что этого не нужно делать, ведь пропущенные в такие дни намазы восстанавливать не нужно. Я задумалась и не смогла ответить им достойно. Разъясните. Сафия.

Пропущенные по этой причине намазы не восполняются, они правы, а вот пост восполняется в обязательном порядке. В достоверных хадисах четко сказано, что женщина (девушка) непременно восполняет (после месяца Рамадан) пропущенный из-за начавшихся регул пост, но не совершает пропущенные из-за этого молитвы-намазы [1]. Мнение мусульманских ученых едино, разногласия отсутствуют [2].

Как известно, женщинам во время критических дней нельзя поститься. Но в моем окружении есть несколько женщин, которые продолжают в эти дни поститься! Я не могу переубедить их в том, что они неправы! Объясните, пожалуйста, почему нельзя?

В достоверном хадисе сказано: «Когда начинаются месячные, женщина (девушка) не молится (не совершает молитву-намаз) и не постится» [3]. Не молится она, не совершает молитву-намаз по причине отсутствия ритуальной чистоты, необходимой для совершения намаза. Что же касается поста, то здесь другая ситуация, так как для соблюдения поста нет необходимости иметь ритуальную чистоту [4]. Как ученые первых веков, так и ученые настоящего времени говорили и говорят о том, что несоблюдение поста с момента начала месячных, прерывание его хотя бы питьем стакана воды [5], является особой формой поклонения Господу миров, проявления набожности, и только [6]. То есть таково веление Творца и истинная причина ведома лишь Ему. Поститься с момента очевидного начала менструации и до ее полного завершения запрещено [7].

У меня впервые в этом году получается соблюдать пост беспрерывно, и я очень этому рада. Хотела уточнить, можно ли держать пост во время менструации, если она у меня проходит безболезненно и я хорошо себя чувствую. Гульназ Возможно ли держать пост во время месячных, чтобы потом не восполнять эти дни? Рахима.

Нет, нельзя. На время месячных пост должен быть прерван.

Некоторые говорят, что в период менструации девушкам можно держать пост, а вот женщинам нельзя. Насколько это правда?

Это неправда, чья-то выдумка. В период менструации соблюдение поста запрещено (харам), независимо от возраста и семейного положения [8]. Пропущенные дни восполняются один к одному по завершении Рамадана, в разбивку либо подряд. Молитвы-намазы также не совершаются в период менструации, но их уже девушка или женщина не восполняет.

Если я соблюдаю пост и к концу дня за 2 часа до ифтара у меня началась менструация, но я все же не прервала пост и дождалась времени разговения, засчитывается ли мне этот день или же нужно его восполнить после окончания месяца Рамадан? Э.

Женщины во время регул не соблюдают пост. Но что делать, если менструация началась за несколько часов до ифтара, например за полтора часа до разговения? Нужно ли мне прерывать пост в этот день? Лилия.

Считается ли пост действительным, если после полуденного намаза началась менструация? Тамара.

Если начались регулы, женщина (девушка) обязана прервать пост, хотя бы выпив воды. Пост этого дня нарушен. Греха в этом нет, таково природное положение дел. Ее поклонение Господу миров переходит в форму несоблюдения поста. Проявлять набожность соблюдением поста ей в этот период запрещено [9]. Пропущенные из-за начавшихся регул дни поста восполняются подряд либо в разбивку после месяца Рамадан.

У женщин есть определенные дни, в которые они не держат пост. Пропущенные дни я восполняю после. Но разрешается ли поститься заранее, то есть в месяц Ша’бан, с намерением восполнить те дни, которые окажутся пропущенными в месяц Рамадан? Зарема.

Нет, только после месяца Рамадан.

Следует ли сначала восполнить пост за Рамадан, а потом уже поститься 6 дней в месяце Шавваль?

Многие мусульманские богословы высказали мнение о допустимости следующей формы совмещения: человек намеревается восполнить пропущенный обязательный пост за Рамадан, соблюдая его именно в месяц Шавваль на протяжении шести дней. Тем самым происходит восполнение долгового обязательного поста и приобретение Божественного воздаяния за соблюдение шести дней поста в месяц Шавваль [10]. Напомню слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Кто постился [весь] месяц Рамадан [11], а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней [12] в месяц Шавваль [13], тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» [14].

Что делать женщине во время поста, если у нее климакс [15]? Suhra.

Соблюдать пост.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 253, хадис № 2318, «сахих».

[2] См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 301; ас-Сан’ани М. Субуль ас-салям (таб’а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 238; Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма’ариф, [б. г.]. С. 58.

[3] Хадис от Абу Са’ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 115, хадис № 304; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 2. С. 534, хадис № 304; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 300, хадис № 384; ас-Сан’ани М. Субуль ас-салям (таб’а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 237, хадис № 9/134.

[4] Подробнее об этом читайте на сайте umma.ru в материале «Отсутствие полного омовения во время поста».

[5] См.: ‘Али Джум’а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 76.

[6] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 534.

[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 2. С. 535; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 300; ‘Али Джум’а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 87.

[8] См., например: ‘Али Джум’а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 87.

[9] См., например: ‘Али Джум’а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 76.

