Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Уже в первом классе родители и педагоги сталкиваются с такой проблемой как школьный невроз.

Неврологическое расстройство у школьников носит обратимый характер, поэтому, чем раньше приступить к лечению, тем быстрее можно избавить ребенка от неприятных симптомов заболевания.

Неврозы у детей младшего школьного возраста служат первым сигналом возможных серьезных проблем психического состояния в более зрелом возрасте. Родители в подобной ситуации просто обязаны принять меры по устранению заболевания, а не ждать когда все пройдет само по себе.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Причины школьного невроза

Проблемой психологического расстройства у детей, посещающих школу, занялись не только психологи, но и другие детские врачи.

Они отмечают, что в настоящее время рождается ничтожно малое количество абсолютно здоровых детей, у многих уже во внутриутробном развитии наблюдалось то или иное отклонение в развитии нервной системы.

По статистике, многие дети уже приходят в школу с неврозом, приобретенным в саду или дома. Специалисты условно подразделяют учеников младших классов на следующие группы:

  • В первую группу входят дети, у которых наблюдается сильное отклонение в развитии. Их поведение сильно отличается от сверстников: они ведут себя агрессивно по отношению к учителю и одноклассникам, откровенно хамят, могут ходить по классу во время урока. Как правило, какие ученики не могут похвастаться хорошей успеваемостью и знанием школьной программы. При этом самооценка таких детей слишком завышена.
  • Ко второй группе учеников младшего школьного возраста можно отнести так называемых середнячков. Они учатся на 4 и 5, хорошо себя ведут, словом не выделяются из общей массы. Но в один прекрасный момент, родители и педагоги отмечают резкую смену настроения у ученика. Он впадает в депрессию, перестает общаться с одноклассниками, резко ухудшаются учебные показатели. Толчок к психологическому расстройству чаще всего дает чрезмерные нагрузки в школе, дополнительные занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, курсах иностранных языков.
  • Третья группа школьников внешне кажется вполне благополучной. У них хорошие оценки, примерное поведение, но если присмотреться повнимательней, то ребенок эмоционально не устойчив. Он боится выходить к доске, отвечать перед большой аудиторией, боится наказания от родителей за плохую отметку, даже взгляд строгого учителя способен вызвать у него панический страх. Такие дети не любят быть на виду, они легкоранимы, впечатлительны, плохо переносят критику со стороны окружающих. Очень часто такие дети просто отказываются посещать учебное заведение.

Чтобы избежать проблем в школьном возрасте, детские невропатологи рекомендуют родителям детей с отклонениями в работе нервной системы находиться под наблюдением врачей практически с рождения. Это позволит предупредить более серьезные проблемы в будущем.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Школьный невроз может возникнуть по следующим причинам:

  • Физиологические причины. К ним можно отнести тяжелую беременность матери, осложненные роды, родовые травмы, хронические заболевания центральной нервной системы, слабый иммунитет.
  • Психологические причины. Их может быть несколько: сложная внутрисемейная обстановка, развод родителей, плохое материальное положение и жилищные условия, строгое воспитание, невозможность установить эмоциональный контакт со сверстниками, несоответствие возможностей ребенка с нагрузками в школе и вне ее.

Зачастую родители сами провоцируют у ребенка школьный невроз. Слишком строгое наказание за плохую оценку вызывает у школьника настоящий ужас, он просто боится идти домой. Педагоги также влияют на психологическое состояние своих учеников.

Иногда учитель просто не осознает, насколько велико его воздействие на психику ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией.

Постоянные крики и командирский тон учителя только ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников только негативные эмоции.

Симптомы

Под школьным неврозом понимается психологическое расстройство у ребенка, сопровождающееся определенными симптомами. Врачи подразделяют признаки заболевания по следующему характеру.

Физиологические признаки школьного невроза:

  • Нарушение аппетита. Дети при школьном беспокойстве могут частично или полностью отказываться от еды, их мучает постоянная тошнота, иногда появляется рвота. В результате школьник теряет вес в короткие сроки.
  • Нарушение сна. Школьники часто испытывают сонливость в течение дня, а ночью наоборот, бессонницу. Нередко в ночных сновидениях присутствуют кошмары.
  • Головокружение, частая головная боль.
  • Боли спазматического характера.
  • Сбои в работе желудочно-кишечного тракта, появление запоров или диареи.
  • Повышенная утомляемость, слабость в мышцах.
  • Возникновение судорог в конечностях.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Помимо проблем со здоровьем физиологического характера, у детей, страдающих психологическим расстройством, возникают симптомы психологического свойства:

  • Резкая смена настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Постоянное подавленное состояние.
  • Возникновение истерических припадков. Школьник может упасть на пол и колотить руками и ногами, нередко в ход идет и голова.

