Что можно кушать христианину
Содержание статьи
Православная Жизнь
Библейское учение о пищевых ограничениях.
Продолжаем наш разговор о библейских пищевых повелениях и запретах. Переходя к новозаветным страницам, необходимо сразу задать важный вопрос: соблюдали ли первые христиане закон Моисея и все связанные с ним предписания о пище? Отвечаем: соблюдали. Процесс выхода христианства из среды иудейской обрядовости был довольно долгим. Вначале Церкви нужно было осмыслить хотя бы то, что христианам, пришедшим из язычества, ветхозаветный закон не нужен. Это отражено в решениях Апостольского Иерусалимского собора. Крестившимся язычникам было предписано лишь «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29). Как видим, идоложертвенное, кровь, удавленина все же остаются под запретом. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.
Итак, уже в первые десятилетия своей жизни Церковь свидетельствует о ненужности для христианина из язычников Моисеева закона (за исключением означенных выше пунктов). Хотя иерусалимская еврейская община закон все еще соблюдала, совмещая его с верой во Христа, и так было вплоть до разрушения Иерусалима в 70 году. Вскоре после этой трагедии иудеохристианство уходит из Церкви навсегда.
Но нас сейчас интересует не это. Несомненно, самым ярким проповедником необязательности и даже опасности закона для язычников был апостол Павел. Как первопроходец в этой области, он понес много скорбей за свои взгляды. Для дальнейшего понимания церковного отношения к различению пищи нам необходимо углубиться в учение апостола по этому вопросу.
Если двигаться по Новому Завету согласно церковной последовательности апостольских посланий, впервые темы ядения или неядения по религиозным мотивам встречаются в Послании к римлянам, в 14-й главе. К этому материалу мы и обратимся. Контекст поднятой темы был следующий.
Дело в том, что среди римских христиан существовали различные взгляды по поводу того, можно ли христианину есть мясо и пить вино. Некоторые считали нужным воздерживаться от того и другого, освящая некоторые дни постом. Иные признавали бесполезными подобные ограничения христианской свободы. Ко всему прочему добавлялось и то, что на рынке преимущественно продавали идоложертвенные продукты (посвященные тем или иным языческим богам), и перед христианами неминуемо вставал вопрос, как к ним относиться. Смело есть, не задумываясь ни о чем? Так многие и делали. Не вкушать и гнушаться как чем-то нечистым? Некоторые именно так и поступали. Данная ситуация породила множество споров и недоумений, на которые и пытается ответить апостол Павел.
Прежде всего он выясняет, что «нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Мысль Павла вполне созвучна словам Христа: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11). Христианское понимание осквернения касается духовной жизни человека; в первую очередь тайных мыслей и желаний, а затем уже слов и поступков. Они оскверняют человека, а не пища и питие.
Как хорошо бы помнить это нам, впадающим иногда в ревность не по разуму! Как часто мы проявляем чудеса сообразительности: только бы не съесть чего-то «неуставного», но при этом спокойно можем носить в себе злобу и недоброжелательность, вовсе не чувствуя никакого осквернения — а ведь именно в таком состоянии наша душа глубоко осквернена! Насколько нам легче заниматься формой, а не содержанием, и как часто происходят наши невидимые падения именно из-за болезненной привязанности ко всему внешнему! Внешнее тоже необходимо, но как трудно порой преодолеть соблазн сделать внешность целью духовной жизни…
Итак, Павел, выяснив, что «нет ничего в себе самом нечистого», отмечает важную вещь: перебирающих пищей он называет «немощными», но просит не мешать им, ибо они решились не есть те или иные продукты по своему внутреннему убеждению и действуют ради Господа. Решение принято «по вере», и это для апостола важно: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога… Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех (Рим.14:6; 22-23).
