Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечениеСтресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.

Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным. Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно  жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний. Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

Симптомы стресса у грудничков и детей в возрасте до двух лет:

  • Ребенок становится сильно раздражительным;
  • Его сон потеря аппетита или демонстративный отказ от кормления;
  • Ребенок становится очень неспокойным, ухудшается его сон.

Симптомы стресса у детей в дошкольном возрасте:

  • Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
  • Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
  • Детские страхи сильно усиливаются. Ребенок из-за боязни смерти не может уснуть и так далее;
  • Могут появляться дефекты речи;
  • На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
  • Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
  • У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.

Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;
  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.
  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;
  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;
  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;
  • Пониженная самооценка;
  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;
  • Без особой причины ребенок расстраивается;
  • Сверхмерная озабоченность  своим здоровьем;
  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.
  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;
  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;
  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;
  • Нервные тики и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.
  • Сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость.

Причины возникновения стресса у ребенка

У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются.

У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса – расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного.

Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.

Причины стресса у грудных деток и деток в возрасте до двух лет:

У грудных детей стресс чаще всего возникает в результате расставания с родными. Очень тяжело малыш переживает длительное отсутствие матери. Так же распространенными причинами стрессов у малышей могут быть любые заболевания, эмоциональное расстройство родителей, изменение режима дня.

Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:

Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.

Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик.

Ребенок  находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними.

Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.

  • Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста – просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.
  • Причины стресса у детей в младшем школьном возрасте:
  • Стресс у деток в возрасте пяти — десяти лет возникает обычно из-за напряженного отношения в школе с учителями и с одноклассниками, конкуренция внутри класса, неуспеваемость в учебе.

В таком возрасте ребенок уже может осознавать, что в чем-то он в уступает другим детям – кому-то в красоте, кому-то в талантливости, кому-то у успеваемости. Но одновременно он является недостаточно взрослым, чтобы понять, что это нормально, что быть лучшим во всем и сразу просто невозможно.

В результате этого у многих детей младшего дошкольного возраста возникают серьезные стрессы. Каждый из детей в стрессовом состоянии может себя вести абсолютно по-разному – одни пытаются стать самыми умными, другие не хотят тратить времени и сил на то, чтобы изменить себя, избирая тактику унижать других.

Поэтому причин стресса у деток младшего школьного возраста много и на первом месте – оскорбления и издевательства в школе.

Так же стресс может возникнуть в результате внутреннего конфликта. Такая ситуация возникает в том случае, когда малыш самостоятельно раскаивается в том, что он совершил плохой поступок, винит себя, считает себя злым, безнадежным и плохим.

В данном возрасте у детей стресс может возникнуть по причине просмотра какой-нибудь шокирующей программы по телевизору или ролика в Интернете.

В данном возрасте дети сильно впечатлительные, поэтому, услышав новости о природных катаклизмах, военных действиях и так далее, они начинают переживать за собственную жизнь, а так же за жизнь своих близких.

В младшем дошкольном возрасте другие причины стрессов это контрольные, самостоятельные работы, экзамены в школе, знакомства с новыми людьми, постоянные упреки от учителей и родителей за неуспеваемость, возрастные физиологические изменения.

К общим методам борьбы со стрессом у деток относятся обязательные ежедневные прогулки, соблюдение режима дня, хорошее полноценное питание, физические нагрузки, общение с друзьями и родственниками.

Нужно стараться как можно чаще говорить с ребенком по душам. Родители ребенка должны иметь самообладание и спокойствие даже в том случае, если малыш в течение нескольких недель капризничает.

Нельзя повышать голос на малыша, угрожать ему и ругать.

В качестве борьбы со стрессом можно использовать занятия спортом, рисования, разные игры. Можно за помощью обратиться к детскому психологу. Нужно стараться как можно чаще прогуливаться с ребенком, посещать развлекательные комплексы, кафе и так далее. Нужно стараться, чтобы ребенок длительное время не оставался наедине.

Родители должны иметь со своим ребенком доверительные отношения, постоянно показывать малышу, что его любят и ценят, окружать его заботой и лаской.

Еще одной задачей родителей является оберегать своего ребенка как можно дольше от первых столкновений со стрессовыми ситуациями.

Вместе с малышом не смотреть вместе волнующие программы и ужасающие новости, а так же следует следить за тем, чтобы ребенок не смотрел их самостоятельно. К своему ребенку следует относиться с пониманием, быть внимательными к нему.

Если малыш уже увидел по телевизору или на улице шокирующее событие, то следует обязательно поговорить об этом с малышом. Не нужно полностью малыша ограничивать от воздействия негативных факторов и ответственности. Понемногу малыша нужно подготавливать к  возможным стрессовым ситуациям. Но не стоит его при этом знакомить с темной стороной жизни.

Следует выбрать золотую середину, чтобы ребенок знал и о прекрасной стороне жизни, и о возможных негативных событиях. Нельзя оставлять малыша наедине с возникшими трудностями, помогать ему в освоении новых видов деятельности. Нужно научить ребенка не держать свои эмоции в себе.

Он должен делиться со своими проблемами с родителями или вести дневник, куда он сможет записывать все, что его тревожит.

Следует как можно больше времени уделять своего ребенку и стараться, чтобы он меньше времени проводил в одиночестве. Мама ребенка должна постоянно находиться рядом с ним, как можно меньше оставляя его самого.

