Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Девиантное или отклоняющееся поведение целесообразно рассматривать с двух сторон.

  • С одной стороны, это действия и поступки людей, которые не соответствуют принятым в обществе нормам. Такое поведение изучают психология и педагогика.
  • С другой стороны, это деятельность людей как социальное явление, которое проявляется в виде нарушения социальных стандартов, пренебрежения культурными ценностями, причинения вреда другим. В этом значении девиантное поведение – предмет изучения социологии и права.

Отклоняющееся поведение всегда отклоняется от нормы.

При этом понятие «нормальное поведение» сложно тем, что границы его достаточно размыты. Нормальным принято называть поведение, которое присуще большинству людей и одобряется в обществе. Но то, что в разные времена, в отдельных странах и культурах, в несхожих социальных слоях считается нормальным, то в других – нет.

К тому же общественные нормы довольно подвижны и постоянно меняются.

Девиантное поведение разрушительно, оно причиняет ущерб другим людям или самой личности, характеризуется систематичностью и вызывает социальную изоляцию и общественное осуждение.

Причины девиантного поведения подростков

На формирование девиантного отклоняющегося поведения влияет целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов.

Биологические и психологические факторы связаны с:

  • анатомическими особенностями организма;
  • врожденными или приобретенными травмами, физическими дефектами;
  • поражениями и заболеваниями головного мозга;
  • психическими или умственными нарушениями;
  • наличием акцентуированных черт характера;
  • особенностями нервной системы и др.

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте претерпевают значительные изменения. Превосходство отдельных юношей в силе и росте над слабостью или неполноценностью других, формируют эмоциональное напряжение, искажение образа «Я», желание компенсировать недостатки любыми способами.

Непропорциональное развитие отдельных сторон личности приводит к частым сменам настроения, вспышкам агрессии, эмоциональным расстройствам.

Чувство «взрослости» и стремление к самостоятельности сочетается с неуверенностью в своих силах и потребностью в нежности.

Различия в темпах полового созревания и не до конца сформированная половая идентификация также влияют на поведение подростков, нередко вызывая впоследствии отклонения в интимной сфере.

Отдельно необходимо сказать про акцентуации подростков, так как именно в этом возрасте черты характера особенно заостряются.

Акцентуация представляет собой усиление степени определенной черты характера. Подростки с акцентуированными чертами чувствительней и специфичней реагируют на определенные жизненные ситуации. Многие из этих реакций воспринимаются окружающими как неадекватные и опасные.

  • Родителям желательно знать особенности своего ребенка, чтобы лучше понимать его поступки и не допустить развития психопатологии, которой занимаются психиатры.
  • Биологические и психологические факторы определяют силу и характер реакций человека на любые внешние воздействия, но они действуют всегда в пределах определенного социального окружения.
  • Социальные факторы связаны с:
  • дисгармоничными семейными взаимоотношениями;
  • устойчивой школьной дезадаптацией и педагогической запущенностью;
  • различиями между личными целями, направленными на успех, и нехваткой средств для их достижения;
  • неблагоприятными социально-экономическими условиями;
  • влиянием норм девиантной субкультуры и др.

Недостаток любви и заботы, холодность и отчужденность между членами семьи, отсутствие примеров нравственного поведения родителей, авторитарные методы воспитания, физическое насилие – эти и другие нарушения в семейных отношениях отрицательно сказываются на формировании личности подрастающего ребенка.

Влияние различных субкультур (хиппи, металлисты, скинхеды, эмо и т.п.) на созревающую личность очень значимо, поскольку подросткам свойственно причислять себя к какой-либо неформальной группе. Когда потребности группы начинают доминировать, для ее членов становится особенно важным соответствовать групповым нормам, подражать лидерам, выделяться среди других.

Вот почему подростки с их незрелой психикой, попавшие под влияние девиантной субкультуры, с немалой вероятностью совершают противоправные поступки.

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Виды и формы девиантного поведения

Так как отклоняющееся поведение является междисциплинарным явлением, единой классификации его видов и форм не существует.

Медицинская классификация поведенческих расстройств учитывает только патологические формы и основана на сугубо медицинских критериях.