Появление невроза, особенно у младших школьников, можно увидеть по некоторым признакам:

  • Не откликается на свое имя и фамилию с первого раза, хотя прекрасно слышит. Все задания приходится повторять дважды.
  • Рассеянность, ребенок часто забывает школьные принадлежности дома.
  • Привлекает внимание окружающих, пытается шутить и острить, делает это специально.
  • При ответе у доски у школьника меняется тембр голоса, он становится визгливым или вовсе пропадает.
  • По приходу домой, ученик не может толком рассказать про проведенный день в школе, сразу же замыкается в себе и уходит в другую комнату.
  • За несколько часов до занятий, у ребенка потеют ладони, учащается сердцебиение. Он не может сконцентрироваться, роняет предметы на пол.

Если родители замечают у своего чада минимум пять перечисленных признаков, им нужно срочно принять соответствующие меры. По возможности нужно обратиться к детскому психологу, который поможет понять причины школьного невроза и устранить их.

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей.

Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей».

Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными.

Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных.

Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

Прием успокаивающих отваров из лекарственных трав

Если ребенок начинает сильно нервничать перед контрольной или экзаменом, отвар из пустырника или валерьяны успокоит нервную систему и поможет успокоиться.

Не допустить развитие школьного невроза у детей является главной задачей родителей и педагогического состава во время обучения. Предупредить болезнь намного легче, чем ее вылечить. Если же ситуация с каждым днем все ухудшается, нельзя откладывать визит к врачу.

Своевременное обращение к специалисту позволит избежать серьезных проблем с психическим здоровьем в будущем. Повышенные требования к успеваемости родителей при ограниченных возможностях ребенка обязательно приведут к нервным срывам и отказ от посещения школьного заведения.

Ребенку сложно одному противостоять внешним негативным факторам, и только забота и внимание родителей помогут ему справиться с любыми проблемами.

Похожие записи

Источник: https://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/nevroz/shkolnyj

Школьный невроз: болезнь или каприз?

Начиная с шести-семи лет жизнь ребенка подчиняется школьным правилам. Даже за пределами школы ему приходится подстраивать под ее требования режим сна и отдыха, распорядок дня и любую активность.

И далеко не у всех детей это происходит легко и безболезненно. Зачастую проблемы с адаптацией к школе приводят к развитию школьного невроза.

О том, что это такое и как помочь своему ребенку выйти из этого состояния, автор «Дэйли Бэби» Татьяна Гитун узнала у педагога-психолога Татьяны Дунаевой.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика

Не болезнь, но проблема

Школьный невроз, как и все остальные неврозы, сегодня не считается самостоятельным заболеванием.

У врачей нет даже такого диагноза — вместо него в международной классификации болезней есть лишь расплывчатое понятие «невротические расстройства, связанные со стрессом».

Но, тем не менее, любой психолог скажет вам, что невроз сегодня — одна из самых распространенных проблем, и у детей школьного возраста он встречается особенно часто.

Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.

В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.

Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.

Проявляться школьный невроз может очень разнообразно, это во многом зависит от особенностей личности ребенка. Но в любом случае все неврозы, даже длительные, являются обратимым состоянием, возникают у детей с невротическими особенностями личности, развиваются и усиливаются под действием какой-либо психотравмирующей ситуации».

В чем причина школьного невроза?

Определить причины школьного невроза непросто, это сложное по своему механизму развития состояние.

Даже сильный стресс далеко не всегда приводит к формированию невротического расстройства, очень многое зависит и от личности самого ребенка, и от окружения, в котором он живет.

Поэтому в психологии принято считать, что невроз возникает в том случае, если совмещается несколько важных факторов:

  • • длительный стресс или напряжение, которое истощает нервную систему;
  • • особенности характера и темперамента ребенка;
  • • наличие какого-то нерешенного внутреннего конфликта;
  • • психотравмирующая ситуация, способная запустить развитие невроза.

Татьяна Дунаева: «Невроз никогда не возникает на пустом месте. Множество детей сталкивается с одними и теми же школьными проблемами, страдает от повышенной учебной нагрузки и конфликтов с одноклассниками и учителями.

Но одни спокойно выходят из сложной ситуации и довольно быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям, а у других развивается состояние дезадаптации, которое приводит к невротическому расстройству.

Поэтому считается, что школьный невроз, в первую очередь, развивается у детей с невротической предрасположенностью.

  1. В группу высокого риска развития невроза можно отнести детей, в характере которых сочетаются следующие черты:
  2. • повышенная тревожность, неуверенность в себе;
  3. • обидчивость, постоянное ожидание агрессии от окружающих;
  4. • мнительность, робость;
  5. • недоверчивость к окружающим;
  6. • избегание ответственности;
  7. • чрезмерная зависимость от старших;
  8. • повышенная внушаемость;
  9. • низкая активность, избегание сверстников;
  10. • чрезмерная „демонстративная“ активность;
  11. • склонность к избыточным эмоциональным переживаниям;
  12. • страх неудач, ошибок, проигрыша».
Читайте также:  Бессонница: что делать, причины, лечение, осложнения

Многоликий невроз

Симптомы школьного невроза так же разнообразны, как и причины. У ребенка в состоянии невротического расстройства меняется буквально все: интересы, эмоциональные реакции, привычки, поведение и даже самочувствие. По тому, какие именно симптомы преобладают, принято выделять три основные формы невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз.

