Через сколько времени можно кушать после причастия
Содержание статьи
что можно и нельзя делать в этот день
Каждый христианин должен знать, как вести себя после святейшего таинства Евхаристии (Причастия). Этот церковный обряд сопровождается молитвами и раскаянием за прегрешения. К причащению допускаются лишь те верующие, которые искренне раскаялись в своих грехах во время исповеди. Принять причастие для христианина означает получить возможность соединиться с Господом и право надеяться на его благодать и защиту.
Справка про таинство Евхаристии
Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).
Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.
Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.
Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.
Подготовка и проведение
К святейшему причастию допускаются только раскаявшиеся в прегрешениях верующие. Некоторых христиан, имеющих тяжкие грехи, священнослужитель может не допустить к причащению. Перед этим обрядом рекомендуется соблюдать определенные правила.
Перед причастием в церкви нужно совершить такие действия:
- перед литургией искренне исповедаться и получить у священника допуск к причащению;
- соблюдать пост, воздержаться от пищи и еды в день обряда;
- присутствовать на церковной службе, во время которой будет совершаться святейшее таинство Евхаристии.
Правда, подготовка к причастию должна совершаться задолго до посещения христианином храма. Женатым людям накануне обряда рекомендуется воздержаться от интимной близости. Женщины в момент критических дней к причащению не допускаются.
После полуночи в канун обряда нельзя принимать пищу. От этой обязанности освобождаются малыши и дети до 7 лет. Накануне причастия не рекомендуется курить и употреблять алкоголь.
Рано утром каждый верующий обязан помолиться. Дома можно прочитать молитвы Господу Богу, святейшей Богородице и своему ангелу-хранителю. Накануне причащения желательно посетить вечернюю церковную службу. Кроме молитв, ранним утром нужно прочитать канон и последование ко Святому Причащению.
Прийти в храм рекомендуется до того, как начнется литургия. В церкви нужно исповедоваться. К исповеди допускаются все христиане, начиная с 7 лет. Святейшее причастие могут принять только покаявшиеся верующие, получившие разрешение у священнослужителя.
Как нужно вести себя после обряда
Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.
Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.
Что нельзя делать после причастия
Получивший прощение и святое причастие христианин не должен совершать злые дела. Запрещается даже сквернословить и думать о плохом по отношению к ближним. После причащения нельзя употреблять жирную пищу, пить алкоголь, курить. День единения с Христом должен стать новым этапом в жизни христианина, избавлением от пагубных привычек и греховных помыслов.
Запрещено сразу после обряда вступать в интимную близость, а спать днем — можно (если человек сильно устал). После причастия нужно мысленно разговаривать с Богом, молиться и совершать ради Спасителя добрые дела.
Запрещено проводить день в праздности, сидеть около телевизора или компьютера, веселиться в ресторане или ночном клубе.
Связанные суеверия
Христианство существует вот уже двадцать столетий. Обряды не менялись с момента свершения подвига Божьего Сына во имя спасения человечества. Правда, люди придумывают различные правила, которых якобы рекомендуется придерживаться в день причащения. Суеверия ничего не имеют общего с канонами Церкви.
Ошибочные обряды, связанные с причастием:
- в ночь после причащения лучше не спать, чтобы не потерять божественную силу;
- перед обрядом запрещено глотать слюну и чистить зубы, иначе не свершится вхождение Господа в тело верующего;
- благодать, полученная во время причащения, действует 6 недель, а потом нужно опять сходить в церковь;
- после обряда нельзя мясо протыкать вилкой, иначе проткнешь благодать;
- запрещено после причащения зевать, иначе в рот влетят бесы;
- нельзя целовать даже ребенка;
- запрещается плеваться, петь;
- нельзя кушать все, что содержит косточки (фрукт, рыбу, птицу, семечки);
- запрещено мыться, чтобы не смыть благодать.
На самом деле, после причастия можно делать все, что полезно душе и телу верующего. В день обряда человек должен осознать, что принял в себя самого Христа. В такой день нужно помогать ближним, страждущим и заниматься своими обычными делами.
Источник
Сайт Свято-Никольского храма — Как вести себя после причащения
Как вести себя после причащения
18 Март 2014
Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.
Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню — Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.
священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря
Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.
Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.
Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.
Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.
«С момента причастия Святых Христовых Тайн, — наставлял преподобный Никон Оптинский, — до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет»62. Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:
— Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?
— Нельзя, — ответил старец Сампсон. — Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.
— Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?
— Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!
Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.
Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.
И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.
Несродные стихии не могут существовать вместе.
Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия»63.
Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.
Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:
— Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет…
Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах — отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, — вспоминал позже старец Гавриил, — лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати»64.
После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца»65.
Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами»66.
Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу67 на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.
Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:
— Почему отцы ушли, не выпив кофе?
— После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, — ответил старец.
Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:
— Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.
«Подмечено, — писал митрополит Вениамин (Федченков), — что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим»68.
Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»69.
* * *
Обобщим всё вышеизложенное. Итак, как же нам необходимо вести себя после причащения?
1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии.
2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками.
3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.