Среди поведенческих расстройств, характерных для подросткового возраста, в частности, можно выделить: гиперкинетические расстройства и различные расстройства поведения.

Психологических классификаций существует несколько, в зависимости от выбранных критериев. Рассмотрим одну из них.

Три категории девиантного поведения:

  • Антисоциальное поведение.

К этой группе относятся действия, связанные с нарушением правовых норм и общественного порядка, запрещенные законом, которые угрожают здоровью и благополучию людей. В подростковом возрасте это: хулиганское поведение, кражи, торговля наркотическими средствами, вандализм, насилие.

  • Асоциальное (аморальное) поведение.

Группа объединяет действия, связанные с нарушением морально-нравственных норм, угрожающие нормальным межличностным отношениям. У подростков такое поведение выражается в форме бродяжничества, употребления наркотиков, алкоголизма, агрессивного поведения, различных нарушений сексуального характера.

  • Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

К этой группе относятся все действия, связанные с причинением вреда самой личности. Более характерными для подростковой среды являются: пищевая, химическая, компьютерная зависимости, а также суицидальное поведение.

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Предотвратить отклоняющееся поведение гораздо продуктивнее, чем потом исправлять, но, к сожалению, в нашем обществе отдельное равнодушие к судьбе подростков все чаще становится повсеместной нормой.

Семья и то, социальное окружение, в котором формируется личность ребенка, оказывают первостепенное значение для профилактики девиантного поведения. Именно в семье с раннего возраста закладываются базовые ценности и поведенческие стереотипы, которые становятся основой мировоззрения и убеждений взрослого человека.

В современных условиях отсутствие общих дел родителей и детей, не привлечение подростков к полезному и активному труду, к познавательному досугу, приводят к тому, что активность молодого растущего организма направляется часто на асоциальное поведение под влиянием группы сверстников.

В школе вовремя оказанная психологическая и педагогическая помощь могут предупредить деформацию юной личности. Совместная работа психолога и педагога с родителями должна быть направлена на подбор индивидуальной программы коррекции.

Психологические тренинги и педагогическое просвещение помогают мамам и папам наладить контакт со своим ребенком, привлечь их внимание к особенностям кризиса подросткового возраста и преодолеть все его последствия благополучно.

При диагностике девиантного поведения проводится не только тестирование с применением различных методик, но и опросы родителей и учителей, беседа с самим подростком, наблюдение за ним.

Профилактика девиантного поведения в школе должна включать меры общего и специального воздействия. Общая профилактика предусматривает одинаковые для всех учащихся мероприятия по предупреждению асоциального поведения.

  1. Специальная профилактика направлена на выявление детей, нуждающихся в повышенном внимании, изучение неблагоприятных условий и причин, которые приводят к девиантному поведению, и разработку необходимых коррекционных мер.
  2. Создание службы психологической помощи семьям и детям, где могут квалифицированно проконсультировать или направить для дальнейшей психотерапевтической помощи к узким специалистам, способствует формированию в образовательном учреждении особой социальной зоны контроля и влияния на «трудных» подростков.
  3. При этом следует учитывать, что некоторые несовершеннолетние не посещают школу и ориентируются в своем поведении на неформальные (часто – деструктивные и криминальные) группы, воздействовать на которые довольно сложно.
  4. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция должна быть направлена, прежде всего, на осознание подростком своих индивидуальных особенностей, своей роли в семье и в окружающем мире.
  5. Только комплексные усилия педагогов, психологов, родителей, социальных работников будут способствовать наибольшей эффективности профилактических и коррекционных мер по устранению девиантного поведения детей и подростков.

Источник: https://japsix.ru/deviantnoe-povedenie-podrostkov-prichiny-korrektsiya/

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%.

Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью.

Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Девиантное поведение подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения.

Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу.

Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям».

Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая.

Читайте также:  Когда вернется либидо после антидепрессантов

Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему.

Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки.

Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями.

Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция.

Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства.

Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами.

Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций.