В таком возрасте ребенок может легко заражаться настроением окружающих людей, поэтому в присутствии ребенка родственники не должны находиться в плохом настроении.

Чтобы ребенку не грозил стресс нужно быть добрыми, внимательными и ласковыми родителями.

Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.

Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями.

Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему.

Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечениеСамым главным методом профилактики у детей стресса является демонстрация со стороны родителей и близких любви и заботы. Нужно показывать ребенку, что в любой ситуации он может рассчитывать на поддержку близких ему людей. Кроме этого родители должны быть достаточно честными и откровенными со своими детьми. Если близкого человека нет в живых, не нужно врать малышу, что он куда-то далеко уехал. Нужно постараться более мягко объяснить малышу, что с этим человеком ребенок больше не сможет видеться, что он живет теперь в другом мире. Малышу следует объяснить, что так случается со всеми и что поделать ничего нельзя, нужно дальше жить, при этом храня образ дорогого человека в своем сердце и в памяти.

Так же родители должны быть со своими детьми искренними при разводе. Никогда не нужно ставить ребенка перед выбором с кем он будет жить – или папой, или с мамой. Это должны решать сами родители.

Если у малыша возникли проблемы в школе, то нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он решил их самостоятельно, при этом обсудив возможные причины и способы преодоления проблем. Не нужно сравнивать своих детей с другими, а так же не нужно на них оказывать психологического давления.

Родители не должны заставлять малыша быть первым во всем. Нужно стараться повышать самооценку своего ребенка. Следует отыскать такое занятие, которое будет нравиться малышу и в котором он будет первым. Ребенок, который уверен в своих собственных силах подвергается стрессам меньше.

Источник: https://mamapedia.com.ua/detskie-bolezni/psychiatry/nervnyi-stress.html

Стресс во время беременности: последствия и методы преодоления

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечение

Стресс

27.12.2017

3.5 тыс.

2.3 тыс.

6 мин.

Стресс во время беременности вреден на любом сроке. Негативные последствия нервного перенапряжения ощущает как будущая мама, так и малыш в утробе.

Постоянные сильные потрясения не только негативно отражаются на здоровье ребенка, но и угрожают нормальному вынашиванию вплоть до преждевременных родов или выкидыша.

Главным пусковым механизмом для стресса служит изменившийся гормональный фон, но немаловажную роль играет внутренний настрой женщины, ее способность сопротивляться негативному воздействию внешних факторов.

Ожидание малыша — уже стресс для будущей мамы, даже если это желанный и планируемый ребенок.

Изменившаяся внешность, тревога о протекании беременности, родах, беспокойства, связанные с его здоровьем — естественные реакции в этот период.

Полностью избежать волнения и переживаний невозможно, но можно научиться контролировать психологические состояния и избегать ситуаций, приводящих к нервным нагрузкам.

Какой бы ни была причина перегрузки нервной системы, у беременных она подпитывается прогестероном — гормоном, ответственным за женское здоровье, как физическое, так и эмоциональное. Он влияет на настроение, отвечает за психологическое равновесие. Превышение уровня прогестерона в крови приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, а его недостаток — к депрессии.

Кроме внутренней причины (гормональных изменений), стресс у беременной женщины провоцируют внешние факторы: недопонимания в семье, трудности со старшими детьми, материальные проблемы. Нередко у будущей мамы обостряются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, почек, печени. Переживания, связанные со здоровьем и беременностью, держат ее в стрессовом состоянии.

Трудность состоит в том, что окружающие не всегда понимают: самочувствие женщины в положении нестабильно, и предъявляют к ней требования как до беременности.

Муж по-прежнему желает внимания и вовремя приготовленного ужина, работодатель — прежней отдачи.

Читайте также:  Сосудистый психоз: причины, симптомы, лечение

Часто она и сама не хочет казаться слабой, старается вести привычный образ жизни, все успевать, не осознавая, что подвергает организм сильной нервной нагрузке.

На состояние плода влияет не сам стресс, а то, как на него реагировала мама.

Если она в силах совладать с эмоциями, способна контролировать свое поведение, оставаться спокойной в конфликтных ситуациях, то риск нарушений у ребенка значительно сокращается.

Но когда стрессовые ситуации лишают женщину эмоционального равновесия, вызывают истерики или депрессию, психическое и физическое здоровье малыша оказывается под угрозой.

Случается, что, пережившая сильное нервное потрясение, женщина рожает спокойное дитя, которое нормально спит и кушает. А бывает, что уравновешенная мама жалуется на постоянно кричащего младенца. Отразится стресс на ребенке или нет — зависит от многих факторов: степени напряжения, срока беременности, общего состояния здоровья организма, качества питания, оказываемой поддержки.

На разных этапах внутриутробного развития хронический стресс матери влияет на системы и органы плода, находящиеся в стадии формирования.

Кортизол (гормон стресса), который в оптимальном количестве положительно влияет на плод, при регулярных нервных перегрузках у женщины сужает плацентарные сосуды, препятствуя нормальному всасыванию питательных веществ и кислорода. Возможна гипоксия плода и выкидыш.

На ранних сроках эмбрион, пол которого уже определен, вырастает до 10-11 сантиметров, у него начинают формироваться основные органы, он делает движения головой, ощущает запахи, звуки.

