Что можно кушать готовясь к причастию
Содержание статьи
Пост перед причастием: правила и особенности питания, что можно и нельзя есть, как правильно соблюдать пост, смысл и традиции
Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.
Что такое пост и зачем поститься перед причастием
Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:
- в виде кусочка просфоры жертву Иисуса на голгофском кресте, на нем было ломимо тело Христа, и заплачено за все наши грехи и болезни;
- вино, как Святую кровь Христа, которая дает очищение духу, душе и телу.Причастие – это таинство для души верующего человека
Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).
Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.
Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.
Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.
Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.
Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.
Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.
История появления поста перед причастием
Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.
Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.
Читайте постах:
- Главные правила и ошибки поста
- Пост для детей
- Польза и вред поста для здоровья организма
Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.
Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.
По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.
Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.
Правила поведения во время подготовки к Причастию
Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.
Читайте о многодневных постах:
- Великий пост
- Петров пост
- Рождественский пост
Священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье, чтобы держать себя в чистоте и святости, соблюдая воздержание в еде по средам и пятницам.
Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:
- продукты животного происхождения;
- яйца;
- молочные продукты;
- выборочно — рыбу.
В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.
Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.
Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.
Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.
Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.
Пост перед причастием: как правильно соблюдать
Послабления в посте
Причастие — великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.
Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей — лучший пример для подрастающего поколения.
Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.
Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.
Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.
Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.
Пост — это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.
Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.
Молитва грешника
Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.
Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.
Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.
Иисус, Сын Божий, помилуй меня.
Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.
Источник
Пост перед Причастием
Пост перед Причастием обязателен, но его мера обычно определяется
индивидуально. Смысл подготовки к Таинству не в том, чтобы изнурить своё тело
голодом, а в том, чтобы телесное воздержание было помощью в духовной
подготовке. Есть несколько степеней поста — начиная с отказа только от
мяса и заканчивая полным отказом от пищи.
Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если
человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели.
Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник,
Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные
(Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает
никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть
более строгого дня перед Причастием.
Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно
перед самим Таинством. С 12 часов
ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она
совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.
В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться
исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и
излишние послабления не принесут пользы.
Что едят в пост перед причастием?
В пост перед Причастием едят пищу растительного происхождения, то
есть крупы, фрукты и овощи, грибы и бобовые. Под запрет попадает в первую
очередь мясо, а также молоко и яйца. Если человек готовится причащаться не в
период поста, то в его рационе могут быть морепродукты и рыба, если же устав
предполагает в это время более строгое гастрономическое воздержание, то оно
должно быть соблюдено.
Бывает, что проблемы со здоровьем или какие-то жизненные сложности
не позволяют человеку следовать рекомендациям устава. Но в любом случае надо
понимать, что пост в период подготовки к Причастию предполагает в первую
очередь отказ от каких-то излишеств и лакомств, которые могут быть не только
скоромными, но и постными. Основное правило: пища должна быть простой, а
внимание должно быть уделено духовной работе — покаянию и молитве.
Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?
Есть рыбу в пост перед Причастием не стоит, если человек
приступает к Таинству нечасто, а церковные календарные предписания по питанию
выполняет кое-как — в таком случае перед редким Причастием желательно поститься
строже. Стоит отказаться от рыбы и в случае, если подготовка и без того
выпадает на постные дни. В Великий пост, даже если вам разрешены послабления
(например, по состоянию здоровья), то перед Причастием от рыбы стоит
отказаться. Если же согласно уставу в эти дни можно есть все, а
верующий, четко следуя правилам, и так не ест мясную и молочную пищу примерно
половину года, то не будет грехом, если он не станет изнурять себя излишне
строгим воздержанием.
Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности
бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.
Но есть или не есть рыбу в пост перед Причастием — это все же не
главный вопрос. Гораздо важнее постараться сохранить духовную чистоту, не
обижать близких и не позволять себе раздражаться. Именно злоба, а не кусочек
рыбы может стать препятствием для того, чтобы приступить к Таинству.
Можно ли морепродукты в пост перед причастием?
Есть ли морепродукты в пост перед Причастием, верующие обычно
решают исходя из обстоятельств. Нет однозначного ответа, нужно ли их
приравнивать к рыбе или же «морские гады» — постный продукт. И потому даже во
время Великого поста одни категорически от них отказываются как от скоромной
пищи, а другие с их помощью восполняют недостаток белка. Но в дни постов, если
здоровье позволяет, непосредственно перед Причастием вполне можно обойтись и
без морепродуктов.
Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно
скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В
любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными
послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.
Можно ли кофе в пост перед причастием?
Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе,
конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни
подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.
Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам
уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием
можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл
поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и
побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать
справиться с пристрастием к кофе.
Пост перед причастием в сплошную седмицу
Сплошная седмица — это период, когда пост отменяется. Всего таких
пять в году – десять дней после Рождества, две недели (о мытаре и фарисее и
Сырная, во время которой можно все, кроме мяса) перед Великим постом, Светлая
Пасхальная и Троицкая перед Петровым постом.
Во время подготовительных к постам сплошных недель причастники
обычно стараются соблюдать гастрономическое воздержание перед принятием
Таинства. А вот в праздничные Святки или на Светлой седмице разрешено
причащаться и без говения, если верующий вместе со всей Церковью прошёл путём
многодневного поста. Впрочем, объедаться накануне Причастия не нужно. Ведь даже
когда пост отменён, чревоугодие по-прежнему остаётся грехом. Также во время
сплошных седмиц, как и всегда, необходим евхаристический пост — то есть отказ
от еды и питья непосредственно перед Литургией (обычно с 12 часов ночи).