Павел вообще не считает вопрос пищи очень-то важным в христианстве, «ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Следовательно, по причине поста или вкушения ни в коем случае нельзя ссориться. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест» (Рим. 14:3), — увещевает апостол. И, конечно же, не стоит соблазнять брата принципиальным вкушением или невкушением: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим. 14:20).
Таковы главные тезисы учения Павла о религиозном значении еды в Послании к римлянам. Гораздо более широкие рассуждения на интересующую нас тему мы находим в Первом Послании к коринфянам.
Здесь Павел уже больше локализирует свое внимание именно на идоложертвенной пище. Поначалу звучат уже знакомые нам мысли о второстепенном значении пищи в христианской жизни, а также о том, что едой не должно никого соблазнять и огорчать: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:8-9). Говоря же об идоложертвенном, Павел вообще отрицает какое-либо воздействие на христианина идоложертвенной пищи, так как сам идол есть попросту ложный символ несуществующей реальности: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).
Казалось бы, все ясно. Есть Единый Бог, которому покланяются христиане, а все остальное — иллюзия и обман. И вдруг среди привычных нам тезисов появляется другая, совершенно новая мысль. Апостол признает, что хоть «идол в мире ничто», но за несуществующей реальностью языческих богов скрываются бесы, и вкушение идоложертвенного означает общение с бесами. Прочитаем цитату из 10-й главы Послания:
«Возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю [вам] как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:14-21).
Вот какой неожиданный поворот! Таков Павел — он всегда непредсказуем. Его мысль течет, как полноводная река, и часто готовит нам или бурные водопады, или прозрачную отмель, или вдруг необычайную глубину, или извилистые повороты. Ситуация с идоложертвенным усложняется. Да, изображаемая идолом реальность не существует, но за идолом скрывается падший ангел, который все же присутствует. «Яко вси бози язык бесове» (Пс. 95:5). И вкушать идоложертвенное осознанно — значит вступать во взаимодействие со злым духом. Итак, есть ли опасность осквернения? Ответ неминуемо получается двойственный. Вкушение идоложертвенного без веры в языческого бога, но при наличии твердой веры во Христа никакого осквернения не произведет, ведь осквернение в христианстве — понятие внутреннего характера; но при этом будет наблюдаться косвенное участие в языческом богослужении, а это нежелательно.
Апостол еще кое-что уточняет: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю [пищу], то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 25-31).
Как мы видим, Павел, самый великий миссионер в истории христианства, облекает тему вкушения идоложертвенного в миссионерские одежды. Забавно поясняет данную ситуацию о. Андрей Кураев. Допустим, мы пришли в гости — рассуждает о. Андрей. Хозяйка угощает, стол прекрасно накрыт. И вдруг хозяйка говорит: «А вот попробуйте вкуснейшие кришнаитские пирожки, мне сегодня дали на улице. Такие хорошие ребята эти кришнаиты…» Что делать? Ведь кришнаитский прасад — это и есть идоложертвенная еда. В таком случае, считает Кураев, мы должны ради этой женщины отказать. Нельзя, чтоб она думала, что вкушать идоложертвенное — это хорошо. Однако ночью (допустим, мы остались ночевать) мы можем прокрасться на кухню и со спокойной совестью съесть все пирожки. И даже, может быть, не перекрестившись — ибо «идол в мире ничто».
Вывод: я не боюсь осквернения от пищи, так как Христос сильнее бесов, но если мой ближний не имеет такого знания, которое есть у меня, я не имею права искушать его своей смелостью. Вдумаемся. Снова повторим. Идол есть ничто, и его нельзя бояться. Вся пища создана Богом для человека, поэтому кушать можно все, продаваемое на рынке, не сомневаясь. Однако мы можем рассуждать относительно вкушения или невкушения в зависимости от воздействия наших поступков на других людей (миссионерский фактор). Сами же должны иметь крепкую веру и ничего не бояться. Но опять же оговорка: за идолом может скрываться бес, поэтому все же лучше не иметь дело с пищей, принесенной идолу.