62 — Житие оптинского старца Никона / Оптина пустынь, 1996. С. 325-326.
63 — Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 340-341.
64 — Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 75.
65 — Жизнеописание старца схиигумена Саввы. М., 1999. С. 283-284.
66 — И. Четверухин, прот., Е. Четверухина. Цит. соч. С. 162.
67 — Калива — отдельная постройка с земельным участком, предназна ченная для проживания ограниченного числа монахов. Обычно каждая ка лива имеет свой внутренний храм. Несколько калив вместе образуют скит.
68 — Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Цер кви. С. 356.
69 — Житие оптинского старца Нектария / Оптина пустынь, 1996. С. 98.
назад к списку новостей
Источник
Как вести себя после причастия: разъяснения
Евхаристия, или Причащение святых Христовых тайн, было установлено самим Спасителем во время Тайной вечери. Во время божественной литургии вино таинственным образом превращается в кровь Спасителя, а хлеб — в его тело. Во время принятия святых даров мы принимаем Христа в свое сердце, становимся единым целым с Господом. Как вести себя после причастия? Что разрешается делать, а что запрещено? Рассмотрим вопросы подробно.
Таинство Евхаристии
На Тайной вечере впервые свершилось таинство святого причастия, где Иисус отождествил свое тело с хлебом, а вино — с проливаемой за грехи кровью.
Причащающийся соединяется с Господом посредством вкушаемого хлеба и вина. Это действо непостижимо для человеческого разума, поэтому происходящее нужно воспринимать верой.
Человек должен верить, что в каждой частичке святого причастия находится тело и кровь Христа.
Отцы церкви учат, что без таинства причастия невозможно достичь царства небесного и войти в жизнь вечную. Это учение было дано нам Господом, о чем записано в Евангелии:
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)
Как переводится слово «евхаристия»? Это слово греческого происхождения, оно переводится как «благодарение». Мы благодарим Бога, что через жертву Христа получаем спасение и искупление от грехов. Это, по сути, возвращение потерянного рая, из которого были изгнаны Адам и Ева. Мистическая тайна Евхаристии основана не просто на жертве, а на жертве любви к человеку. Искупление падшей человеческой природы — вот что обозначает крестная жертва Христа.
Принимая участие в Евхаристии, мы становимся причастными искуплению — искупленными и свободными от вечного наказания.
Каким образом хлеб и вино в таинстве святого причастия становятся кровью и плотью Христа? Это чудо возможно посредством снисхождения Духа Святого — вещество вина и хлеба приобретает иную, высшую природу.
Таким образом, святое причастие есть приобщение человеческой души к жизни вечной в царствии небесном.
Подготовка к таинству
К Евхаристии следует подготовиться, так как это событие очень важно для верующего — оно преображает тело и душу. Во-первых, человек должен искренне верить в Спасителя и осознавать, что происходит во время таинства. Мы должны с благоговением принимать святые дары, помятуя о своей недостойной грешной природе. Милость Божья не имеет границ, поэтому нужно принимать ее с трепетом в душе и сердце.
Во-вторых, перед причастием следует умиротворить свою душу и от всего сердца простить враждующих на нас. Иисус наставлял, что перед молитвой Отцу Небесному следует простить всех врагов и не держать в сердце зла на человека. Нужно не только простить обидчиков, но и попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели сами. Это непременное условие подготовки к таинству причастия, о котором нужно знать.
Минимум за три дня до причастия необходимо
- держать пост, отказавшись от скоромной пищи;
- отказаться от мирских удовольствий и развлечений;
- размышлять о своих греховных поступках, в которых следует покаяться.
Накануне причастия следует прочитать правило ко причащению (эту книгу можно купить в церковной лавке). Также желательно посетить вечернее богослужение. Вечер и утро перед таинством — особенное время. Нельзя кушать, курить сигареты и выпивать крепкие напитки.
Причащение даров святых осуществляется во время утреннего богослужения. Верующему следует прийти заблаговременно до начала литургии и исповедаться во грехах. Это правило обязательно для всех взрослых, а также для детей с семилетнего возраста.
Когда проводится причащение? Это таинство проводят после божественной литургии.
Правила принятия святых Христовых тайн:
- подойти к амвону;
- сложить руки крестообразно на груди;
- сказать вслух свое имя;
- широко открыть уста;
- после причащения поцеловать чашу (нижнюю часть);
- принять «запивку».
«Запивка» — это разведенное горячей водой церковное вино и просфора.
Обратите внимание! Креститься и кланяться около чаши не следует. Также не следует кланяться иконам.
Как причастить младенца? Мать должна положить его на руку, как при кормлении, личиком вверх. Священник причастит малыша и вытрет ротик платом. Не желательно сразу же давать малышу пустышку, а также поить его водой до употребления «запивки».
Когда можно покинуть церковь после причастия? Нужно дождаться, когда священник поднесет крест для целования после завершения литургии. Не забудьте прочитать благодарственные молитвы, причастившись святых даров.