Неврастения чаще всего проявляется жалобами на усталость, слабость. Ребенок становится плаксивым, обидчивым, легко раздражается, всего боится, перестает справляться с привычной нагрузкой.

Очень часто к этому присоединяются жалобы на самочувствие, которые чаще всего появляются в первой половине дня. Беспокоят головная боль и головокружение, тошнота, боль в животе, нарушения сна и аппетита.

Невроз навязчивых состояний состоит из двух основных симптомов: навязчивых мыслей и навязчивых действий.

Чаще всего навязчивый характер приобретают страхи и ожидания — быть вызванным к доске, получить плохую оценку, потерять тетрадь и т.д.

Навязчивые действия приобретают характер «защитного ритуала», который ребенок выполняет, чтобы защитить себя от угрозы — идет в школу определенным маршрутом, пересчитывает ступеньки на лестнице и т.д.

Истерический невроз проявляется наиболее ярко — вспышками бурных эмоций, внезапными приступами «плохого» самочувствия в виде боли в животе, головной боли, рвоты, нарушения дыхания, обморока, мышечного тика или судорог.

Татьяна Дунаева: «Первые проявления школьного невроза родители часто принимают за капризы, плохое поведение и желание ребенка привлечь к себе внимание. Чтобы не допустить такой ошибки и не пропустить начало невротического расстройства, необходимо следить за состоянием ребенка и обращать внимание на любые изменения в его поведении».

О развитии невроза может говорить появление проблем с памятью и концентрацией внимания, неусидчивость и демонстративная «дурашливость», плаксивость и необоснованные страхи перед школой, привычка грызть ручку или ногти, кусать губы, теребить волосы, одежду или другие предметы, постоянно влажные ладони.

Чем помочь ребенку?

Если невроз уже сформировался, то справиться с ним самостоятельно ни ребенок, ни родители уже не смогут, в этой ситуации необходимо как можно быстрее обратиться к психологу. Общей схемы лечения невроза не существует, все методы подбираются только в индивидуальном порядке и корректируются по мере изменения состояния ребенка.

Предупредить невроз гораздо проще, чем вылечить, и для его профилактики разработаны несколько довольно простых рекомендаций.

  1. Не выпускать из-под контроля школьную жизнь ребенка — быть в курсе его отношений с одноклассниками, учителями. При возникновении любых конфликтов стараться выяснить их причину. В любой ситуации быть на стороне ребенка, чтобы он постоянно чувствовал родительскую защиту.
  2. Всегда учитывать особенности физического и психического развития ребенка, не выдвигать к нему слишком высоких требований. Если к чему-то у ребенка нет склонностей или способностей, не ждать от него больших успехов в этой области.
  3. Если в школе, или в классе есть постоянный стрессовый фактор, который невозможно исключить, подумать о переводе ребенка в другую школу или класс. При принятии решения обязательно учесть мнение самого ребенка.
  4. У ребенка всегда должны оставаться время и силы на интересную жизнь вне школы. Пусть он сам выберет, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Желательно, чтобы это предполагало какую-то регулярную физическую активность.
  5. Если есть правильная мотивация, «пережить» школу будет проще. Ребенок должен понимать, для чего он учится и к какому результату через несколько лет приведут его усилия.

Татьяна Дунаева: «Для того, чтобы избежать невроза, ребенка нужно научить правильно переживать стрессовые ситуации. Детей в возрасте 11-12 лет и старше можно научить простым методикам релаксации и контроля стресса. Это могут быть дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, методы переключения внимания и т.д.

Детям помладше, потребуется помощь родителей. Для начала можно попросить ребенка нарисовать свои чувства, ощущения, мысли, которые у него есть в этой сложной ситуации. Затем предложить ему нарисовать то, какими они должны быть, если все будет правильно и хорошо. Потом попробовать вместе изменить первый рисунок, приближая его к „идеальному“ второму.

Также можно предложить ребенку вместе сочинить сказку, где у главного героя будут такие же проблемы, а затем помочь этому персонажу постепенно решить их, и тем самым, преодолеть собственный невроз».

Школьный невроз — далеко не единственная причина плохого поведения ребенка. В этом материале мы рассказываем, что делать родителям, если на ребенка жалуется учитель.

Читать дальше

Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/shkolnyi-nevroz-bolezn-ili-kapriz

Невроз у школьников

Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости. Это поможет ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-4 года.

Школьный невроз: причины, симптомы и профилактика За последнее время учебная программа в школе усложнилась в разы. Помимо школьных уроков дети посещают дополнительные занятия, занимаются с репетитором, учатся в музыкальных школах, ходят в спортивные секции. Ребенок не всегда может справиться с непомерной умственной, физической и эмоциональной нагрузкой.