Парадоксально? Да. Однако здравая мысль тут есть, и ее можно понять. «Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено. Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая — ставит человека под влияние демонов, — от которых произошло и самое идолослужение, — а этого и не хочет допустить апостол Павел» (1).
Потому и на Апостольском соборе был принят запрет на идоложертвенное, и впоследствии Церковь подтвердила это в правилах Вселенских Соборов. Также надо понимать, что есть момент дисциплины. В некоторых вопросах должна быть одна дисциплина для всех — и для сильных, и для слабых. Объяснять каждому в отдельности тонкости учения Павла было бы трудно. Необходимо учитывать сложность отношений в первой Церкви иудео-христиан и языко-христиан. Языко-христианин, узнав, что идол ничто, мог спокойно есть идоложертвенное, как он это и всегда делал, только уже зная, что это приношение ложным богам и никак ему не навредит. Для иудео-христианина, воспитанного в рамках пищевых запретов закона, эта картина выглядела бы ужасной до обморока. То же касается и вкушения крови. Поэтому последовал жесткий запрет, одинаковый для всех, во избежание всяких соблазнов и неясностей. Хотя мы увидели, что учение Павла о идоложертвенном совсем не однозначно. В принципе, христианин свободен в выборе пищи, но при этом есть общая церковная дисциплина, а также фактор ближнего.
Итак, прямо запрещены в пищу для христианина лишь три вида пищи: идоложертвенное (принесенное в жертву языческому богу), кровь в любом виде и удавленина (опять же по причине крови). Что касается идоложертвенного, то мы не должны специально узнавать, не является ли таковой наша пища, но раз уж осведомлены, тогда лучше не есть. Она не осквернит нас, если мы имеем веру, ибо осквернение в христианстве есть дело внутреннего произволения. Подтвердим эту мысль несколькими святоотеческими цитатами.
«Апостол не дозволяет им даже сомневаться, то есть исследовать и разведывать, идоложертвенное это или нет, а заповедывает просто есть все находящееся на торжище, не расспрашивая, что такое предлагаемое. Идоложертвенное дурно не по природе своей, но производит осквернение по произволению вкушающего» (свт. Иоанн Златоуст) (2).
«Избегайте, говорит, идоложертвенного не потому, чтобы оно могло причинить вред; оно не имеет никакой силы; но потому, что оно презренно» (свт. Иоанн Златоуст) (3).
«Идол — ничтоже есть и не может иметь никакого влияния на свойство пищи, не делает нечестивым ядущего, ибо нечестие в признании идола чем либо» (свт. Феофан Затворник) (4).
Запомним еще, что ветхозаветные пищевые запреты (как и прочие законные обрядовые установления) для нас неактуальны. Церковь перестала соблюдать их уже в I веке. Нам может быть интересно лишь прообразовательное значение этих запретов, о чем нужно говорить отдельно. И, конечно же, непреходящее значение имеют нравственные установления закона, углубленные и одухотворенные Христом (см. Мф. 5).
В целом же христианство — не религия еды, но благодати и свободы. Кроме исключенного Апостольским собором, христианин может есть все, что захочет, и не есть все, что захочет. Пища не приближает к Богу и не отдаляет от Него, она не может осквернить человека. Другое дело, что всякая пища действует на организм определенным образом и так или иначе может влиять на молитву и духовную трезвость христианина. Есть пища более легкая, есть более тяжелая. Отсюда и наши посты и воздержания — для поддержания молитвенной легкости и для «различения дней» по вере. Но сама по себе еда нейтральна и не освящает и не оскверняет нашу душу.
Завершая наше небольшое исследование, нельзя не сказать, что в православной среде распространены всякие глупые страхи, которые нельзя назвать иначе как «бабьи басни». Например, говорят, что нельзя есть суши, или же боятся ненароком съесть кошерное, или наоборот, нечто запрещенное обрядовым законом Моисея. Короче говоря, «тамо убояшася страха идеже не бе страх» (Пс. 52:6). Для таких людей повторим мысли апостола Павла: «Едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8); «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:4-5).