Это — особо опасное время для плода, любое чужеродное вещество, которое попадает в этот период в кровь, провоцирует серьезные аномалии развития.

Таким элементом является и кортизол, его высокая концентрация может привести к негативным последствиям:

  • ослабление защитных сил организма ребенка, частые простуды в будущем;
  • на 8-9 неделе стресс может спровоцировать такие аномалии, как «волчья пасть» и «заячья губа»;
  • сильное напряжение нервной системы на раннем сроке нередко приводит к выкидышу;
  • развитие разных форм шизофрении у ребенка некоторые специалисты связывают с перенесенным матерью стрессом.

Психическая нестабильность во время вынашивания усиливает проявления раннего токсикоза, который, хотя и не влияет непосредственно на эмбрион, но нарушает эмоциональное здоровье матери, повышая восприимчивость к стрессу.

Во втором триместре у плода формируется мозг, тело становится пропорциональным, появляется подкожный жир. К концу 2 триместра он выглядит как младенец, весит больше килограмма, имеет рост 34-36 сантиметров.

В этот период негативное влияние материнского стресса приводит к внутриутробной гипоксии, нарушению маточно-плацентарного кровообращения, задержке развития. В будущем возможны следующие расстройства:

  • врожденный аутизм, при котором у малыша наблюдаются сложности с социальной адаптацией, общением, усвоением учебной программы;
  • рождение ребенка с большим весом, у которого возможны развитие ожирения, замедленный обмен веществ.

Существует риск прерывания беременности, усиление кровотечения во время родов, подъем артериального давления.

В третьем триместре у малыша окончательно формируются органы, легкие готовятся функционировать самостоятельно, он быстро набирает вес и активно растет.

Это период развития нервной системы плода, поэтому стрессовые ситуации, в которые попадает мама, имеют негативные последствия для ребенка в виде расстройств сна, а в старшем возрасте — депрессивных состояний, панических атак, страхов и фобий.

Переживания и волнения, связанные с предстоящими родами, опасны для здоровья крохи. Если мать не в состоянии с ними справиться, у нее наблюдаются симптомы хронического стресса: усталость, учащение сердцебиения и пульса, повышение артериального давления, поведенческие расстройства. На ребенке это может отразиться следующим образом:

  • сложные длительные роды или рождение путем кесарева сечения провоцируют у малыша астму и другие проблемы бронхолегочной системы;
  • патологии нервной системы;
  • задержка психоэмоционального развития;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • обвитие ребенка пуповиной.

Стресс в третьем триместре может вызвать преждевременные роды или перенашивание беременности до 42 недель. Нередко возникает поздний токсикоз, который приводит к гестозу у матери, недостатку кислорода и асфиксии плода.

На любом сроке негативные эмоции, испытываемые часто и продолжительное время, служат причиной гипертонуса матки, состояния, грозящего выкидышем или преждевременными родами.

У беременной женщины риск попасть в плен отрицательных эмоций возрастает во много раз. Поэтому важную роль играет профилактика.

Планируя беременность, следует позаботиться о том, чтобы собрать всю информацию, связанную с ожиданием малыша, родами, послеродовым периодом.

Существуют различные курсы, занятия, тренинги для пар, собирающихся зачать ребенка, на которых можно узнать обо всех изменениях, происходящих в женском организме и получить советы по улучшению физического и психоэмоционального состояния.

Важные аспекты борьбы со стрессом — правильное питание, отдых, здоровый сон, положительные эмоции. Пища, богатая витаминами, микроэлементами не только нормализует психологический фон женщины, но и позитивно скажется на здоровье малыша. Полезные вещества содержатся в постном мясе, морской рыбе, кисломолочных продуктах, овощах, свежих и сушеных фруктах.

Чтобы снизить негативное влияние стресса на организм женщины и ребенка, необходимо придерживаться здорового образа жизни, а в случае сильного эмоционального потрясения не пренебрегать психологической помощью.

Помогут также занятия йогой, специальная гимнастика для беременных, плавание, прогулки на свежем воздухе. Если у будущей мамы есть любимое занятие, приносящее ей удовольствие, то оно служит источником позитивных переживаний и снимает последствия стресса.

Положительные результаты дает ароматерапия. Эфирные масла применяют для принятия ванн или помещают в аромалампу. Масла с расслабляющим действием: роза, сандал, пачули, иланг-иланг, апельсин, лаванда, лимон, мандарин, жасмин, нероли используют при бессоннице, тревожности, страхе, в качестве успокоительного средства.

Важно обнаружить причину стресса и устранить ее. Если будущая мама испытывает непреодолимый страх перед родами, можно пообщаться с женщинами, пережившими этот важный период. Руководство на работе следует сразу поставить в известность о своем положении, отказаться от сверхурочной и тяжелой работы.

Многие люди прибегают к помощи успокоительных медицинских средств. Выбирая препарат, следует помнить, что не все лекарства, даже на растительной основе, разрешены беременным.

Поэтому медикамент должен назначить врач, который определит соотношение вреда и пользы.

Употребление антидепрессантов крайне нежелательно, но в исключительных случаях их применение оправдано, поскольку вред от стресса может превышать негативное действие препарата.

Источник: https://neurofob.com/mood-disorders/stress/stress-vo-vremya-beremennosti.html

Как влияет стресс на поведение ребенка

Поведение ребенка тесно связано со стрессом и труд­ностями, с которыми он встречается в окружающей его обстановке. Ребенок может не всегда понимать, что вокруг него происходит, но он остро чувствует появле­ние в ней напряженности любого рода.