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины — тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Симптомы невроза 

В зависимости от того, какие причины вызвали невроз, симптомы заболевания могут иметь физиологический или психологический характер.

К физиологическим симптомам можно отнести:

  • Нарушение сна (дневная сонливость, бессонница, ночные кошмары);
  • Нарушение аппетита (тошнота, рвотные позывы, булимия, анорексия);
  • Головная боль и головокружение;
  • Спазматические боли;
  • Слабость, повышенная утомляемость;
  • Судороги, тики, мышечные спазмы, нарушение двигательной функции.

Психологические симптомы невроза:

  • Частые перепады настроения;
  • Ранимость, обидчивость, уязвимость;
  • Страхи;
  • Раздражительность и агрессивность;
  • Угнетенность, подавленность;
  • Истерические припадки с криками и рыданиями, падениями на пол или ударами об стену.

Профилактика и лечение невроза у детей школьного возраста 

Обязанность родителей — внимательно наблюдать за ребенком, отмечать изменения в его физическом и эмоциональном состоянии, чтобы вовремя определить симптомы невроза и предупредить заболевание. Профилактика невроза – это соблюдение несложных правил:

  • Постоянный режим дня помогает упорядочить повседневную жизнь и стабилизировать работу нервной системы;
  • Смена деятельности. Если ребенок много времени проводит за книгами и тетрадями, необходимо «разбавить» умственную деятельность прогулками, физкультурой, спортом.
  • Терапия. Помочь ребенку преодолеть страх, тревожность, раздражительность можно с помощью арт-терапии, музыкальной или игровой терапии;
  • Релаксация. Нужно научить ребенка расслабляться и снимать стресс с помощью ванны с эфирными маслами, плавания, дыхательной гимнастики, медитации и йоги, общения с животными (лошадьми, дельфинами, кошками, собаками);
  • Прием успокоительных препаратов. Препарат Тенотен детский  способствует снижению уровня тревожности и избавлению от повышенной возбудимости. Кроме того, он может помочь снять симптомы вегетососудистой дистонии – головную боль, тошноту, слабость, учащенное дыхание и сердцебиение. Препарат Тенотен детский не имеет побочных эффектов и не вызывает привыкания.

Помните! Невроз у детей школьного возраста легче предупредить, чем лечить. Но если состояние ребенка ухудшается, а симптомы невроза усиливаются, нельзя откладывать визит к врачу. Потребуется комплексное лечение при участии таких специалистов, как психолог, терапевт, невролог, психотерапевт, массажист и другие.   

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/nevroz-u-shkolnikov/

Что такое школьный невроз. Что делать для профилактики школьных неврозов

Невроз может развиться под влиянием биологических, филогенетических, психологических факторов. После рождения человек долгое время находится в состоянии беспомощности и зависимости, которое тесно связано со страхами. Из этого развивается потребность в любви, которая сопровождает людей на протяжении всей жизни.

В свою очередь, Фрейд предложил теорию, по которой невроз является следствием нарушенной психики, а не нервной системы, т.е. развивается из-за имевших место переживаний, тяжелых впечатлений. Лечить заболевание он предлагал коррекцией психики, полагая, что лекарства и массажи не смогут оказать нужного эффекта.

Неврозы у детей – наиболее распространенная форма нервно-психической патологии. Неврозы становятся проявлением проблем взаимоотношений между людьми, поиска любви, самовыражения.

Изначально неврозы это эмоциональные расстройства, которые возникают на фоне нарушений отношений в семье.  В первые годы жизни для ребенка особенно важны взаимоотношения с матерью, чуть позже не менее значимыми становятся отношения с отцом.

  • Как правило, родители сами имеют большое количество личных проблем, в некоторых случаях тоже страдают от невроза, а манера воспитания ребенка основывается на общепринятых принципах и своем опыте, при этом индивидуальные черты детей не учитываются.
  • Эта точка зрения позволяет сделать вывод, что невроз у ребенка является следствием родительских проблем, зачатки которых сформировались еще в прародительской семье.
  • Успокоительные препараты от неврозов не помогут избавиться от самой главной причины болезни.
  • Симптомы неврозов у детей можете увидеть тут.
  • Невроз проявляется в условиях формирования личности, а на этот процесс оказывает влияние масса факторов:
Социально-психологические
  • Следует выделить ситуацию, когда ребенок в семье один, а также изоляцию ребенка при наличии других детей.
  • Родители и дети могут быть несовместимы друг с другом с психологической точки зрения, это может провоцировать постоянные конфликты.
  • Нездоровая психологическая обстановка возникает, когда наблюдается доминирование одного из взрослых или подмена классических семейных ролей.
  • Также на развитии заболевания может сказаться низкая продуктивность совместной деятельности и изолированность семьи от общества.
Социально-культурные Связаны с быстрым темпом жизни и нехваткой времени, обесценивание межличностных отношений, невозможностью полноценно отдохнуть.
Социально-экономические Неудовлетворительные условия проживания, необходимости в раннем выходе матери на работу после родов, занятость взрослых.

Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.

Как правило, они являются единственными детьми в семье. В то же время, женщины, которые уделяют внимание и работе, и семье сталкиваются с чрезмерными нагрузками, которые делают неустойчивым их психическое состояние.

Как следствие, рост количества неврозов у родителей вызывает аналогичный рост у детей, поэтому в такой ситуации крайне важно при необходимости оказать своевременную и квалифицированную психологическую помощь и взрослым.

Причины невроза у школьников 

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины – тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Слайд 13

Невротические страхи.
Вид страха
Параметры невротических страхов
мотивация
Возраст появления
Клиническая форма невроза
«Быть никем»
Страх одиночества
Младший дошкольный
Истерический невроз
«Быть ничем»
Страх смерти
Старший дошкольный
Невроз страха
«Быть не тем»
Страх несоответствия
Младший школьный
Неврастения
«Быть не собой»
Страх изменения
Подростковый

Обсессивный невроз

14

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей.

Читайте также:  Стресс и его влияние на человека: причины, факторы, профилактика

Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей».

Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными.

Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных.

Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

12. Как проявляются неврозы?

• Одним из распространенных проявлений детских
неврозов является заикание. Чаще всего заикаться
ребенок начинает в результате психологической травмы
или сильного испуга, а также вынужденного расставания с

одним или обоими родителями.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи.

В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание.

Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.

Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками.

Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка.

С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей.

У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом.

Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

18. Как помочь ребенку на уроках математики справиться с тревогами?

• Учитель должен поддерживать связь с родителями
таких детей: докладывать о динамике поведения
ребенка, в каких ситуациях у него проявляется
тревожность, беспокойства. При этом и родителям
необходимо говорить учителю об особенностях своего
ребенка: замечают ли они серьезные перепады
настроения при выполнении домашней работы по
математике, жалуется ли он на непонимание тем, или

дискомфорт на занятиях.

Слайд 9: Патогенез неврозов представляет историю образования патофизиологического механизма и клинической картины болезни. А.И. Захаров рассматривает патогенез в динамике действия семи факторов: 1) конституция и нервно-соматическая ослабленность организма; 2) преморбидные особенности и возраст; З) неблагоприятная жизненная ситуация; 4) психическая травма и внутренний конфликт; 5) нервно-психическое напряжение; 6) патофизиология; 7) изменение личности

10

25. Как объяснять темы на уроках математики

Начиная занятие по данной теме, необходимо снять
напряжение.
Например, так: «Добрый день, дети! Сегодня мы с вами
пройдем интересную и несложную тему». Таким образом,
мы настраиваем детей на то, что они не будут испытывать
трудности при усвоении темы.

Если бы мы начали урок со
слов: «Сегодня у нас одна из самых важных и трудных тем»,
то дети, не услышав объяснения учителя встревожатся и
будут нервничать . Далее, на протяжении всего объяснения
материала учитель должен стараться обращаться к
каждому ученику лично, использовать добрые слова.

При
объяснении этой темы можно использовать жизненные
примеры для понимания, к примеру: «Как вы думаете, в
каком случае вам достанется пирога больше: когда вы

поделите его с одним другом или двумя?»

22. Игры

• “Подарок под елкой”
• Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
• “Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о
замечательном подарке.

Вот вы подходите к елке, крепко-крепко
зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит
под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная
игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

• После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем

мечтает.

5. Невроз навязчивых состояний

• Отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений, т.е.
движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей,
возникающих неотступно вопреки желанию.

Основными видами
навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия
(обсессии) и навязчивые страхи (фобии).

В зависимости от
преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых
действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов

(фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

10. Ипохондрический невроз

• Невротические расстройства, в структуре которых преобладают
чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к
необоснованным опасениям по поводу возможности
возникновения того или иного заболевания. Встречается в

основном у подростков.

Причины и симптомы школьного невроза

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

  • сложная программа обучения, чрезвычайно высокая умственная нагрузка, большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);
  • конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);
  • неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);
  • особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);
  • сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, смерть близких родственников);
  • физиологические особенности организма (наличие врожденных и приобретенных заболеваний, родовые травмы, слабая иммунная система).

В процессе развития психологического расстройства у ребенка могут наблюдаться следующие симптомы:

  • необъяснимый страх и тошнота, вызванная им;
  • непроизвольные подергивания и навязчивые движения;
  • истерики, раздражительность, агрессивность;
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита;
  • проблемы со сном;
  • головокружения, слабость, судороги, дрожь в конечностях;
  • снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, расстройства памяти;
  • заикание, затрудненное дыхание;
  • рассеянность, забывчивость.

Невроз, связанный со школой, нередко сопровождается отказом ребенка посещать учебное заведение, боязнью выхода к доске и публичных выступлений, вызывающим поведением в классе.