В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/adolescent-deviant-behavior

Девиантное поведение подростков: что нужно делать

Можно выделить несколько:

  • Социальные условия, в которых ребенок рос;
  • Внутрисемейные отношения;
  • Личностные характеристики самого девианта.

Несмотря на то, что причин несколько, все же, основную можно охарактеризовать как «ригидность малой социальной группы, где растет и развивается ребенок».

Под малой социальной группой понимают семью или других значимых взрослых, которые являются авторитетом для подростка (опекуны, воспитатели в детском доме, учителя и т.д.).

Понятие ригидности в психологии очень сложное и многогранное. Но в семейной психологии и в психологии девиантного поведения именно ригидность играет ключевую роль.

Ригидность малой социальной группы – это семья со стабильными, инертными, не предполагающими вариант изменения или влияния, нормами и правилами, устоями и традициями.

К примеру, есть в семье правило каждый день ужинать всей семьей. Это традиция, которая согласно негласным договоренностям взрослых членов семьи, должна исполнятся всегда. Любые срывы ужина, опоздания или неполный состав семьи за ужинов воспринимается как покушение на общий уклад семьи, что влечет за собой наказание.

Наказания в ригидных семьях очень строги, вплоть до физических воздействий на ослушавшегося. При этом мотивация ослушавшегося в расчет не берется. Ребенок мог пропустить ужин заигравшись на улице, опоздав на автобус домой, задержавшись в очереди за хлебом или отсутствием аппетита по причине болезни.

Какой бы уважительной причина пропуска ужина не была, ослушавшийся будет наказан.

  • Таким образом, на уровне психологии семьи четко прослеживается неуважение к личности ребенка и неудовлетворение его потребностей в угоду внешним показателям стабильности.
  • Это принципиально для развития девиантного поведения, ведь, по сути, оно является результатом внутреннего протеста ребенка перед непосильными и часто глупыми правилами семьи, где важнее красивая картинка, а не чувства человека.
  • Дети в ригидных семьях воспринимаются не как отдельные личности, со своим темпераментом, характером и желаниями, а как атрибут и показатель «правильности» семьи, и как нарциссическое продолжение взрослых.

Нарциссическое продолжение взрослого – это восприятие ребенка как своего продолжения, когда нет осознания того, что взрослый и ребенок – это отдельные люди, которые не могут вести себя одинаково, хотеть одного и того же, выбирать и любить одно. При нарциссическом продолжении утрачивается индивидуальность и становится невозможным его развитие и адаптация в обществе.

Девиантное поведение подростков: причины, как избежать

Таким образом, с одной стороны, это неприемлемое самовыражение подростка в обществе, а с другой, это адекватная, если можно так сказать, реакция на те внутрисемейные условия, от которых ему просто некуда деться.

Источник: http://EvriKak.ru/info/deviantnoe-povedenie-podrostkov/

Как распознать девиантное поведение школьника и предотвратить непоправимое

Страна еще не отошла от страшных событий в Керчи, как 31 октября случился новый теракт с участием студента Архангельского политехнического техникума: 17-летний молодой человек устроил взрыв в здании ФСБ и погиб от полученных повреждений. По предварительным данным в СМИ пострадало три сотрудника ведомства, они находятся в больнице и их жизни ничего не угрожает.

Ужасает сам факт происходящего: подростки совершают нападения, расстреливают одноклассников и учителей, создают самодельные взрывные устройства, устраивают одиночные теракты (а это по мнению исследователей самый непредсказуемый тип, который трудно распознать и предотвратить) и заканчивают жизнь самоубийством после исполнения своего кошмарного плана. Ужасает и то, что эти события порождают волну «мракобесия» в СМИ — тут же эксперты начинают винить Интернет, социальные сети, фильмы ужасов с высокими рейтингами, компьютерные игры, глобализацию, совсем не обращая внимания на индивидуальные причины, почему подросток решился на такой отчаянный шаг. Это может быть травля как одноклассников, так и учителей (да, коллеги, бывают случаи, когда ученик подвергается издевательствам со стороны учителя, но это тема для отдельного разговора), проблемы в семье — в эту категорию можно отнести трудные отношения с родителями, психологическое и физическое насилие, материальное неблагополучие семьи, тяжелая болезнь одного из близких, личностные переживания, депрессию и т.д. Этот, повторюсь, отчаянный шаг — результат огромного эмоционального срыва, к которому ребенок мог идти очень долго и в большинстве случаев его можно предотвратить.