Стресс у детей: причины, влияние на организм, лечениеТем не менее, родители достаточно часто не видят связи между плохим поведением ребенка и проблемами в семье. Придя ко мне, они говорят: «У нас сложные от­ношения, но детям об этом ничего не известно», либо — «Моего мужа собираются сократить, но дети совершен­но не в курсе, как мы переживаем», либо — «Я лечусь от депрессии, но когда я с детьми, то стараюсь делать вид, что у меня все просто отлично», либо — «Из-за работы нам пришлось переехать из одного конца страны в дру­гой. У нас чудесный дом, очень просторный, но дети почему-то нервничают, и дедушка вот-вот умрет от рака, но от детей мы это скрываем».

У меня живет пара щенков коккер-спаниеля. Эти песики не изучали в университетах психологии, но что касается их чувств — с этим у них все в порядке.

Если я собираюсь в очередной тур читать свои лекции, они неестественно себя ведут, прячутся за шторами и ста­новятся ужасно нервными. Совсем как маленькие дети: они не знают, что происходит, но они чувствуют.

Не­дооценивать влияние на ребенка перемен, стрессов и душевного состояния родителей — большая ошибка.

Варианты детской реакции

У маленьких детей есть сверхчувствительные антенны, которые улавливают нарушение нормального порядка вещей и, реагируя на это, дают команду на изменение поведения.

В большинстве случаев, реагируя на воз­никшую напряженность, ребенок начинает нервничать и чувствовать себя не в своей тарелке: он становится неугомонным, редко появляется дома, у него портится сон, и в школе дела идут не самым лучшим образом.

Другой вариант детской реакции на стресс — озлоб­ленность. Родители начинают обижаться друг на дру­га, и ребенок старается подстроиться под их чувства. Ребенок не знает, что происходит между папой и ма­мой, но то, что он чувствует, ему совсем не по душе. Реагируя на это, они начинают упрямиться, вредничать или огрызаться на любое мамино слово.

Усугубляется такая реакция элементарно. Родители едва сдерживают свои отрицательные эмоции; ребенок, подсознательно впитывая их, наконец, не выдержива­ет и взрывается.

Родители, чьи силы подточены стрес­сом, злобно реагируют на это, и ребенок оказывается сбитым с толку уже дважды.

Эта проблема часто встре­чается там- где имеют место семейные конфликты, бо­лезни, общие для всех членов семьи, финансовая не­стабильность и переезды.

Реакцией ребенка, которому еще нет шести, могут стать липучесть и отставание в развитии. Они ощуща­ют ненадежность той среды, которая их окружает, и цепляются за единственно надежный в их жизни спа­сательный круг — маму.

Когда семья распадается, ребе­нок понимает, что лишился одного из родителей, и со всей решительностью старается сохранить того, кто ос­тался.

Поэтому ребенок с огромным трудом расстается с мамой у ворот школы, а иногда может среди ночи прийти спать к ней в кровать.

Некоторые дети отвечают на стресс тем, что ухо­дит в себя. Такой ребенок пребывает в подавленном настроении, теряет интерес к шумным играм, и своим обычным занятиям. Чаще всего это происходит с детьми восьми лет и старше. И по­скольку они отстраняются от нас, трудно угадать, когда их нормальная реакция на стресс может пере­расти в серьезную депрессию.

Неугомонность, озлобленность, липучесть, замкну­тость — какую бы форму ни приняла их реакция, эти дети кричат во весь голос: «Не знаю, что вы там делае­те, но это очень больно!»

Что причиняет детям боль

У детей, которым еще нет восьми, самую болезненную реакцию вызывают родительские неурядицы. Вслед за этим следуют школьные неприятности, проблемы об­щения со сверстниками, успеваемость и тревоги обще­мирового характера.

Мы, родители, не можем защитить наших детей от всего на свете, но если мы снимем с их плеч груз собственных проблем и связанных с ними переживаний — можно считать, полдела сделано.

К со­жалению, в жизни случается и такое, чего нам не все­гда удается избежать.

Разводы

Когда мне было семь, я верил в сказки со счастливым кон­цом, но теперь понимаю, что Золушка — это лишь плод воображения сказочника. Многие современные дети жи­вут в зонах боевых действий, где нет ни пушек, ни бомб. Все дело в том, что эти войны ведутся у них дома.

Около трети современных семей распадаются, прежде чем дети успевают окончить школу. На них отрицательно влияет не сам развод, а предваряющий его стресс и та грубая буффонада, которая за ним обычно следует.

Как бы я ни старался, эти семьи будут распадаться и впредь. Но единственное, о чем я прошу, это чтобы родители не забывали о детях и решали вопросы связанные с этой неизбежностью, максимально полюбовно.

Вот вам небольшая история о детях из разных семей, потерявших отцов. В первой отец оставляет семью в результате болезненного развода, после которого родители еще долгие годы питают друг к другу нена­висть и хранят старые обиды. Во второй папа гибнет и автокатастрофе.

Психиатр, ознакомившись с каж­дым из двух случаев, скажет, что в первом случае пси­хика ребенка испытает гораздо более сильный удар, чем во втором.