Слайд 17

Психотерапия неврозов у детей включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным ребенком и его непосредственным окружением.
Основанная на патогенезе неврозов психотерапия направлена на восстановление и укрепление психического единства личности в процессе семейной, индивидуальной и групповой психотерапии.

18

4. Невроз страха

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при
засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются
выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и
иллюзиями.

Содержание страхов зависит от возраста:
У детей предшкольного
и дошкольного
возраста преобладают
страхи темноты,
одиночества,
животных, которые
напугали ребенка,
персонажей из сказок,
кинофильмов или
придуманных
родителями с
«воспитательной»
целью.

У детей младшего
школьного возраста,
особенно у
первоклассников,
иногда наблюдается
вариант невроза
страха, называемый
«школьным
неврозом», возникает
сверхценный страх
школы с ее
непривычными для
него дисциплиной,
режимом, строгими

учителями и т.п.

13. Как проявляются неврозы?

Источник: https://tuberkulezkin.ru/psihologiya/shkolnyj-nevroz-prichiny-simptomy-lechenie-profilaktika.html

Что такое школьный невроз и как его предотвратить? Что делать для профилактики школьных неврозов

Неврозы часто возникают у ребят младшего школьного возраста. Это обусловлено особенностями психики детей: они очень ранимы и эмоциональны, остро реагируют на смену обстановки. Если ребенок с ранних лет детский сад не посещал и не привык находиться в коллективе, в первое время ему будет сложно адаптироваться в школе и наладить общение со сверстниками.

У детей, чрезмерно опекаемых родителями, отсутствует способность самостоятельного принятия решений. Они впечатлительны, плохо переносят любую критику, не способны участвовать в коллективной жизни класса и преодолевать межличностные конфликты.

Причины и симптомы школьного невроза

Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:

  • сложная программа обучения, чрезвычайно высокая умственная нагрузка, большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);
  • конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);
  • неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);
  • особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);
  • сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, смерть близких родственников);
  • физиологические особенности организма (наличие врожденных и приобретенных заболеваний, родовые травмы, слабая иммунная система).

В процессе развития психологического расстройства у ребенка могут наблюдаться следующие симптомы:

  • необъяснимый страх и тошнота, вызванная им;
  • непроизвольные подергивания и навязчивые движения;
  • истерики, раздражительность, агрессивность;
  • нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита;
  • проблемы со сном;
  • головокружения, слабость, судороги, дрожь в конечностях;
  • снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, расстройства памяти;
  • заикание, затрудненное дыхание;
  • рассеянность, забывчивость.
Читайте также:  Сильное снотворное в каплях без рецептов: обзор, цены

Невроз, связанный со школой, нередко сопровождается отказом ребенка посещать учебное заведение, боязнью выхода к доске и публичных выступлений, вызывающим поведением в классе.

Помощь ребенку

Зачастую родители видят причины невроза в чем угодно (детских садах и школах, неблагоприятных обстоятельствах, перенесенном испуге), но только не в собственных ошибках воспитания.

Но как раз психологические проблемы формируются под влиянием социально-бытовых условий, при постоянном воздействии нездорового семейного климата и неправильного воспитания, а внешние обстоятельства становятся тем последним рычагом, запускающим механизм развития патологии. Для того, чтобы улучшить ситуацию, родителям важно проделать определенную работу над собой:

  • Преодолевать негативные черты характера, вредные привычки и стереотипы поведения, которые могут стать примером для подражания.
  • Наладить эмоциональную близость с ребенком.
  • Перестать концентрироваться на своих «взрослых» проблемах и путях их решения. Детские неурядицы имеют такое же значение. Ребенок должен ощущать поддержку и веру родителей в его силы.
  • Перебороть в себе такие негативные стереотипы поведения, как родительская диктатура и излишняя принципиальность.
  • Стараться поддерживать ровные, доброжелательные отношения со всеми членами семьи.

  Головная боль при оргазме: причины коитальной цефалгии

Только при положительных изменениях в поведении родителей можно добиться улучшения в состоянии ребенка, преодолеть тревожность и фобии.

Профилактика: особенности

Профилактика неврозов должна начинаться еще тогда, когда только появляются первые признаки заболевания, а в идеале – даже тогда, когда вы и вовсе чувствуете себя великолепно, не задумываясь о недуге. Если будут приняты правильные меры, то можно рассчитывать на то, что заболевание вас не коснется, а если и коснется, то его лечение пройдет максимально быстро и незаметно.

Одна из важных особенностей профилактики заключается в том, что необходимо создать благоприятные внешние условия. Сюда можно включить и хорошие семейно-бытовые отношения, благоприятные условия труда, сочетание режимов труда и отдыха, позитивную окружающую обстановку.

Таким образом, создание такой обстановки позволит избавиться от нервного напряжения, переживаний, чувства тревоги и будет способствовать нормальному отдыху, что немаловажно при любых видах неврозов.