Помолившись перед едой, перекрестившись, будем кушать на здоровье все, что Бог послал. Кроме разве что кровянки, ибо кровь запрещена христианам в пищу, или тех случаев, когда нам скажут: «Это идоложертвенное». Во всем же остальном мы совершенно свободны. А если какой-то злодей и нашептал какие-то заклинания над нашей пищей, любые козни дьявольские разрушатся от крестного знамения и молитвы, по правдивому слову апостола (см. 1 Тим. 4:4-5).
Дай Бог, чтоб не было в нашей жизни никакого страха, кроме страха Божьего — боязни огорчить нашего Господа. А опечалить Его можно, помимо прочего, нашей суеверной боязливостью, глупостью и невежеством. Будем же настоящими христианами, имеющими крепкую, здравую веру.
Сергей Комаров
Читайте также: Можно ли православным есть свинину.
Примечания:
1) Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета А. П. Лопухина. 1 Кор., 10-я глава // Эл. ресурс: https://www.bible.in.ua/underl/Lop/
2) Цит. по: Свт. Феофан Затворник. Толкование на 1 Кор. 10-я глава // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/4
3) Там же.
4) Там же.
Источник
Православное питание: принципы еды христиан, что можно есть и что запрещено
Статья написана в ознакомительных целях. Проконсультируйтесь с врачом.
Православное питание для мирян имеет свои особенности, о которых должен знать каждый христианин. Церковь предписала верующим соблюдать посты, как однодневные, так и более длительные. Ограничения в питании — неотъемлемая часть православного мировосприятия. Есть много хороших рецептов, помогающих верующим проводить постные дни.
Христиане должны иногда ограничивать себя в питании.
Особенности православного питания на каждый день
Православное питание — это здоровая пища, способствующая духовному или телесному очищению, укреплению сил. Существует система праздничных, постных и будних дней. В православном календаре всегда можно найти указание, какие продукты разрешено есть в тот или иной период, дату, церковное событие.
Например, празднование дня святителя Николая попадает на Рождественский пост. Но в календаре указано, что можно есть рыбу и морепродукты. Благодаря соблюдению постов верующий обретает здоровье тела, духа, избавляется от хронических заболеваний, не приобретает новых.
В будни христиане могут есть любые продукты. Не приветствуется переедание, перед трапезой присутствует обязательная молитва, которая помогает сдерживать страсти и призывает благодать Божью на освящение пищи. Но часто будние дни перемежаются с однодневными или длительными периодами телесного воздержания.
Во-первых, каждую среду и пятницу накладываются строгие ограничения в питании. Во-вторых, в течение года православным христианам предписано пройти 4 многодневных поста.
Христианам необходимо молиться перед трапезой.
Однодневные православные посты
Среда и пятница — постные дни. На протяжении года допускаются исключения. Они связаны с началом или окончанием длительных 40-дневных постов. Такие периоды называются сплошными седмицами, то есть включают в себя 7 дней. Приведем их:
- Светлая седмица — начинается сразу после Пасхи. Дает возможность верующим выйти из длительного, строгого поста.
- Троицкая седмица — после Троицы.
- Святки — проходят после праздника Рождества, накануне Крещения.
- Неделя мытаря и фарисея — незадолго до Великого поста.
- Масленица, или Сырная неделя, — проходит непосредственно перед Великим постом. Вводятся ограничения только на мясо, остальные продукты животного происхождения разрешены.
Все вышеозначенное относится к мирянам. У монахов пост проходит строже. Кроме среды и пятницы каждую неделю, они постятся в понедельник. Не употребляют в пищу мясные продукты. Больше ограничений в однодневные, 40-дневные посты.
Миряне по благословению священника могут ослабить пост. На это должна быть весомая причина, например, болезнь, тяжелая физическая работа, истощение.