Своими умышленными действиями мы, родители, способны нанести нашим детям куда больше вреда, чем те трагические случайности, от которых никто не застрахован.

 Безработица, переезды, финансовые проблемы

С работой сегодня дела обстоят не самым лучшим об­разом, и многие семьи испытывают на себе отсутствие спроса на рабочую силу. Безработица способна серьезно повлиять на нормальный ритм жизни в семье, само­оценку каждого ее члена и заставить ребенка пережи­нать стресс.

Чтобы как-то поправить сложившуюся ситуацию, многие пары решают сняться с насиженного места и перебраться туда, где дела с работой обстоят получше.

Однако люди, как и животные, не всегда воспринимают новую для себя обстановку спокойно.

Хуже того, если после перемены обстановки родители не могут обрести душевный покой, дети часто не получают от них необ­ходимой поддержки и страдают еще и от этого.

Тем не менее, по своему эффекту переезды и безра­ботица не идут ни в какое сравнение с финансовыми проблемами — главным источником стресса для всех членов семьи, включая детей.

 Трудности с учебой и общением

Если бы мир был справедлив, то все дети рождались бы с одинаковыми способностями к учебе и общению. Но нет справедливости на этом свете, и не у всех детей в школе и дома дела идут гладко.

Читайте также:  Разница между антидепрессантами и транквилизаторами

Довольно часто такие дети остро это чувствуют. Ре­бенку, испытывающему трудности с чтением, можно сказать, что у него все получается, но он знает, что это не так.

Все не так уж и плохо, если ребенок просто ле­нится, однако если он старался изо всех сил, то будет болезненно переживать свои неудачи.

И какими бы по­ложительными родителями мы ни были, тем детям, у которых серьезные проблемы с учебой, стресса не из­бежать, что может отразиться на их поведении.

Приблизительно у двух процентов детей школьного возраста отмечается синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), доставляющий головную боль многим хорошим родителям. Такие дети несколь­ко отстают в умственном развитии и отличаются безоб­разным поведением, которое может быть в несколько раз хуже того, чего заслуживают их родители и учителя.

У некоторых из наиболее буйных моих пациентов наблюдались проблемы с речью. Когда ребенок не мо­жет понять или выразить словами то, что вокруг него происходит, его фрустрация может принять невообрази­мый масштаб.

Есть такие стоики, которые в своем усер­дии начинают лезть из кожи вон, другие уходят в себя, иногда достигая границ аутизма, а некоторые злятся и объявляют войну всему миру.

Нашей вины здесь нет, но именно нам приходится пить валидол.

В школе быть безбашенным экстравертом — это кру­то. Не то, что проявлять застенчивость, быть необщи­тельным, закомплексованным, неловким или таким, о которых говорят, что «он какой-то странный». Робкий ребенок испытывает постоянный стресс, неуклюжих не примут в активные игры, детям со странностями не уйти от— насмешек, а иногда — даже от участи парий.

Некоторые дети, испытывающие подобные трудно­сти, идут по жизни, стиснув зубы и не жалуясь на свою судьбу, другие же проявляют свою фрустрацию в плохом поведении. Стресс заставляет детей выкидывать и школе разные трюки, а дома — срывать злость на тех, кого они любят. И хотя родители не виноваты в таком поведении, страдать приходится им.

Источник: Кристофер Грин

Источник: https://rebyonok.com.ua/stress

Стресс у детей: причины, как распознать, методы лечения

Детская тревожность, неусидчивость, эмоциональные всплески и, наоборот, рассеянность внимания, забывчивость — это симптомы детского стресса, эффективным инструментом в борьбе с которым родители в своих отзывах отмечают таблетки для рассасывания Тенотен детский

Взрослым свойственно смотреть на мировоззрение собственных детей снисходительно, думая, что ребёнок по определению должен быть полностью счастливым и весьма беззаботным. С возрастом наши детские переживания стираются из памяти.

А если нам и удаётся запомнить что-то, то такие переживания кажутся нам сущими пустяками на фоне тех забот, которыми переполнена повседневная жизнь. Дети не обеспокоены тем, как заработать денег, чем заплатить по кредиту или каким образом прокормить семью.

Казалось бы, жизнь подобна «малине», где и можно только радоваться и наслаждаться. Конечно, детские переживания вряд ли могут пойти в сравнение с заботами и проблемами взрослых. Но оказывается, переживания могут в не меньшей степени тяготить детское сознание.

На их фоне у ребёнка могут даже начаться развиваться тяжелейшие стрессовые состояния.

В раннем детстве наиболее вероятной причиной стресса у ребёнка, может быть, страх потерять родителей. В более старшем возрастном периоде к стрессу могут приводить социальные и иные факторы.

В современных условиях многие дети оказываются настолько занятыми и даже перегруженными, что не могут отыскать возможность расслабиться, например, с помощью творческих игр или отдыха после занятий в школе. И ребёнок обычно совсем не понимает, что может провоцировать его беспокойное состояние.

Детской, ещё не в полной мере окрепшей психике не под силу вычислить усталость организма. Поэтому функция определения детского состояния лежит целиком на родителях. С ребёнком обязательно нужно говорить о том, к примеру, что он думает о внеклассных мероприятиях или дополнительных занятиях.