Подростки очень нестабильны и индивидуальны: некоторые из них выплескивают свой негатив сразу, устраивая скандалы, громко рыдая и высказывая своё возмущение. Некоторые копят его в себе — они похожи на бомбу замедленного действия и взрываются, когда напряжение достигает предела.

Некоторые предпочитают справляться со своими проблемами самостоятельно и действительно находят выход из трудных ситуаций, а некоторые пытаются уйти от решения с помощью тех вещей, которые «расслабляют мозг» — курят, употребляют алкоголь и легкие наркотики, уходят из дома, привлекают к себе внимание, то есть проявляют девиантное поведение.

Впрочем, что такое «девиация»? Само слово звучит страшно (а от словосочетания «девиантное поведение подростка» вообще волосы встают дыбом), и если вы слышите его впервые, то кажется, что это если не какая-то психологическая болезнь, то точно отклонение.

И это практически так: словари / интернет / умные книги по психологии дают много разных определений слову «Девиация», но все сводится к одному: это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.

Существует множество исследователей этого явления, работ, посвященных причинам отклоняющегося поведения у подростков, типологий и пр. Одна из них представлена в исследовании С. А. Беличева, в котором он предлагает разделять девиантное поведение по типу ориентации и выделяет:

  • Социальные отклонения корыстной ориентации.
  • Под этим понимается правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

  • Агрессивные ориентации.
  • Этот тип девиации, в котором человек совершает действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования и т. д.)

  • Социально-пассивные типы ориентации.
  • Третий тип девиации заключается в стремлении уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелания решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид).

Некоторые причины девиантного поведения носят социальный характер: девиантное поведение, само по себе, относительно, потому что оно соизмеряется только с культурными нормами, которые приняты в том или ином обществе.

Самый простой пример — если в семье принято употреблять алкоголь, курить и нецензурно выражаться при детях, то для ребенка это будет считаться нормой, и не будет ничего удивительного, если он будет копировать маму или папу в школе, так же как он или она материться в классе, курить и проч.

Другие причины девиантного поведения — социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, недостаток внимания со стороны родителей, или наоборот, гиперопека.

Первые признаки девиантного поведения проявляются в младшем и продолжаются в подростковом возрасте, когда ребенку нужно понимание со стороны родителя. Именно в это время после пустяковых семейных конфликтов начинаются «побеги» из дома, мысли «я никому не нужен, даже родителям» и т.д.

В некоторых случаях причиной может стать скука, когда в школе нет ничего нового и интересного, и ребенок просто не знает, как применить себя в жизни. В других — проблемы с успеваемостью или коллективом. Школа — это место, где ребенок проводит большую часть своего времени, и все события, которые происходят там, сильно влияют на него.

А в школе, как мы с вами, коллеги, знаем непонаслышке — проблем много, и они начинаются с системы образования, и это —другой разговор.

Помимо этого, психологи выделяют и другие причины такого поведения:

  • Жизнь в неполной / малообеспеченной / неблагополучной / многодетной семье;
  • Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики наоборот постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность и пытаются выделиться порой за счет очень сомнительных поступков.
  • Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушании и т.п.
  • Несоответствие уровня и темпа развития личности. Очень часто проблема девиантного поведения заключается в том, что ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием его стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Если ребенок не может найти понимание и поддержку у родителя, то он пытается решить проблему самостоятельно или (что очень распространено) пытается преодолеть стресс «как взрослые», а именно с помощью сигарет («— Выкури, расслабься»), алкоголя («— Выпей, полегчает»), или наркотиков («— Да ладно, с одного раза не затянет»).

Стоит отметить, что многие школьники пробуют алкоголь, сигареты и наркотики только ради любопытства: им интересно, как то или иное вещество будет действовать на их организм, какой получится эффект и т.д.