[10] См., например: ‘Али Джум’а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72-74.

[11] Женщины (девушки), пропустившие несколько дней поста из-за, например, начавшихся регул, также имеются в виду в данном хадисе.

[12] Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.

[13] Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.

[14] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами’ ас-сагыр. С. 531, хадис № 8777, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 253, хадис № 1698; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 523, «сахих».

[15] Климакс — период угасания деятельности половой системы, происходящего на фоне общих возрастных изменений организма.

Источник

Урок 8. Пост во время менструации, беременности и кормления

На предыдущих уроках мы рассмотрели семь категорий, на которые делятся люди во время поста. Нам осталось поговорить еще о нескольких категориях, включающих в себя беременных и кормящих матерей, женщин во время месячных кровотечений, а также людей, которые вынуждены прервать пост ради других.

К восьмой категории относятся женщины во время менструаций. Они не имеют права поститься и обязаны прервать пост на время менструации.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «То ли в праздник жертвоприношения, то ли в праздник разговения посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел из дома и направился к месту моления. По пути ему встретилась группа женщин, и он сказал им: «Раздавайте милостыню, женщины, потому что мне было дано увидеть, что вы составляете большинство мучеников Ада!» Они спросили: «Почему же, посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что вы часто проклинаете других людей и проявляете неблагодарность по отношению к мужьям, и я не видел никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто более вас был бы способен лишить благоразумного мужчину его разума!» Женщины спросили его: «А в чем же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток нашего ума, посланник Аллаха?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это из-за того, что у нее не достает ума. А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» Они ответили: «Да». Он сказал: «А это свидетельствует о ее несовершенстве в делах религии» (аль-Бухари и Муслим).

Менструация — это естественное ежемесячное кровотечение у женщин, которое протекает в определенные дни. Менструальная кровь темная, густая, имеет неприятный запах, и женщины обычно легко устанавливают начало и конец регулов.

Если менструация у постящейся женщины начинается днем в рамадан, то ее пост нарушается, даже если это произошло всего за одно мгновение до заката солнца. Возместить этот и все последующие пропущенные дни поста женщина обязана в течение года до следующего рамадана. Если же менструация началась во время необязательного поста, то его возмещение является не обязательным, а желательным.

Если женщина очистится от менструации днем в рамадане, то она не имеет права поститься оставшуюся часть дня, потому что в начале его имело место обстоятельство, несовместимое с постом. Богословы разошлись во мнениях по поводу необходимости воздержания от еды до заката солнца, и это разногласие подобно тому, о котором мы говорили, когда речь шла о путешественнике, вернувшемся из поездки днем в рамадане.

Если же она очиститься ночью в рамадане, то она обязана поститься, даже если это произойдет за один миг до наступления рассвета. Причем пост засчитывается даже в том случае, если она не успела искупаться до рассвета. То же предписание распространяется на тех, кто оказался в половом осквернении: их пост засчитывается, если даже они не успели искупаться до наступления рассвета. Это подтверждается хадисом, рассказанным со слов Аиши: «Случалось так, что в рамадане Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встречал рассвет в состоянии осквернения после половой близости, а не после сна, после чего он соблюдал пост» (аль-Бухари и Муслим).

Все упомянутые ранее предписания в равной степени распространяются и на женщин с послеродовыми кровотечениями. Как и женщины, пропустившие пост из-за менструации, они обязаны возместить пропущенные дни. Всевышний Господь по этому поводу сказал: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура 2 «Корова», аят 185).

Передают, что однажды Муаза спросила Аишу: «Почему женщина после менструации должна возмещать пост и не должна возмещать намазы?» Она спросила: «Неужели ты стала одной из харуритов (одна их первых сект хариджитов)?» Та ответила: «Я не принадлежу к ним — я всего лишь поинтересовалась». Она сказала: «Когда с нами случалось такое, нам было велено возмещать пост, но нам не приказывали возмещать намазы» (Муслим).

Девятая категория включает в себя беременных женщин и кормящих матерей, которые опасаются того, что пост навредит их здоровью или здоровью их детей. Им разрешается прервать пост, что подтверждается хорошим хадисом, рассказанным со слов Анаса б. Малика аль-Каиби: «Поистине, Аллах избавил путешественников от бремени поста и половины намаза, а беременных и кормящих грудью женщин — от бремени поста» (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

При этом если женщина прерывает пост, опасаясь за свое здоровье, то она обязана возместить его, когда ей представится такая возможность. Это предписание похоже на то, что распространяется на больных, которые надеются на выздоровление.

Если же беременная или кормящая женщина не соблюдает пост, опасаясь за здоровье своего ребенка, то она должна накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Суфьян, Малик, аш-Шафии, Ахмад и некоторые другие богословы считали, что в этом случае женщина должна не только накормить одного бедняка за каждый пропущенный день, но и возместить пост. Исхак считал, что в этом случае женщина может выбрать между кормлением бедняком или возмещением поста. Имам аш-Шаукани писал, что первое мнение является наиболее достоверным, потому что подтверждается высказыванием Ибн Аббаса по этому поводу (Абу Давуд и аль-Баззар).