Крещенский сочельник
В день перед праздником Крещения предписан однодневный пост — Сочельник. Меру воздержания каждый определяет индивидуально. По правилам, это должны быть строгие ограничения, вплоть до полного отказа от пищи. Есть можно только на следующий день после литургии, приема крещенской воды.
Есть можно только после приема крещенской воды.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
В праздник, который проходит 11 сентября по церковному календарю, предписан строгий пост. Он длится 1 день, но действует ограничение на все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. Пищу можно готовить с растительным маслом — это единственное послабление, допускаемое правилами церкви. Таким способом верующие хотят приобщиться к страданиям Иоанна Предтечи, выразить свою скорбь, память о святом.
Воздвижение Креста Господня
В этот день вспоминают обретение древа Креста Господня равноапостольными императором Константином и царицей Еленой. Ограничениями в пище христиане хотят почтить страдания Господа нашего Иисуса Христа. Нельзя вкушать все продукты, имеющие животное происхождение. В меню присутствуют грибы, растительные пища и масло.
Как поститься в среду и пятницу
Ограничения однодневных постов могут быть более или менее строгими. Если нет поста, то в среду и пятницу можно есть рыбу, масло растительного происхождения. В периоды длительных, сплошных постов в эти дни налагаются строгие ограничения. Рыбу вкушать нельзя. Если пост строгий, в среду и пятницу под запрет подпадает растительное масло.
История Великого поста
Предпасхальный пост — это ограничительный (очистительный) период подготовки православных христиан к встрече и празднованию Воскресения Христова. Хоть он и считается 40-дневным, но тянется 7 недель (включает еще Страстную седмицу). Это самый длинный и строгий пост, центральный во всем богослужебном круге. Верующие подражают Иисусу Христу, проведшему 40 дней в пустыне. С IV-V вв. обязателен для всех православных христиан. В ранние века его несоблюдение приводило к временному отлучению от церкви.
Изначально можно было вкушать единожды вечером только хлеб, воду и овощи.
Вначале устав церкви предписывал вкушать пищу 1 раз в день вечером (с понедельника по пятницу). Это вода, хлеб, овощи — все без масла. Лишь по субботам и воскресеньям допускались послабления в виде большего разнообразия овощных блюд, стакана вина, добавления растительного масла, увеличения числа приемов пищи. Но со временем стало ясно, что такие ограничения способны понести лишь немногие.
Суть Великого поста
Предписывая отказ от некоторых видов пищи, церковь призывала сделать ее как можно более дешевой и простой. Освободившееся время и средства предлагалось направить на дела милосердия, заботу о ближних. Например, пожертвовать на храм, посетить больных и немощных, узников, детей-сирот.
Ограничения в еде необходимы для обуздания страстей, плоти, достижения господства духа. Пост — выражение покаяния, примирительная жертва за содеянные грехи. Это одно из важнейших средств для достижения духовного совершенства, незаслуженно забытое и отвергнутое другими вероисповеданиями.
Как подготовиться и планово войти в пост
Подготовиться к Предпасхальному посту помогает соблюдение Сырной седмицы. Православные христиане постепенно осуществляют переход от пищи животного происхождения к растительному питанию. В период Масленицы из рациона верующего исключаются мясные блюда. Разрешено употреблять в пищу все остальные продукты, в том числе молочные, рыбу. За время Сырной седмицы человек адаптируется к пищевым ограничениям и в пост входит безболезненно, без срывов и нарушений в организме.
Разрешенные продукты
Во время поста можно употреблять пищу растительного происхождения, в том числе грибы. Есть рыбу можно только дважды во время поста:
- на Благовещение;
- в Вербное воскресенье;
- в Лазареву суббота — только икру.
В Лазареву субботу можно есть икру, а не рыбу.
В среду и пятницу, согласно церковному уставу, необходимо готовить еду без масла.