Если ребёнок жалуется на большую загруженность, то с ним в деталях следует обсудить плюсы и минусы дополнительной нагрузки или внеклассной деятельности. Стресс ребёнка может быть вызван не только тем, что случается в его непосредственной жизни.  Дети всегда слышат, о чём разговаривают взрослые.

А во многих семьях большинство разговоров между взрослыми сводится к обсуждению неприятностей на работе, болезней родственников. Дети нередко выступают прямыми свидетелями споров родителей. Почти всегда при ребёнке родители обсуждают трудности финансового плана. Поэтому взрослые обязательно должны контролировать собственную речь.

Даже если ребёнок в полной мере и не понимает сути сказанного, это не спасает его от влияния негативных эмоций. Напротив, отсутствие достаточного опыта и непонимание будут ещё более усиливать эмоциональный компонент восприятия ребёнка. В нём это неизбежно будет провоцировать тревогу.

Детский Тенотен многие родители держат в аптечках как эффективные таблетки для снижения тревожных всплесков у детей. К проявлению детского стресса могут привести даже некоторые из телевизионных программ, например, новости. С детьми нужно обязательно разговаривать о том, что они слышат и видят. Старайтесь вовремя помочь понять ребёнку, что в действительности происходит.

Прежде всего, чтобы снизить стресс, надо постараться организовать правильный качественный отдых и полноценное питание ваших детей. Это многократно усилит устойчивость ребёнка к стрессу. Иногда ребёнку бывает достаточно лишь совместно проведённого с родителями времени, чтобы его самочувствие улучшилось.

Проявляя к собственному ребёнку интерес, вы ему наглядно показываете, что он очень важен для вас. Переоценить это сложно. Помочь преодолеть стресс можно путём анализа его вероятных причин. Вместе придумайте несколько возможных решений, почаще беседуйте, разработайте режим дня и придерживайтесь его вместе. Можно посоветовать ребёнку начать вести дневник или активнее приобщиться к спорту.

Детский Тенотен – один из немногих препаратов, которые можно спокойно давать детям от 3-х лет, не переживая о возможных побочных действиях. Тенотен  относится к успокоительным, которые отпускают без рецепта врача.

Отзывы о Тенотене демонстрируют положительное отношение родителей к препарату не только благодаря его удобной форме выпуска (таблетка для рассасывания), но и эффективности препарата в стрессовых ситуациях, таких как детский сад или школа, переезд, изменения в семье – как пополнение, так и развод.

Врачи рекомендуют детский Тенотен как препарат, оказывающий ноотропное действие – Тенотен позволяет детям концентрировать внимание, быть более усидчивыми и менее рассеянными.

Как понять, что у ребёнка стресс

Хотя стресс у ребёнка часто и нелегко выявить. Вас должны насторожить резкие перепады в настроении ребёнка, нарушение сна, неожиданные истерики. Некоторые из детей будут испытывать физические признаки стресса, к примеру, головную боль или боль в животе.

У других детей стресс может сопровождаться потерей концентрации внимания или проблемами с учёбой. Ребёнок, подверженный стрессу, может стать замкнутым. Часто такие дети подолгу находятся в полном одиночестве.

У детей младшего возраста в связи со стрессом могут появляться вредные привычки в виде накручивания своих волос, сосания пальцев, постоянного ковыряния в носу или грызения ногтей.

У старших детей стресс может выражаться в вызывающем поведении или враньё. Стресс нередко провоцирует появление у ребёнка ночных кошмаров, а также необоснованных ночных страхов, эту симптоматику эффективо снимает Тенотен. Ребёнок может начать остро реагировать даже на пустяковые проблемы. Часто из-за стресса снижается школьная успеваемость.

Многочисленные отзывы о препарате Тенотен подтверждают, что дети становятся спокойнее, реже испытывают чувство тревоги и одновременно не имеют сонливого заторможенного состояния. Лекарственный препарат Тенотен не вызывает привыкания и абсолютно безвреден. В рекомендациях отмечается, что действие препарата наступает не сразу и имеет накопительный эффект.

Стоит добавить, что до определённого уровня стрессовые проявления можно считать нормальными. Фанатично стремиться уберечь ребёнка от любых негативных эмоций не следует. Дети тоже должны знать, что страх, тревога, гнев или одиночество выступают такими же нормальными чувствами, как и остальные, более позитивные. В таких состояниях в разные моменты склонны пребывать абсолютно все люди.

Но дети в обязательном порядке должны иметь поддержку родителей, которая может проявлять себя в вере и понимании. Это лучше всего поможет им справиться с самой сложной из возможных ситуаций. Если ребёнок не хочет или не может с родителями обсуждать проблемы, тогда можно начать рассказывать ему о каких-то из своих проблем.

Так, вы покажете ребёнку, что всегда готовы совместными усилиями искать решения.

Источник: https://pediatriya.info/stress-u-detey-mifyi-i-realnost-sposobyi-borbyi/

Влияние стресса на организм детей-подростков с точки зрения физиологии и психологии. Понятие стресса и дистресса

Для раскрытия данных понятий мы обратились к источникам, содержащим информацию о теории стресса, разработанной Гансом Селье. канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения, определивший теорию стресса

Дистресс имеет место в том случае, когда человек угнетен своей работой, недоволен жизнью, чувствует себя жертвой. Эустресс возникает в результате положительного напряжения, которое появляется в период движения к цели. На основе практических исследований доктор Селье показал, как эустресс помогает укрепить иммунную систему, увеличить продолжительность жизни.(7)

Стресс является наиболее характерным психическим состоянием, возникающим под влиянием сложных жизненных ситуаций. Само понятие стресса было введено в обиход Гансом Селье в 1954 году. Стресс есть неспецифический ответ организма на любые требования извне. Г.