И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами
мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать
наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна
подсказать его собственная совесть.
Читать также:
Причастие в пост
Загрузка…
Источник
Свящ. Павел Гумеров. Как готовиться к причастию / Православие.Ru
![]() |
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые
тайны – тело и кровь Христовы – величайшая
святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром
они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть
причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем
свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим
молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело
– постом и воздержанием. Подготовка эта называется
говением.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко
Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой
Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается
Последование ко святому причащению, в которое входят канон
к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в
течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию
– в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном
православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе,
ибо церковный день начинается с вечера.
Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост
– телесное воздержание. Во время поста должна быть
исключена пища животного происхождения: мясные, молочные
продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и
рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в
умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной
близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не
могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея
Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом,
зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно
оговаривается с духовником или приходским священником. Это
зависит от телесного здоровья, духовного состояния
причащающегося, а также от того, насколько часто он
приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее
трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю),
продолжительность поста может быть сокращена по
благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей болящих,
беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие
обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так
как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак.
Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно
считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не
проглотить воды. Это совершенно неправильно. В
«Учительном известии» каждому священнику
предписана перед литургией чистка зубов.
Покаяние
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения
является очищение своей души от грехов, которое
совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от
греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить
таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно
исповедуется, то он может приступить к причастию без
исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику
некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в
атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только
понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы,
которая постигла нашу страну. У нас очень мало
православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10
миллионов жителей всего около одной тысячи священников.
Люди невоцерковлены, оторваны от традиций.
Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и
духовный уровень современных православных верующих
несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы
держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший
исторический памятник раннехристианской письменности
«Учение 12 апостолов» или по-гречески
«Дидахе», говорит: «В день Господень (то
есть в день воскресный. – о. П.Г.),
собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите,
исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была
жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да
не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не
была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа:
на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне
жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя
Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В
церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей
с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
«Учение 12 апостолов» является авторитетным
источником конца I – начала II века и дает нам яркое
представление о жизни раннехристианских общин, и
наставление о необходимости литургической исповеди весьма
для нас ценно.
Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением
несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой
теме.
Для многих первая исповедь и причастие стала началом их
воцерковления, становления как православных христиан.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше
убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с
трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять
в дом своей души «Царя царствующих и Господа
Господствующих». Чем внимательнее христианин следит
за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем
более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром
люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок
морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный
горожанин городка Газы, и авва спросил его:
«Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь
себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя
за великого и первого в городе». Тогда преподобный
снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за
кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил:
«За последнего из тамошних вельмож».
«Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты
будешь там себя считать?» – «Там,
– ответил он, – буду считать себя за одного из
простолюдинов». – «Если же пойдешь в
Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты
будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за
нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и
святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят
себя грешными»[1].
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают
таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую,
они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы
должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей
души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением,
крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают
нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о
прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши
грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве
исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на
таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты.
Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын
сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин
пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои
грехи. Священник в молитве перед исповедью читает:
«Сия рабы Твоя, словом разрешитеся
благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов
посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому
исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду
практику, когда священник читает список возможных грехов,
а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью.
«Общая исповедь» была почти повсеместным
явлением в советское время, когда оставалось очень мало
действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а
также постами, они были переполнены молящимися.
Поисповедовать всех желающих было просто нереально.
Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде
не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится
подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед
таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить
их. В этом нам помогают книги: «В помощь
кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова),
«Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна
(Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную,
душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все
равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить
дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями,
он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И
формально «поисповедавшись», разрешение грехов
от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть
наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние,
человек несет последствия своего греха. Так у больного,
переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все
усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей
душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет
раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы
победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не
просто сразу оставить грех, но кающийся не должен
лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду
грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы
встать на путь исправления, более не возвращаться ко
греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с
грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть
свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь
к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все
темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как
яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но:
«жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно
и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь
соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим
Ему эту жертву.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и
там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде
примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар
твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам
слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в
сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть
люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и
непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик.
«Были два брата по духу – диакон Евагрий и
священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и
нелицемерную, так что все дивились их единодушию и
безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который
всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого
поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними
вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они
уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в
лицо. Много раз братия молили их примириться между собой,
но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом,
Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал,
Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они
много времени в греховном мраке, приступали к святым
тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь,
– до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно
разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем
прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости
меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на
тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и
проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно
привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его,
больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал:
“Прости и благослови меня, отец мой!” Он же,
немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии
всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом
веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук
старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже
мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть,
как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы
никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти
одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем
погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались
открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита:
“Что все это значит?” И он рассказал:
“Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о
моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал
я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели
его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего
пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он
ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и
поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога,
сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк.
6: 37)»[2].
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть
такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы
вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не
представляется возможным сделать это лично, нужно
примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно,
это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые
(кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но
как мы можем просить у Бога прощения своих грехов,
рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших
обидчиков. Незадолго до причащения верующих на
Божественной литургии поется молитва Господня –
«Отче наш». Как напоминание нам, что Бог
только тогда «оставит (простит) нам долги
(грехи) наши», когда и мы оставим
«должником нашим».
(Продолжение
следует.)
Источник