Стоит увидеть:  Невроз

Если создать подобные условия не представляется возможным, иногда требуются радикальные перемены, например, смена работы, уход от общения с определенными людьми и т.п. Следует понимать, что любое расстройство гораздо легче предупредить, чем впоследствии тратить много времени и сил на его лечение.

Если вы точно не знаете причину возникновения неврозов, не можете определить способ избавления от болезни, необходимо обратиться за медицинской помощью к высококвалифицированным специалистам.

Важно создать благоприятные условия для собственной жизни

Лечение и профилактика школьных неврозов

Основная задача по избавлению неврологического расстройства ложится на плечи родителей. Это довольно сложная работа, которая касается не только ребенка, но и самих родителей.

Взрослые редко задумываются о своей роли в психологическом развитии своего чада, а зря. Именно в семье формируются предпосылки возникновения неврозов, а внешние факторы становятся просто «последней каплей».

Чтобы помочь школьнику избавиться от невроза, родители должны обратить внимание на следующие моменты в своем поведении:

  • Наличие эмоциональной связи с ребенком.
  • Не концентрироваться только на своих проблемах и заботах, больше времени проводить с малышом.
  • Приносить определенные жертвы ради детей. Под этим понимаются не только материальные траты, но и жертвование личными интересами.
  • Пересмотреть модель воспитания, возможно в нем присутствует чрезмерная властность и принципиальность.
  • Не конфликтовать с родителями сверстников ребенка.
  • Обратить внимание на собственное поведение, возможно родитель подает плохой пример для своего чада.

Профилактика школьных неврозов заключается в соблюдении следующих правил:

Установить ребенку режим дня

Это означает отход ко сну в одно и то же время, четкое распределение времени труда и отдыха, появляется возможность нормализовать работу нервной системы.

Смена рода деятельности

К примеру, у школьника много времени занимает чтение книг или другие малоактивные занятия. Профилактика невроза заключается в том, чтобы разбавить свободное время ребенка другими видами досуга: прогулками на свежем воздухе, катанием на велосипеде или коньках, и так далее.

Релаксация

Необходимо научить ребенка расслабляться. Это можно сделать с помощью плаванья, упражнений дыхательной гимнастики, общения с животными.

Специалисты отмечают особую роль в лечении школьных неврозов с помощью животных.

Катание на лошадях, плаванье в бассейне с дельфинами показывают положительную динамику в терапии многих психологических расстройств. О возможностях такого лечения написано немало научных книг.

Профилактические меры

Если говорить конкретно о том, какие меры профилактики можно осуществить для предупреждения неврозов, то нельзя не упомянуть следующие аспекты:

  • Здоровый образ жизни, включающий не только отсутствие вредных привычек, но и активные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика.
  • Развитие и совершенствование эффективных способов борьбы со стрессовыми ситуациями. Важно заранее подготовиться к тому, что может произойти в будущем.
  • Кратковременное медикаментозное лечение. Для этого используются безопасные препараты седативного действия, редко антидепрессанты.
  • Обучение человека самостоятельно контролировать или управлять симптомами неврозов, не поддаваться на действие навязчивых мыслей и идей.
  • Музыкотерапия. Не стоит отбрасывать и такой метод профилактики, который предполагает музыку в качестве лечебного средства. Рекомендуется слушать спокойную музыку, которая положительно воздействует на настроение человека.
  • Сбалансированное питание. Как бы это странно ни звучало, но питание действительно влияет на эмоциональное состояние человека, поэтому он нуждается в здоровой пище.

Соблюдая эти меры, вы можете уберечься от неврозов и других болезней, связанных с психическими расстройствами.

Коррекция состояния

Как и любое другое заболевание, школьный невроз хорошо поддается лечению на начальных этапах. Существуют разные пути коррекции школьных неврозов: обсуждение ситуации с педагогами и классным руководителем, доверительная беседа школьника с родителями, дружественная домашняя атмосфера.

Терапия неврозоподобных состояний у детей проводится следующими специалистами:

  • психолог (помогает установить доверительные отношения в семье, выработать верную тактику воспитания);
  • невролог (проводит обследование и лечение неврологических болезней);
  • психотерапевт (помогает преодолеть навязчивости);
  • специалисты узкого профиля (при необходимости к лечению привлекают врача – эндокринолога, психиатра, кроме того, некоторые виды неврозов можно эффективно лечить при помощи рефлексотерапии, массажа, иглоукалывания).

В большинстве случаев на начальных этапах достаточно простых мер. Если учителя находят подход к детям с подобными проблемами, а родители, в свою очередь, прилагают максимальные усилия, чтобы дети росли более уверенными в себе и своих силах, школа не вызывает у детей отвращение и ужас.

Признаки невроза

Этому состоянию подвержены как дети младшего школьного возраста, так и старшеклассники. Если малышам чаще свойственна дезадаптация, то подростки нередко испытывают трудности с самоутверждением в коллективе, а также экзаменационный стресс.