Распознать девиантное поведение у некоторых подростков достаточно трудно: ребенок может вести себя как обычно, с периодическими вспышками гнева или перепадами настроения, и это чаще всего объясняют переходным возрастом, гормонами и т.д.

Действительно, он может периодически сверхэмоционально реагировать на различные происшествия в его жизни, и в этом нет ничего страшного: у многих это проходит после завершения периода полового созревания, но есть признаки, которые могут проявляться постоянно и на которые стоит обратить внимание как педагогу, так и родителям. Вот некоторые из них.

Агрессивность

Первый признак, на который стоит обратить внимание — это постоянная агрессивность. Подросток вечно чем-то недоволен, зол, огрызается с учителями или родителями, непримирим и напорист. Он не слышит чужого мнения, жестко отстаивает свою точку зрения, не считается с нуждами и чувствами других людей вокруг себя, не извиняется, если совершил проступок, и не чувствует себя виноватым. Со стороны такой ребенок напоминает бешеного ёжика: он дистанцируется от окружающих, близко не подпускает к себе, нервничает и не идет на контакт.

Что педагогу стоит делать в таком случае?

Главное — не отвечать на агрессию, но и не игнорировать происходящее. Набиваться в друзья тоже не стоит, пройти сквозь оборону «иголок» не просто, и одна ошибка может привести к еще большему ожесточению.

Стоит помнить, что каждый подросток — это личность, и с ними нужно разговаривать как с взрослыми и все понимающими людьми, спокойным тоном, и не поддаваться на их провокации.

Также стоит обратиться к школьному психологу — он поможет подобрать ключик к конкретной личности и подсказать, как педагог может помочь подростку и что он должен делать в конкретном случае.

Важно! Педагог должен обязательно сообщить об агрессивном поведении классному руководителю и родителям. Агрессивность — это первый и самый легко распознаваемый признак девиантного поведения.

Резкая смена настроения

Второй признак девиантного поведения — резкая смена настроения. В отличие от агрессивности, это, как уже было сказано ранее, не самый ярко выраженный признак, потому что скачки настроения случаются у каждого подростка и виной тому огромные умственные нагрузки в школах и на дополнительных занятиях, давление родителей из-за ОГЭ и ЕГЭ, хронический недосып и эмоциональная усталость. Подросток может быть в одну минуту весел, взахлеб рассказывать об интересном сериале или уроке, а через несколько минут огрызнуться, вставить колкость, расплакаться или разозлиться и хлопнуть дверью, и зачастую это объясняется всплеском гормонов. Но бывают случаи, когда ребенок не может контролировать свои эмоции, ему нужно что-то для успокоения (тут приходят на «помощь» друзья девиантных подростков — сигареты, алкоголь) или наоборот, допинг — энергетики, легкие наркотики, которые дают необходимую энергию для того, чтобы казаться веселым и нормальным, а также успевать по всем предметам и готовиться к экзаменам.

Что в таком случае делать педагогу?

Распознать этот признак можно только с помощью наблюдения: если у ребенка очень часто происходят перепады настроения, но при этом он хорошо успевает на занятиях, редко проявляет агрессию по отношению к другим людям и не замечен в хулиганстве или даже за курением за школой, то скорее всего это подростковое и какой-то серьезной опасности не составляет. Но если эти вспышки происходят очень часто и сопровождаются агрессией или крайне депрессивным состоянием (ребенок плачет в укромном уголке, апатичен, или у него нет желания работать на уроке), то педагог должен постараться наладить контакт с таким учеником. Лучший способ — дать какое-либо интересное задание, например попросить помочь поискать фильм к теме урока, помочь полить цветы после занятий и в процессе побеседовать с ним, предложить поучаствовать в каком-нибудь конкурсе или мероприятии и во время подготовки спросить о том, что его беспокоит. Не в коем случае не проявлять агрессию, не одергивать ученика, если он загрустил во время урока, не «подкалывать» его (а это педагоги, как показывает практика, очень любят). Суть в том, чтобы дать подростку эмоциональный отклик, потому что формально-нейтральное отношение, нарочитая объективность, недостаток сопереживания легко могут быть расценены подростком как безразличие, холодность или даже эмоциональное отвержение.