Что нельзя кушать во время Великого поста
Во время Предпасхального поста нельзя есть пищу животного происхождения. Под запрет попадают такие виды продуктов:
- мясо;
- птица;
- рыба;
- морепродукты;
- молоко, его производные.
Растительную пищу принимают в разумных количествах. Переедание является нарушением поста.
Календарь питания по дням на Великий пост 2020
Предпасхальный пост — ответственный период в жизни каждого христианина. Налагаются строгие ограничения в питании, которые требуют усилий, особенно если человек ходит на работу, целый день занят активной деятельностью.
В первую неделю предписывается сухоядение. Это сырые, сушеные, печеные или вареные холодные овощи, фрукты, хлеб, орехи. В субботу, воскресенье разрешена горячая пища с маслом. На Страстную седмицу первые 4 дня, в субботу допускаются вареные блюда без масла, в пятницу — строгий пост без еды.
В первую неделю необходимо придерживаться сухоядения.
Рецепты постных блюд без масла
Предпасхальный пост накладывает ограничения не только на продукты животного происхождения, но часто и на растительное масло. Согласно церковному календарю (см. выше), насчитывается не менее 17 дней, когда еда готовится без елея.
Суп из чечевицы
Ингредиенты:
- лук — 2 головки;
- морковь — 2 шт.;
- чечевица — 0,45 кг;
- картофель (небольших размеров) — 4-6 шт.;
- помидоры — 0,5 кг;
- вода — 2 л;
- шпинат — 0,2 кг.
Приготовление:
- Все овощи, зелень мелко нарезать.
- Чечевицу перебрать, промыть. Положить в воду, довести до кипения. Проварить до готовности.
- Добавить овощи, специи и варить 5 минут.
- Бросить шпинат.
- Через 1-2 минуты выключить плиту.
- Кастрюлю с супом накрыть крышкой, держать до частичного остывания.
Суп из кореньев
Ингредиенты:
- картофель — 2 шт.;
- корень петрушки — 1 шт.;
- морковь — 1 шт.;
- луковица — 1 шт.;
- вода — 1 л;
- лимонный сок — 1 ст. л.;
- зелень.
Постное блюдо — суп из кореньев.
Приготовление:
- В кипящую воду бросить соль, нарезанные корень петрушки, морковь, лук.
- Через 5-10 минут добавить картофель.
- Проварить 10 минут и выключить.
- Добавить зелень, накрыть крышкой.
- При подаче влить в тарелку немного лимонного сока.
Суп из фасоли
Ингредиенты:
- фасоль — 0,3 кг;
- орехи (грецкие) — 100 г;
- лук — 2 головки;
- чеснок — 5 долек;
- зелень — 2 ст. л.;
- лимонный сок — 1 ст. л.;
- перец, соль — по вкусу.
Приготовление:
- Фасоль отварить и помять.
- Добавить измельченные орехи, чеснок и лук, а также перец, соль.
- Через 5 минут кипячения бросить зелень, влить лимонный сок.
- Проварить несколько минут и выключить.
Овощной суп
Ингредиенты:
- лук — 2 шт.;
- морковь — 1 шт.;
- перец сладкий — 2 шт.;
- помидоры — 3-4 шт.;
- картофель — 3-5 шт.;
- цветная капуста — 0,2 кг;
- брокколи — 0,2 кг;
- зеленый горошек — 0,15 кг;
- чеснок — 4-5 долек.
Суп из овощей.
Приготовление:
- Все овощи вымыть, почистить, нарезать.
- Лук, морковь, перец, томаты потушить в собственном соку.
- Добавить нарезанный картофель.
- Влить кипящую воду и варить до готовности картофеля.
- Добавить брокколи, цветную капусту.
- Немного прокипятить так, чтобы они не разварились.
- Добавить специи, зеленый горошек и выключить огонь.