Симптомы школьного невроза, которые отмечаются дома и в школе:

  • ученик не собран, часто роняет предметы и возится под партой;
  • в классе боится выходить к доске;
  • не в состоянии наладить эмоциональный контакт со сверстниками;
  • ребенок отказывается идти в школу;
  • забывает дома разные школьные принадлежности;
  • трудное задание может вызывать слезы и истерику;
  • скрытен, прячет дневник и тетради от родителей;
  • у него дрожат руки и потеют ладони;
  • присутствуют навязчивые движения (грызет губы, ногти, ручку, теребит волосы, потирает руки, лоб);
  • может возникать тик, непроизвольные гримасы и подергивания;
  • при выполнении домашнего задания лежит на диване, ходит или стоит, а если и сидит за столом, то постоянно отвлекается на посторонние занятия;
  • агрессивен, вымещает злобу на школьных принадлежностях.

На пути становления личности, ребенку полезен любой, даже негативный опыт, но он должен чувствовать поддержку родителей и ощущать уверенность в себе.

Нельзя запускать ситуацию, поскольку это чревато развитием депрессии. Следует обсуждать сложившиеся обстоятельства с ребенком, а при необходимости прибегнуть к помощи детского психолога.

Причины невроза у школьников 

Невроз у детей школьного возраста может возникнуть по нескольким причинам:

  • Физиологические причины – тяжелая беременность матери, осложнение в родах, родовые травмы, болезни в детском возрасте, общее состояние здоровья;
  • Психологические причины – стресс, конфликты со сверстниками, напряженные отношения в семье, слишком строгое воспитание, чрезмерные нагрузки в школе.

Классификация и симптомы

Отечественная классификация делит все школьные неврозы на три большие группы: неврастения, неврастения и невроз навязчивых состояний. Мировое сообщество дополнительно выделяет депрессивный невроз.

Неврастения — особый комплекс, сочетающий в себе хроническую утомляемость и повышенную возбудимость.

На первых порах ребенок просто негативно реагирует на всевозможные вопросы, моральные и физические нагрузки. Постепенно начинают раздражать звук, световое излучение, запахи.

В дальнейшем из-за истощения нервной системы появляются вегетативные расстройства: повышенная потливость ладошек рук, увеличение частоты сердечных сокращений, нарушение сна вплоть до бессонницы, головные боли давящего или пульсирующего характера, слабость и недомогание.

Ученик не может сосредоточиться ни во время урока, ни при выполнении домашнего задания, он становится плаксивым, обидчивым и капризным.

Такое состояние обычно заканчивается благоприятно, если вовремя его диагностировать, предоставить школьнику возможность полноценно отдохнуть и набраться сил. При возникновении осложнений требуется дополнительная помощь специалистов и медикаментозная терапия.

Истерия — это совокупность расстройств психики, нервной системы, отражающаяся на речи и поведении человека. Школьный невроз отличается истерическим бесконтрольным припадком — хаотичными движениями тела в сочетании с криками.

Наблюдаются рыдания, продолжительные по времени, судороги рук и ног, тремор верхних конечностей, приступы удушья, повышение показателей артериального давления и учащение сердцебиения. Подобное состояние можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны истерика становится ярким показателем внутренних переживаний, тяжелого состояния здоровья больного ребенка.

С другой стороны она имеет демонстративный характер, то есть человек старается привлечь к себе внимание и заполнить отсутствие требуемой любви и заботы.

Невроз навязчивых состояний — заболевание, подразумевающее большое количество страхов, фобий, навязчивых идей.

У ученика это в основном боязнь выйти к доске, страх не выучить уроки или казаться глупее своих сверстников, опозориться перед всем классом.

Иногда появляются непреодолимые желания сделать наперекор кому-то, нарушить установленные правила, невзирая на воспитание. Обладает затяжным течением.

Депрессивный невроз — психологическое состояние, сопровождающееся расстройствами вегетативной нервной системы (синдром вегетативной дисфункции). В данном случае сильно выраженная плаксивость, постоянно подавленное настроение. Ребенок с трудом встает утром на занятия, ходит в течение всего дня разбитый и уставший. При усугублении невроза появляются мысли о самоубийстве.

  • https://eustress.ru/nevroz/shkolnyj-nevroz
  • https://depressia911.ru/nevroz/shkolnyj-nevroz.html
  • http://psycholekar.ru/nevroz/profilaktika/profilaktika-nevrozov.html
  • http://apatii.net/psixicheskie-rasstrojstva/nevroz/shkolnyj
  • https://schoolofcare.ru/articles/nevroz-u-shkolnikov/
  • http://NashiNervy.ru/tsentralnaya-nervnaya-sistema/chto-delat-dlya-profilaktiki-shkolnyh-nevrozov.html

Источник: https://stopzaraza.com/nevralgiya/shkolnyj-nevroz-prichiny-simptomy-i-profilaktika.html

Ссылка на основную публикацию