Важно! Педагог должен наладить контакт и сформировать дружескую связь, но ни в коем случае не допускать «панибратства». Он должен стать тем взрослым-другом, к которому можно обратиться со своей проблемой и который может помочь в поисках решений.

Скрытность

Про таких учеников сами одноклассники говорят: «в тихом омуте черти водятся». Он сидит на третьей или четвертой парте третьего ряда у выхода из класса, много молчит, не проявляет особого интереса ни к одноклассникам, ни к учителям, ни к предмету, ни к заданиям, ни к школьной жизни. Он постоянно один, редко когда стоит в компании других, более активных ребят, и никогда не произносит ни звука. Иногда даже трудно заметить отсутствие такого ребенка в классе, потому что, кажется, он старается слиться с стенами школы или раствориться в толпе. При этом такие ребята редко становятся участниками буллинга: их не травят одноклассники, для них он будто не существует, он не участвует в коллективных издевательствах — ему это не интересно. Школьник-невидимка.

Есть случаи, когда такие подростки просто интроверты — они абсолютно нормальные ребята, которые за пределами школы имеют друзей, хобби, часто помогают по дому и ведут себя как обычные дети, просто в школе у них изначально не получилось наладить контакт с окружающими, и это привело к такому своеобразному социальному отторжению.

Что в таком случае делать педагогу?

Учителю нужно постараться включить его в коммуникативный процесс: чаще спрашивать на уроке, проводить групповые занятия, деловые игры, таким образом «выводить на свет».

Известно, что командная работа помогает в формировании коммуникативных навыков и способствует социализации любого индивида, и в этом случае такой подход может помочь подростку преодолеть сформировавшийся социальный барьер.

Другой пример, когда подросток имеет какие-то проблемы и думает, что в состоянии решить их сам без какой-либо помощи. Он скрывает их от одноклассников, от родителей и тем более от учителей.

Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного психологического истощения. И не до конца сформировавшаяся личность подростка сразу начинает разрушать себя и деградировать.

Распознать такой вариант девиантного поведения скрытного подростка очень трудно: здесь, как и в во втором и третьем случае, педагог должен найти подход к подростку, установить контакт и выявить причину.

В этом ему может помочь школьный психолог, классный руководитель или родители. Ошибка при таком варианте девиантного поведения может привести к тому, что ребенок «закроется» окончательно и подобраться к его переживаниям станет намного труднее.

Неуправляемость

Последний признак распознать также легко, как первый, но и здесь есть своя особенность: если агрессивный подросток похож на пороховую бочку с зажжённым фитилем, то неуправляемый — на гоночный болид без тормозов. Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать подростка агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.

Что в таком случае делать педагогу?

Объяснить то, что он не прав, такому подростку невозможно: он чувствует постоянную опасность, ему кажется, что каждый посягает на его «территорию», лезет советами в его жизнь, хотя он этого не просил. Он защищает себя, свою личность, но на деле постоянно теряет контроль.

Он чувствует себя важным, взрослым, самостоятельным, но вместо того, чтобы остановиться и подумать над своими действиями, он продолжает совершать странные поступки, ошибки, рвет социальные связи и не может остановиться, поэтому задача педагога — остановить его.

Здесь, опять же, не нужно повышать голос, не нужно проявлять агрессию (обливать холодной водой разбушевавшегося тинэйджера тоже плохая затея). Педагог должен постараться «выцепить» его, остаться наедине и просто спокойно поговорить, без чтения нотаций или упреков. Он должен стать авторитетом для такого трудного подростка, быть в меру жестким, но при этом уметь сопереживать.

Если педагог не знает, как можно остановить неуправляемый гоночный болид, то он должен обратиться к школьному психологу и описать ему конкретные поведенческие моменты и на основе заключения психолога уже выстраивать свою стратегию поведения.