Селье назвал это явление «адаптационным синдромом»(4) и выяснил, что он протекает в три стадии, развертывающихся как единый процесс: стадия тревоги, стадия резистентности (адаптации) и стадия истощения. Стресс, протекающий в рамках первых двух стадий (эустресс), даже полезен для организма.

Это стресс, вызванный положительными эмоциями, или «несильный стресс, мобилизующий организм». Если же защитных сил организма недостаточно, наступает стадия истощения адаптационных резервов, что может привести к ряду психических и психосоматических расстройств. Такой негативный вид стресса получил название «дистресс».

Основными его симптомами являются: упадок сил, быстрая утомляемость, вялость, раздражительность, головные боли, снижение интеллектуальных возможностей, нежелание что-либо делать, переменчивое настроение.

С точки зрения психологии стресс — это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Стресс можно определить как требование адаптации и преодоление трудностей обычно в ответ на изменение условий жизни.

Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то проявляются негативные эффекты стресса, такие как соматические симптомы.

(4) Сегодня юношество испытывает как нормальные стрессы, связанные с подростковым развитием (физикальные изменения) а также с непредвиденными стрессовыми явлениями жизни (разрыв связей) которые требуют адаптации и противостояния трудностям.

На жизненном пути происходит множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, — это поможет смягчить негативные последствия.

Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний.

Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических11 болезнь, возникающая на почве эмоциональных переживаний заболеваний.

Если просмотреть перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то можно увидеть, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на жизнь (личный успех, успешная сдача экзаменов).

Кроме того, в течение жизни можно испытывать и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, университета, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п.

Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эустресс22 положительное, мобилизующее влияние стресса на человека, отрицательные — дистресс33 отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, или просто стресс. (4)

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме.

Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы).

Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (смена места учебы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

С точки зрения физиологии стресс, а точнее его последствия, вызывает заболевания, протекание которых пагубно сказывается как на организме подростка, так и воздействует на его еще до конца не сформировавшуюся психику.

Заболевания внутренних органов и систем организма, возникающие вследствие воздействия стрессовых факторов, получили название психосоматических. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.

Несмотря на то, что все эти болезни имеют разную этимологию, их объединяет целый ряд общих признаков: 1.

Начало заболевания провоцируется психогенными факторами (психическая травма, эмоциональный стресс), действие которых может быть кратковременным (смерть близкого человека), довольно длительным (конфликт в семье, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности, уродства). 2. Не только начало заболевания связано со стрессовой ситуацией, но и любое обострение или рецидив болезни.

Читайте также:  Алкогольная депрессия: разновидности, симптомы, лечение

3. Психосоматические расстройства обычно протекают фазно, и их обострения в той или иной степени носят сезонный характер. 4. Генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям.(5)

Один и тот же эмоциональный стресс вызывает у подростков различные реакции и заболевания. Это различие определяется не только генетической предрасположенностью к определенным заболеваниям, но и характерологическими особенностями.

Если у личности вспыльчивой, возбудимой, склонной к агрессивным реакциям и вынужденной их сдерживать, обычно повышается артериальное давление, то у человека застенчивого, впечатлительного, с комплексом неполноценности ответом на эмоциональный стресс может быть развитие неспецифического язвенного колита.

Психосоматические болезни — это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Они возникают, когда воздействие внешнего фактора настолько интенсивное, что защитные силы организма не справляются со стрессом.

Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит от силы, длительности самого воздействующего фактора, от психологического и физического состояния человека.(5)

Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную11 автономная, нервная система—часть нервной системы нервную систему и проявляется в виде различных вегето-сосудистых реакций. Психогенная ситуация, как провоцирующий фактор, запускает вначале общую неспецифическую реакцию адаптации.

Наиболее часто встречаются три типа таких реакций: 1. Реакция со стороны выделительных органов — потливость, рвота, учащенное мочеиспускание — возникает при волнении перед экзаменом, ответственным докладом и т. д. 2. Температурная реакция.

Повышение температуры часто наблюдается у детей в любой стрессовой ситуации (прорезывание зубов, сильный плач, переутомление). Температурная реакция характерна и для некоторых детей, причем в длительной психотравмирующей ситуации может держаться 37,0-37,5 С. 3.

Реакция со стороны сердечно-сосудистой (5) системы в виде сердечных спазмов, повышения артериального давления, учащенного сердцебиения.

Такие неспецифические реакции могут сопровождаться тревогой или страхом. При повторных воздействиях психогенных факторов или в условиях длительной психотравмирующей ситуации ответная реакция на стресс приобретает специфичность в виде поражения отдельных органов и систем организма.

Обычно поражается орган-«мишень» (5), имеющий к этому наследственную предрасположенность. На начальном этапе соматические расстройства функциональны и в ряде случаев маскируют или «зашторивают» психические заболевания (невротические расстройства, депрессии).

В дальнейшем болезнь принимает стойкий или даже необратимый характер, что затрудняет ее лечение.