Как вести себя после причастия
В этот день следует удаляться от мирской суеты, размышлять о Господе и его милости. Не участвуйте в мирских беседах, старайтесь посвятить себя богоугодным делам, читайте духовную литературу.
Что нельзя делать после причастия:
- откровенно грешить;
- класть земные поклоны;
- вставать на колени в молитве;
- вкушать жирную пищу;
- пировать и объедаться;
- вкушать продукты с косточками;
- чистить зубы перед сном.
Грех отделяет человека от Бога, поэтому считается скверной. Если вы приобщились благодати Божьей, то грешные поступки просто прогонят Спасителя из вашего сердца. Чтобы не растерять полученную благодать, нужно быть очень бдительным, особенно в день после свершения таинства. Нечистый непременно постарается лишить вас святости, соблазнив через других людей. Поэтому старайтесь меньше общаться и разговаривать вообще.
Почему нельзя преклонять колени в молитве и класть земные поклоны? Потому что это является символом раскаяния в грехах, признания своей грешной природы. После принятия святых даров следует пребывать в благодарности и радости за спасение от духовной смерти, поэтому земные поклоны неуместны. После приобщения святых Христовых тайн верующий должен читать благодарственные молитвы, а не скорбеть о содеянных грехах.
Отцы церкви рекомендуют придерживаться легкой (скоромной) пищи в день совершения причащения. Категорически запрещено посещать вечеринки с обильным застольем, тем более принимать спиртное. Это не способствует благочестию, зато можно легко растерять Божественную благодать. Можно кушать и мясную пищу, но в умеренных количествах. Если вы не уверены в себе, лучше просто выдержать диету в этот день. Ничего страшного не произойдет, если вы откажетесь от жирного мяса на ужин.
Что говорит церковь насчет еды с косточками — рыбе и фруктах? Считается, что в этот день нельзя ничего выплевывать, чтобы случайно не лишиться полученной благодати. Доводить до абсурда это правило не следует. После вкушения святых даров можно есть фрукты с косточками и рыбу, просто нельзя плеваться. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, само действие лишает вас благодати. А если вы на ужин скушаете рыбу, никакой благодати не лишитесь. Но для успокоения души можно просто собрать косточки от рыбы и сжечь.
Чтобы не опасаться случайно сплюнуть частички святых даров, нужно хорошо прополоскать рот «запивкой», а потом ее проглотить. «Запивка» специально дается верующим, чтобы все частички причастия проникли вовнутрь и не остались в полости рта. Также священники рекомендуют проглотить святые дары целиком, не разжевывая: это убережет от потери Божьей благодати. Это же правило относится и к чистке зубов вечером. Если его выполнить, бояться выплюнуть или вычистить частички не нужно. Однако тем, кто опасается растерять дары, лучше не чистить зубы в день причащения.
Относительно срыгиваний причащенного младенца существует правило: собрать пищу на салфетку и сжечь. В мусор выбрасывать отрыжку нельзя. Пепел после сжигания закапывают в землю.
Многие считают, что после причастия нельзя целовать родных и иконы. Это тоже связано со страхом растерять благодать. Однако строгих запретов на этот счет не существует. Особенно это касается прикладывания к святым ликам и церковным святыням. Как можно растерять благодать, целуя иконы? Насчет поцелуев родных людей тоже нет строгих запретов. Однако эту ночь не следует посвящать любовным утехам и каким-либо мирским волнениям.
Является ли сонливость после причастия грехом?
Этот вопрос тоже интересует верующих, так как на утреннюю службу нужно рано вставать. Многих людей после обеда уже клонит ко сну. Можно ли спать после причастия? Отцы церкви так трактуют этот вопрос. Сон как бы завершает день, поэтому ранний отход ко сну не желателен. Следует посвятить остаток дня богоугодным делам, чтению молитв и духовной литературы. Сам по себе ранний отход ко сну не является грехом, но он сокращает день получения благодати.
Это к греху не относится, но является свидетельством неокрепшего духа. Для верующего человека таинство причащения является радостью, бодрит дух и сподвигает на богоугодные дела. Если вы ощущаете телесную слабость, значит, вы еще духовный младенец. Также во время сна человек лишается контроля разума, а в сновидениях его может соблазнить лукавый. Это очень опасно для души, поэтому следует максимально воздерживаться от раннего отхода ко сну, тем более в обеденное время.
Итог
Приняв таинство причащения, мы несем в своих душах и телах Христа. Постарайтесь не растерять благодать до следующего причастия, подготовка к которому начинается сразу же после принятия святых даров. Глупо полагать, что к следующей Евхаристии можно быстро подготовиться за три дня, а перед этим жить обычной грешной жизнью.
Пока вы не нанесете оскорбление святыне, присутствующей в вас, плоды Евхаристии будут действовать постоянно. Как только вы споткнетесь о грех или грешные мысли, полученная благодать тут же покинет вас.
Дорожите принятием святых даров, не растрачивайте жизнь на бесцельное времяпровождение. Помните, что в храме вашего тела обитает сам Христос, поэтому ведите достойный Спасителя образ жизни.
Источник