Сдерживаться, когда ученик доводит до «белой горячки» — очень сложно, но педагог должен понимать, что у подростка всегда есть внутренние причины, обиды, комплексы, которые так или иначе влияют на его поведение, и любую проблему можно преодолеть, если найти правильное решение. Они не чудовища, не психопаты и не звери. Девиантных подростков бояться не нужно: они просто люди, которым нужна помощь.

  • В заключении хочется предложить пару интересных ссылок:
  • Видеолекция о том, что такое девиантное поведение.
  • Японский сериал об очень «непедагогичном» учителе, чей нестандартный подход к решению проблем помог стать лучше целому классу девиантных детей.

Источник: https://diso.ru/blog/6

Девиантное поведение детей и подростков. Коррекция девиантного поведения

Девиантным считается любое поведение, отклоняющееся от социальных норм. Ключевым моментом является то, что нормы устанавливаются относительно конкретного общества. Поэтому поведение, нормальное для одних людей, рассматривается как нежелательное в другой культуре.

Общепринятой классификации видов девиантного поведения нет. Ниже приведено несколько разных классификаций в зависимости от признаков, взятых за основу.

Согласно целей, которые преследует индивид, девиантное поведение бывает:

  • корыстной ориентации – стремление получить корыстную материальную выгоду посредством нечестных действий или правонарушений (кражи, обманы, мошенничество, спекуляции);
  • агрессивной ориентации – преступления против личности (изнасилования, убийства, избиения, оскорбления);
  • социально-пассивной ориентации – уклонение от выполнения социальных нормативных обязанностей, избегание активного образа жизни и решения необходимых проблем (прогулы работы и учебы, различные виды зависимости, бродяжничество, суицидальные мысли).

С точки зрения результатов, отклонения от нормы бывают:

  • позитивные – действия индивида направлены на преодоление устаревших стандартов, способствуют изменениям социальной системы в лучшую сторону;
  • негативные – поступки человека направлены на разрушение социальной системы, приведение ее к дисфункции и дезорганизации.

Некоторые специалисты делят девиантное поведение на такие виды:

  • антисоциальное (делинквентное) – поступки человека противоречат правовым, морально-этическим и культурным нормам;
  • асоциальное – индивид совершает действия, которые не соответствуют социальным и правовым нормам общества, в котором он живет, а также обычаям и традициям;
  • аутодеструктивное – такое поведение является угрожающим развитию и целостности самой личности.

Девиантное поведение в детском и подростковом возрасте может включать в себя сочетание нескольких видов или проявляться только одним.

Подобные изменения могут проявиться очень рано из-за врожденных причин, возникнуть вследствие физических травм, повлиявших на мозговую деятельность и неврологическое состояние, или же быть сформированы в процессе воспитания или при влиянии неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов.

Оценка своих поступков у детей и подростков также может иметь разный характер. Одни чувствуют свою вину, из-за чего у них падает самооценка и появляются неврозы. Другие считают свое поведение нормальным, оправдывают его, пусть даже общество считает это отклонениями от нормы.

Девиантное поведение детей

Проблемы в воспитании, непослушание и агрессивные аспекты поведения заставляют родителей задуматься о психическом состоянии ребенка уже в раннем возрасте.

Причины девиантного поведения у детей довольно разнообразные:

  • Биологические – включают в себя внутриутробные поражения (токсическое воздействие, асфиксия и пр.), наследственные заболевания, провоцирующие задержки физического и психического развития, повреждения нервной системы. Сюда же относятся нарушения соматического и психического характера, полученные ребенком в первые годы жизни (черепно-мозговые травмы, частые стрессы и пр.).
  • Социальные – отражают различные уровни неблагополучия окружающих людей. Сюда относится алкоголизм родственников (например, молодая семья живет в одной квартире с пьющим дедом), излишняя конфликтность, насилие в семье. Все это провоцирует ребенка корректировать свое поведение в соответствии с асоциальными нормами. Также повлиять на девиантное поведение может неполная семья, поскольку у ребенка наблюдается дефицит ролевых и поведенческих реакций, которые должны быть заимствованы у соответствующего члена семьи.
  • Педагогические – сюда относится злоупотребление запретами, отсутствие объяснений наказаний, что в свою очередь вызывает протестную реакцию со стороны ребенка. Также девиантное поведение развивается вследствие стандартизированного подхода к обращению с детьми в дошкольных и школьных учреждениях, где не учитываются индивидуальные особенности.
  • Психологические – особенности воспитания в семье, неблагоприятно повлиявшие на эмоционально-волевую сферу ребенка, например,  воспитание по типу «кумир семьи», гипер- или гипоопека, насилие в семье, алкоголизм родителей. Также к психологическим причинам относится нарушение привязанности ко взрослым.