Салат из печеных овощей
Ингредиенты:
- баклажаны — 3 шт.;
- помидоры — 3 шт.;
- сладкий перец — 3 шт.;
- чеснок — 1 долька;
- соль.
Приготовление:
- Положить овощи на противень, проткнуть вилкой, добавить немного воды.
- Поставить в духовку при +180°C на 15 минут томаты и перец, на 30 минут — баклажаны.
- Готовые овощи очистить от кожуры, нарезать кубиками.
- Все перемешать, добавить специи и зелень.
Блюдо с овощами.
Рецепты постных блюд с маслом
В остальные дни можно побаловать себя пищей с маслом. Приведем наиболее распространенные рецепты.
Салат из белой фасоли
Ингредиенты:
- фасоль (белая) — 1 ст.;
- укроп, петрушка, лук — по 2-3 веточки;
- чеснок — 3-4 дольки.
Приготовление:
- Замочить на ночь фасоль. Утром отварить.
- Зелень мелко нарезать.
- Чеснок выдавить через пресс.
- Все смешать, заправить растительным маслом и специями.
Салат из свеклы
Ингредиенты:
- свекла — 1 шт.;
- морковь — 1 шт.;
- лук (зеленый) — 1 шт.
Свекольный салат с добавлением масла.
Приготовление:
- Овощи отварить, нарезать кубиками.
- Зеленый лук измельчить ножом.
- Все смешать, добавить масло, соль по вкусу.
Горячий салат из фасоли с картофелем
Ингредиенты:
- фасоль — 100 г;
- картофель — 0,4 кг;
- лук (зеленый) — 5-6 шт.;
- зелень — 1 пучок.
Приготовление:
- Лук и зелень измельчить. Смешать со специями, маслом, дать настояться.
- Картофель отварить в кожуре, нарезать кубиками.
- Смешать отварную фасоль, картофель и заправку.
Ботвинья
Ингредиенты:
- свекла (вареная) — 2 шт.;
- огурцы (свежие) — 2 шт.;
- шпинат — 0,125 кг;
- щавель — 0,125 кг;
- листья, черешки свекольной ботвы — 0,15 кг;
- листья крапивы — 0,15 кг;
- петрушка, укроп, зеленый лук — по 30 г.
Блюдо ботвинья.
Приготовление:
- Свеклу нарезать, как на салат.
- Огурцы очистить, накрошить.
- В кипящую воду бросить листья шпината. Через 30 секунд вынуть из воды, мелко нашинковать.
- Зеленый щавель, листья крапивы варить 1 минуту, достать и нарезать.
- Листья, черешки свекольной ботвы варить 1 минуту, вынуть, порубить.
- Зелень измельчить, смешать с остальными ингредиентами. Залить все жидкой основой блюда, которая готовится по следующей схеме: отвар свеклы (0,25 л) + рыбный бульон (0,25 л) + белый квас (0,25 л) + хлебный квас (0,5 л) + сахар (1 ст. л.) + перец (1/2 ч. л.) + сок 1/2 лимона + соль (1 ч. л.) + хрен (1 ч. л.) + горчица (1/2 ч. л.).
Гороховый суп с кабачками
Ингредиенты:
- горох — ¾ ст.;
- вода — 1 л;
- морковь — 1 шт.;
- луковица — 1 шт.;
- кабачок — 0,5 кг.
Приготовление:
- Поставить горох вариться.
- Обжарить лук, морковь.
- Нарезать кабачок. Вместе с заправкой отправить в кастрюлю за 5 минут до готовности.
- При подаче добавить кетчуп, зелень.
Овощное рагу
Ингредиенты:
- капуста (цветная) — 0,5 кг;
- помидоры — 4 шт.;
- лук — 1 головка;
- картофель — 2 шт.;
- морковь — 1 шт.;
- отвар (овощной) — 1 л.
Постное блюдо — овощное рагу.
Приготовление:
- Нарезать кубиками картошку, лук, морковь.
- Помидоры очистить от кожуры, измельчить кусочками.