Подростки на почве эмоциональных переживаний могут совершать необдуманные поступки. Они не понимают, какими могут быть последствия таких поступков.

Пропуск уроков частое явление у подростков с психосоматическими жалобами. Неспособность возвращения в школу может привести к растущему чувству беспомощности и сохранении навсегда роли больного.

Если подросток пропускал школу то возвращение в класс и другой деятельности должно быть запланировано так скоро как это только будет возможно; однако подростки и их родители могут воспротивиться возвращению в школу, приводя целый ряд причин.

Подросток может испытывать страх перед возвращением, так как он или она имеют академическую задолженность. Некоторые также боятся возвращения в группу сверстников и объяснения их отсутствия друзьям. Полезно постепенное возвращение в школу.

Пребывание в школе часть дня было бы хорошим стартом, позволявшим подростку постепенное вхождение в академическую, физикальную и социальную среду школы.

Академические трудности, включая неспособность обучения, должны быть оценены у детей, испытывающих длительные затруднения при плохих отметках.

Психоучебное тестирование клиническим психологом может помочь отдифференцировать низкую успеваемость, связанную с непосещением школы, и таковую, связанную с неспособностью к обучению. Нередко подростки с соматическими жалобами просят освобождения от физкультуры или гимнастики.

Так это может быть полезно для некоторых с точки зрения снижения на время их физической активности, то присутствие на уроках физкультуры следует поощрять с целью дальнейшего возвращения к полной нагрузке.

Таким образом, психосоматические проблемы довольно часты у подростков и часто стресс играет важную роль в их развитии и поддержании.

Для того чтобы ребенок смог нормально преодолеть один из самых сложных периодов своей жизни, его нужно стараться предостеречь от последствий дистресса.

Дистресс оказывает отрицательное влияние не только на деятельность человека, его эмоциональную сферу, но и на организм в целом, что влечет за собой множество болезней, начинающих развиваться под влиянием каких-либо сильных отрицательных эмоций, которые потрясли человека. Для ребенка последствия дистресса могут быть в несколько раз хуже, чем для взрослого человека.

Это объясняется тем, что подростковый организм очень уязвим и восприимчив к внешним воздействиям со стороны как близких, так и незнакомых ему людей. Подросток восприимчив к любой критике со стороны окружающих, поэтому необходимо поддержать его в период «подросткового комплекса».

Необходимо предостеречь ребенка от пагубного влияния критики или насмешек, чаще всего исходящих от сверстников. Иначе это повлечет за собой серьезные расстройства психики и другие нервные расстройства. О том, как избежать последствий дистресса и его неблагоприятного влияния на подростковый организм мы расскажем в следующей главе.

Источник: https://studbooks.net/1682488/psihologiya/vliyanie_stressa_organizm_detey_podrostkov_tochki_zreniya_fiziologii_psihologii_ponyatie_stressa_distressa

Как снять стресс у детей. Температура на нервной почве у детей

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Как сгладить неприятные моменты после посещения садика?

В том случае, если ваш малыш пошел в детский сад, и вы начали замечать за ним некоторые истерические припадки, то в таких ситуациях вы должны предпринять все меры, которые будут направлены на сглаживание неприятных последствий после посещения детского сада. В таких ситуациях:

  • Постарайтесь создать в домашних условиях очень щадящую обстановку, которая будет бережно воздействовать на нервную систему ребенка.
  • Постарайтесь лояльно относиться к всевозможным капризам, так как нервная система и так напряжена. В таких ситуациях вы должны приобнять и пожалеть своего кроху.
  • Если у ребенка имеются какие-то вредные привычки, то отучать от них в адаптационный период не стоит, так как нервная система перегружена по полной.
  • Если вы говорите о садике с родными и знакомыми в присутствии своего чада, то отзывы об этом учреждении и всех воспитателях должны быть только положительными и хорошими. Ребенок должен понимать, что место, в которое он ходит, очень нравится его родителям. В таких ситуациях он немного успокаивается.
  • С самого утра перед походом в садик постарайтесь организовать малышу только самые положительные эмоции.
  • Заранее постарайтесь продумать весь ваш ритуал прощания, перед тем как отпустить малыша в группу. Прощание должно быть радостным и достаточно теплым.
  • Если несколько первых недель ваше дитя начинает плакать, ни в коем случае не пугайтесь таких слез. И никогда не злитесь на то, что он плачет. Слезы являются некой защитой нервной системы, поэтому такая реакция вполне целесообразна.
  • Постарайтесь по максимуму облегчить момент вашего расставания. Желательно, чтобы в садик ребенка отводил тот человек, с которым малышу прощаться легче всего.
  • Перед уходом напомните ребенку о том, что вы обязательно вернетесь и заберете его. Он не должен думать о том, что его все бросили на произвол судьбы. При этом старайтесь все время вовремя забирать его домой.
  • Как только вы заберете вечером его из дошкольного учреждения, выделите хотя бы небольшой промежуток времени, который вы сможете посвятить конкретно ему, а не домашнему хозяйству. Он должен знать, что нужен вам, и вы его любите.

Соблюдая все эти несложные условия, у вас выйдет сделать процесс адаптации безболезненным для дитя и очень быстрым.

Источник: https://stopzaraza.com/psixologiya/stress-u-rebenka-kak-vliyaet-chto-delat-simptomy-prichiny-lechenie-tabletki.html

Ссылка на основную публикацию