Если существуют медицинские показания, то терапию необходимо проводить на максимально ранних сроках. В случае социальных и педагогических причин имеет смысл задуматься над сменой стратегии поведения взрослых.

Точно также и психологические причины требуют немедленной коррекции. Если отклоняющееся поведение игнорируется в детском возрасте, то потом оно закрепляется и становится более устойчивым, перетекая в подростковый.

Девиантное поведение подростков

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.

Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).

Наиболее распространенные формы девиантного поведения подростков:

  • деструктивно-агрессивная — для нее характерны радикальные и даже бунтарские поступки индивида с целью установки новых порядков в среде, где он находится, это может быть семья или интернат, дет.дом, а также изменение деятельности социальной группы или своего места в ней (класс в школе, группа на кружке или в спортивной секции, бандитская группировка на улице и т.д.).
  • деструктивно-компенсаторная — более мягкая форма девиантного поведения, при которой подросток пытается занять желаемое место в обществе или достичь определенных изменений своего социального статуса. В отличие от деструктивно-агрессивной формы поведения в данном случае человек чаще всего уступает своим принципам и убеждениям, попадая под влияние определенной социальной группы. Это может быть подчинение правилам неформальных группировок в обмен на их дружбу, защиту, признание или материальное обеспечение. Например, подросток, ранее не пробовавший сигареты или алкоголь или не использовавший нецензурные выражения, начинает их употреблять. Присоединяется к травле кого-то вне группы или же занимает пассивную позицию, не пытаясь защитить жертву от нападок сверстников.
  • компенсаторно-иллюзорная — направлена на снятие психологического дискомфорта и неудовлетворенности текущим положением дел при помощи психоактивных веществ. Тут нет противостояния социуму, подросток выбирает изолировать себя от него или искусственно изменить существующее восприятие.

Коррекция последней формы девиантности обычно вызывает наибольшие трудности, поскольку кроме психологических особенностей необходимо решать и проблему зависимости.

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

  • Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
  • Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
  • Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
  • Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей. Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
  • Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е.

даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения.

Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут.

Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание.

Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Коррекция девиантного поведения

Если родители замечают отклонения в поведении своего ребенка и не могут самостоятельного его отрегулировать, необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому или подростковому психологу, в зависимости от его возраста.

Ждать, пока такие тенденции пройдут самостоятельно, не имеет смысла, поскольку момент легкой корректировки может быть упущен, а ситуация будет продолжать ухудшаться. Словесная агрессия быстро превращается в физическую, прогулы занятий заканчиваются употреблением наркотиков, при этом дети обычно не осознают разрушительные последствия.

Часто дети, выбирающие асоциальное поведение, не видят в этом ничего предосудительного, поэтому могут отказываться идти на консультацию к специалисту. Не нужно силой затаскивать их в кабинет, а вот родителям прийти необходимо.

Разобравшись в индивидуальной ситуации, психологи центра «Эмбер» подскажут различные приемы и тактику действий самим родителям, чтобы скорректировать поведение ребенка.

У нас работают специалисты с большим опытом коррекции девиантного поведения у детей и подростков. Мы работаем как по классическим методикам, так и по инновационным и авторским.

Основная задача – подойти к вопросам и проблемам с детьми и подростками комплексно. Только в таком случае можно достичь положительного результата при общении с ними, достучаться до них и проработать их переживания, стрессы, травмы, чтобы скорректировать девиантное поведение.

Если вас беспокоит девиантное поведение вашего ребенка, позвоните нам по тел.: (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к специалисту. Мы поможем исправить ситуацию!

Источник: https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/

Ссылка на основную публикацию