- Соцветия капусты отварить.
- Лук, морковь, томаты обжарить.
- Добавить картофель в отвар. Проварить ¼ часа.
- Добавить цветную капусту, специи (карри, молотый кориандр, соль).
- Тушить до готовности картофеля.
Кабачки с луком
Ингредиенты:
- кабачки — 0,5 кг;
- лук — 2 головки;
- морковь — 3 шт.;
- постный майонез.
Приготовление:
- Кабачки почистить, измельчить в виде соломки.
- Лук очистить, нарубить.
- Морковь крупно натереть.
- Все смешать со специями, маслом и обжарить.
- Добавить постный майонез, потушить 10 минут.
Помидоры, фаршированные грибами
Ингредиенты:
- грибы — 0,25 кг;
- помидоры — 2 шт.;
- лук — 1 шт.
Помидоры с грибами.
Приготовление:
- Помидоры разрезать пополам, удалить мякоть.
- Мелко нарезанный лук обжарить. Добавить к нему мякоть томатов, потушить все вместе.
- В полученную массу добавить вареные, мелко нарезанные грибы. Посолить, перемешать.
- Помидоры заполнить полученным фаршем, присыпать сухарями.
- На противне отправить в духовку на 20 минут.
Грибные оладьи
Ингредиенты:
- шампиньоны — 0,25 кг;
- лук — 1 головка;
- чеснок — 2 дольки;
- укроп — 1 ч. л.;
- мука — 50 г.
Приготовление:
- Лук, чеснок, грибы мелко нарубить.
- Лук обжарить, добавить все остальные ингредиенты. Все перемешать, тушить до выпаривания воды.
- Добавить муку, замесить тесто.
- Обжарить тесто в виде оладий.
Котлеты рыбные
Ингредиенты:
- батон (белый, черствый) — 1 кусочек (100 г);
- рыба (филе) — 0,5 кг;
- чеснок — 1 долька;
- панировочные сухари.
Рыбные котлеты.
Приготовление:
- Батон замочить в воде.
- Филе промыть, обсушить.
- Пропустить оба ингредиента через мясорубку.
- Добавить чеснок.
- Сформировать котлеты, обвалять в сухарях.
- Обжарить на рафинированном масле.
Тушеный картофель
Ингредиенты:
- картофель — 1 кг;
- морковь — 100 г;
- лук — 1 шт.
Приготовление:
- Лук подготовить к обжарке в виде кубиков.
- Морковь измельчить на крупной терке.
- Оба ингредиента обжарить, добавить картофель, нарезанный крупными кубиками.
- Влить воду, всыпать специи (соль, перец, лавровый лист).
- Тушить под крышкой 20-30 минут.
Картофель тушеный.
Готовые диеты с доставкой
Вы также можете заказать уже готовые постные диеты с доставкой на дом, не нужно составлять рацион и готовить, вот самые популярные рационы:
[miniposter=shortstory-mobile]
Кто освобождается от поста
Для беременных, кормящих женщин, детей до 7 лет пост отменяется полностью. Старики, больные люди могут рассчитывать на послабления. Это решается в индивидуальном порядке.
От поста освобождаются люди, вынужденные питаться в пути, на работе, в армии, тюрьме и больнице. У них нет возможности готовить или приносить с собой постные блюда. Поэтому, чтобы не создавать проблем ни себе, ни другим, едят то, что есть.
Правила поведения и традиции Великого поста
На время поста необходимо отказаться от приема пищи животного происхождения, алкогольных напитков, табачных изделий. В это время нельзя венчаться, ходить на увеселительные мероприятия, предаваться телесным наслаждениям. Необходимо проводить время в труде, тишине и молитве, чаще посещать церковь, читать духовную литературу.[/miniposter]
Просмотров: 4 417
Добавлено: 11-06-2020 21:19 Сообщить про неверную информацию в статье.
Печатать статью
Источник