К десятой категории относятся те, кто вынужден прервать пост ради другого человека, например, ради спасения утопающего или горящего в пламени. Если для спасения таких людей постящийся непременно должен прервать пост и набраться сил, то ему разрешается сделать это. Более того, он обязан прервать пост, потому что спасение невинного человека от гибели является обязанностью каждого, кто в силах сделать это, а все, что необходимо для выполнения обязательного предписания, также является обязательным. В этом случае после окончания рамадана верующий обязан возместить прерванный пост.

То же самое распространяется на тех, кто готовится к боевым действиям, если для полноценной подготовки они нуждаются в еде и питье. В таком случае мусульманам разрешается прервать пост и возместить его впоследствии, независимо от того, находятся они в поездке или окружены противником в родном городе.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы отправились в поход на Мекку вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда соблюдали пост. На одном из привалов посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы приблизились к чужакам, и разговеться для вас будет лучше, чтобы сохранить силы». Это было льготой, и некоторые из нас продолжили поститься, а некоторые прервали пост. Когда же мы сделали очередной привал, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «На рассвете вы встретитесь с неприятелем, и разговеться вам будет лучше, чтобы сохранить силы. Поэтому прервите свой пост!» Это был строгий запрет, и мы прервали пост» (Муслим).

Таким образом, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал причиной для прерывания поста не нахождение в походе, а сохранение сил для сражения с неприятелем. Именно поэтому повеление прервать пост во время первого привала не было категоричным. Из этого можно сделать вывод, что сохранение сил для участия в боевых действиях, для отражения агрессии и защиты мусульманских земель, является уважительной причиной, не связанной с поездкой или походом.

Нам осталось рассмотреть несколько важных предписаний, касающихся тех, кому разрешается прерывать пост в рамадане по уважительной причине. Прежде всего, каждому из них разрешается рассказывать о том, что он прервал пост, если его уважительная причина очевидна для остальных, как в случае болезни или старости. Если же причина разговения неочевидна, например, если женщина прерывает пост из-за начала менструации или если человек спас утопавшего из воды, то есть и пить при людях не следует, чтобы они не подумали о верующем плохо или не обольстились его примером. Ведь глядя на того, кто прерывает пост в рамадане, невежественные люди могут счесть такое поведение дозволенным и нарушить свой пост.

Что же касается правил возмещения поста, то возмещать необходимо столько дней поста, сколько было пропущено в рамадане. Если человек по какой-либо причине не постился целый месяц, то он обязан поститься тридцать дней, если рамадан длился тридцать дней, или двадцать девять дней, если рамадан продолжался всего двадцать девять дней.

Предпочтительно возмещать пост сразу после того, как уважительная причина исчезнет, и представится возможность сделать это. Поступая так, человек демонстрирует свое рвение в добрых делах и поскорее избавляется от ответственности. Всевышний Аллах сказал о верующих: «…все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (сура 23 «Верующие», аят 61).

Однако разрешается откладывать возмещение поста до начала следующего рамадана, потому что в Коране сказано: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней…» (сура 2 «Корова», аят 185). Упомянутое в аяте облегчение от Аллаха проявляется и в том, что разрешается возмещать пропущенный пост до начала следующего месяца поста. Передают, что Аиша рассказывала: «Бывало так, что я должна была возместить пропущенный в рамадане пост, и мне удавалось это только в шабане (восьмой месяц лунного календаря)» (аль-Бухари).

Однако не разрешается запаздывать с возмещением пропущенного поста до начала следующего рамадана без уважительной причины, и тому есть несколько причин. Во-первых, это приводит к накоплению невыполненных обязанностей, которые могут стать довольно обременительными для человека, и может случиться, что он не сумеет выполнить их или умрет, так и не выполнив их. Во-вторых, пост в рамадане является периодическим обрядом поклонения, который регулярно повторяется, а такие обряды, как известно, нельзя откладывать до наступления времени очередного из них. То же самое относится к обязательным намазам — задерживать один намаз до наступления времени следующей молитвы запрещается. Если же это произошло по затянувшейся уважительной причине, то мусульманин не несет за это ответственность. И если даже он скончается, он все равно не будет отвечать за то, что не успел возвестить пост.

Но если человек имел возможность возместить пост, но не сделал этого по своей оплошности, то его опекун обязан возместить пост за него. Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «За того, кто умер, не возместив поста, должен поститься его опекун» (аль-Бухари и Муслим).

Опекуном покойного является его наследник или близкий родственник. Разрешается, чтобы пост за покойного возместила группа из нескольких человек, распределив между собой пропущенные дни. Имам аль-Бухари передал следующие слова аль-Хасана аль-Басри: «Разрешается, чтобы за него постилось сразу тридцать человек — каждый по одному дню». Если же у покойного нет близких родственников и наследников, или если они не хотят поститься за него, то за каждый пропущенный день поста следует накормить одного бедняка из его наследства до того, как оно будет поделено. При этом каждому бедняку полагается дать один мудд еды. Как мы уже отмечали ранее, во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один мудд вмещал 510 г. высокосортной пшеницы.

Источник